Её величие никто не смог перебить.

Долгие годы среди геймеров было популярно мнение, что в России не умеют делать игры. Отчасти оно было обосновано: неиграбельной дичи всегда было больше, чем достойных тайтлов. Но находились исключения, из которых составлялись плотные списки лучших российских игр: «Вангеры», «Дальнобойщики», «Паркан», «Мор. Утопия», какой-нибудь «ИЛ-2: Штурмовик», пара достойных квестов, Beholder, относительно недавняя Escape from Tarkov и совсем свежий хит – The Life and Suffering of Sir Brante.

Список пополняется новыми названиями, а это показывает, что с индустрией всё уже не так плохо. Чего только стоит Black Book, так красиво обыгравшая славянские мифы. Но пора признать: лучшая игра из тех, что выпускали российские разработчики – вторая часть серии «Космические рейнджеры», вышедшая в 2004 году. Сейчас мы докажем её бесконечное величие.

Что это за игра?

Первые «Космические рейнджеры» вышли в 2002 году и были скорее локальным успехом, чем грандиозным хитом. Когда сегодня кто-то хвалит эту серию, то подразумевает, вероятно, масштабный сиквел. Но обе игры в своей основе – космическая пошаговая RPG с отдельно живущим миром и богатой экономикой. 

Ваш персонаж, как ни странно, космический рейнджер. А какой – зависит от выбора игрока. Можно быть честным воякой, наёмником, пиратом или торговцем, летающим от системы к системе, чтобы нажиться на разнице в ценах. Она, кстати, может быть колоссальной: экономика в «Космических рейнджерах» основана на избытке и дефиците, местном производстве и прочих подобных вещах. И всё это меняется в динамике.

Теоретически можно заниматься чем угодно, но у вас перед носом всегда маячит основной сюжет, угрожающий всей галактике: лучше найти на него время в своём напряжённом графике. Но первая часть – просто крепкая RPG в космическом сеттинге, а вторая подарила игрокам намного больше возможностей.

Вместо одной игры вы получали целую кучу

Проведём небольшую инвентаризацию ваших возможностей. О некоторых мы уже сказали. Простенькая боевая система позволяла участвовать в сражениях, бороться с пиратами или наоборот грабить суда. С торговлей всё тоже более-менее ясно. Ещё вы поднимаете рейтинг рейнджера, выполняя задания и уничтожая других. Также можно прокачивать как навыки пилота, так и корабль, устанавливая на него разные модули и оружие.

Есть основной квест: ваша галактика переживает вторжение чужеродной роботической расы, которое нужно остановить. Критичность ситуации напрямую зависит от полоски сложности. На 50% вы можете не делать ничего – будет шанс, что игра пройдёт себя сама. Да, серьёзно: другие рейнджеры тоже участвуют в конфликте, пока вы торгуете на задворках мира.

Всё это уже неплохо, но было бы скучно заниматься бесконечными эскорт-миссиями и заданиями из серии «принеси десять крысиных хвостов». Таких игр множество. Если отбросить космический сеттинг, на ум приходит серия Port Royale, аркада Sid Meier’s Pirates и чересчур свободная RPG Mount & Blade. После какого-то этапа в этих играх было нечего делать.


«Космические рейнджеры 2» решили эту проблему с помощью неожиданных механик. Здесь есть аркадные бои в реальном времени, когда вы влетаете в кротовую нору. Но это мелочь. Гораздо интереснее второй момент – наземные бои в игре реализованы в виде стратегии в реальном времени, где вы конструируете боевых роботов, чтобы разрушить вражескую базу. 

И это круто. В RTS-элемент можно залипнуть надолго – в начале нулевых жанр находился в прайме. Конечно, это не Command & Conquer, но дополнение приятное. Особенно когда открываешь его впервые. Почитать, почему умерли стратегии в реальном времени, кстати, можно в этом материале.

Но фирменная фича «Космических рейнджеров» – не RTS-эпизод, а большое количество текстовых квестов. У каждого игрока свой стиль прохождения, но лично я всегда залипал в них. Это настолько шикарная штуковина, что о ней необходимо сказать отдельно.

Текстовые квесты сделали «Космических рейнджеров» легендой

Казалось бы, не так уж и круто – игровая индустрия переболела текстовыми квестами задолго до 2004 года. Или всё-таки нет? Disco Elysium, вышедшая в 2019 году, со старта стала безумным хитом в инди-сфере. Хотя это RPG без боевой системы: все истории разворачиваются на полотнищах гениально написанного текста, а перемещение от персонажа к персонажу – просто приятный бонус.

Disco Elysium

После релиза Disco Elysium с почти миллионом слов, многие бросились вспоминать, когда же что-то подобное выходило в последний раз. И знаете что? «Космические рейнджеры 2» – чуть ли не единственный вариант, соответствующий этому параметру.

Как это работало? Иногда, прилетая на новую планету за очередным заданием, ваш рейнджер попадал в цепочку событий, требующую решения прямо на месте. Это могло быть что угодно: инопланетная охота на странных тварей, погружение с аквалангом для деактивации оружия под водой, дипломатические переговоры, управление лыжным курортом или чемпионат по рыбалке. Ещё можно было посидеть в тюрьме или поваляться в психушке.

Сделать для каждого из этих занятий отдельную механику – нереальная амбиция. Поэтому разработчики реализовали всё в текстовых квестах, где вы выбираете правильные варианты, чтобы приблизиться к хорошему финалу. 

Как это часто бывало с великими тайтлами из прошлого, большая часть игры разворачивалась у вас в голове. Но это не минус. За рендер отвечает ваш мозг, а не железо, поэтому текстовые квесты из «Космических рейнджеров» никогда не постареют. Те, кто не любит читать, всё равно отсеялись на более ранних этапах игры.

С текстом всё было нормально. Проблемы начались в переиздании «Космические рейнджеры HD: Революция». У разработчиков из Elemental Games было, судя по всему, специфическое чувство юмора. Поэтому один из инопланетян сообщал вам о некоем изобретателе Йцукеннберге, укравшем технологию «Пасебук». Вряд ли я забуду этот момент. 

На базе рейнджеров, кстати, находилась голограмма носатого мужика из мема «Ломай меня полностью»? Без этих элементов игра была бы лучше, но они всё равно не убили величия остальных вещей. Всё это превращалось в богатый живой мир, который во время первого прохождения казался бесконечным.

У игры не было западных аналогов

И это делает её уникальной. Вы не найдёте космическую пошаговую RPG с элементами RTS, независимой экономикой, частичной процедурной генерацией мира и большим количеством текстовых квестов. Этот экспириенс вам предоставят только «Космические рейнджеры 2». Ни один игрок не сможет сравнить эту игру с западными аналогами.

Beholder

Теперь посмотрим на другие русские хиты. Пятых «Героев» всегда будут сравнивать с третьими, сделанными не в России. Крутость «Корсаров» мерят по другим пиратским играм, Atom RPG претендует на титул нового Fallout, а в Beholder есть механики из Papers, Please! и других игр. Аналоги есть практически у всего.

Более того, российские игры годами (особенно в нулевых) шли по пути местного кино. Разработчики выпускали «наш ответ Quake III», «наш ответ Doom», «наш ответ Diablo» и «убийцу Far Cry». Хотя их, конечно, никто никогда не спрашивал.

«Космические рейнджеры», возможно, тоже вдохновлялись каким-нибудь старьём, но их всё равно воспринимали как оригинальный продукт. Без прямых сравнений с западными аналогами и без обидных скидок: «Ну, неплохо для российского проекта». Игра хороша сама по себе, а не как чей-то сателлит.

Так почему «Космические рейнджеры» круче всего остального?

Для начала посмотрим на других претендентов. Я годами спорил с другом, что трон лучшей российской игры должна забирать «Мор. Утопия» от великих Ice-Pick Lodge. И у меня были хорошие аргументы. Она тоже не имеет аналогов и даёт уникальный сеттинг и мир, прописанный не хуже, чем какой-нибудь Morrowind. Но этого, к сожалению, мало.

Почему? Если вы сыграете в «Космических рейнджеров» сейчас, они отдадут стариной, но всё равно покажут свои лучшие стороны. В игре никогда не было диких багов, не считая проблем на самом релизе HD-переиздания в 2013 году. Все механики работают, и их можно понять интуитивно.

«Мор. Утопия»

«Мор» же, при всём своём величии, практически неиграбельный. Это судьба многих легенд. Чего только стоит сломанная во всех местах Vampire: The Masquerade, всё равно ставшая культовой. И «Мор. Утопия» точно так же мешает играть в себя, раздражая всем: от передвижения до нюансов сложнейшей боёвки – вы не понимаете, попали по врагу или нет. 

«Тургор»

«Тургор» от тех же Ice-Pick Lodge слишком абстрактный и непонятый аудиторией, как и какие-нибудь «Вангеры». И так практически со всеми крутанами из прошлого. Они могут рассказать шикарную историю или удивить идеей, но при этом не ходят, а прыгают на одной ноге. Хотя и «Мор», и «Тургор» глубже «Космических рейнджеров» как художественные произведения. Но по сумме факторов побеждает всё-таки игра от Elemental Games.

Это цельный экспириенс, замиксовавший в себе понятные механики и мощные нововведения. Каждый, кто рос на этой игре, никогда не забудет первые прохождения. Если бы «Космических рейнджеров» не существовало, а продукт с таким концептом появился бы в 2021 году, его всё равно посчитали бы смелым инди-экспериментом. До «Рейнджеров» российские разработчики не выпускали чего-то настолько комплексного и оригинального. Как и после.

То, что сейчас появляются Black Book и The Life and Suffering of Sir Brante – не заслуга «Космических рейнджеров». Ландшафт индустрии слишком сильно изменился. Когда таких проектов станет больше, мы наконец избавимся от заголовков в духе «10 российских игр, за которые не стыдно». Но в эпоху своего прайма «Космические рейнджеры» были не одной из, а самой главной игрой.

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии