Уместный пример или чушь?

Новый альбом Оксимирона пусть и не оказался таким громким и эпичным, как «Горгород», но Мирон точно вернулся в инфополе. Фраза «Я всё это хаваю. У меня нет выбора» стала мемом на годы вперёд, как и строчка про Екатерину Шульман. Но, что важнее, Окси снова используют как доступный пример из поп-культуры. Так, Ксения Собчак проиллюстрировала свой выпуск про инфоцыган историей, как Янович презентовал «Красоту и Уродство». 

Значит ли это, что все мы просто попались на уловку Оксимирона, а его техника действительно похожа на ту, что используют торговцы пустотой из инстаграма для пиара марафонов желаний? И да, и нет. Тут нужно разобраться подробнее.

Что конкретно сказала Собчак?

Мирон возник в ролике Ксении, когда она объясняла зрителям, что такое «прогрев» и как его используют инфоцыгане, чтобы создать искусственный ажиотаж вокруг своих курсов. Как и Оксимирон, который не просто вдруг выпустил альбом, а начал с нагнетания обстановки.

Сначала баннеры с вопросом «Когда альбом?», потом клип «Кто убил Марка?», а, когда всё это закончили обсуждать, появляется информация о дате самого релиза. Мирон прогрел аудиторию, прежде чем выпустить продукт. Так же поступают и инфоцыгане, а точнее их продюсеры.

Сначала блогеры невзначай показывают в сторис, насколько они успешны: например, хвастаются новым айфоном, тачкой или дорогими часами. Потом дают пространные обещания, что желания подписчиков тоже могут сбыться, а они, блогеры, точно знают, как это работает. И только позже, когда люди клюют и начинают задавать вопросы, появляется долгожданный продукт: курс, марафон или, в случае с Оксимироном, альбом.


Технически кейсы похожи, но у Мирона есть важные отличия

С точки зрения пиара и Мирон, и инфоцыгане совершают одни и те же шаги. Сначала создают спрос на то, что ещё никто не видел, а потом на него отвечают. На пустом месте у блогеров было бы гораздо меньше наивных участников марафона, а у Оксимирона слушателей. Помните, как после «Кто убил Марка?» все месяц обсуждали только камбэк Окси? Вот-вот.

Но кое-что в примере Собчак не сходится. Во-первых, сам факт сравнения с продавцами воздуха. Каким бы ни был альбом «Красота и Уродство», он действительно существует, что кардинально отличает его от курса «Как стать богатым?» Чтобы это не смотрелось странно, можно было бы сказать, что мошенники просто используют классические техники пиара. Те же, что и Оксимирон.

Есть и второй момент. Оксимирон между началом маркетинговой кампании и самим альбом выпустил ещё и микстейп, а после заставил слушателей ждать снова. А это уже настоящий перегрев аудитории. Знать о таком куда полезнее, а Мирон не так уж хорош в инфоцыганстве. Но его спасает наличие настоящего продукта, к которому, в отличие от марафонов и курсов, можно вернуться в любой момент.


Чем Оксимирон и инфоцыгане действительно похожи?

И всё-таки есть один важный пункт, по которому пример попадает на сто процентов. В том же видео говорится, как инфоцыгане на стадии прогрева подкупают аудиторию личными историями. Они якобы поднимались со дна, а то и показывают учеников/родственников, у которых теперь всё хорошо. Конечно, чтобы подписчик подумал: «Вау! Это всё по-настоящему!» 

Если бы давления на эмоции и апелляции к страхам и ценностям аудитории не было, вся индустрия инстааферистов работала бы с гораздо более низким КПД. Но эти элементы присутствуют, и здесь Оксимирон подходит идеально. Почему? Всё проще, чем вы думаете.

Мирон тоже надавил на эмоцию и зашёл с козырей, когда выпустил «Кто убил Марка?» Это и конец истории десятилетней давности, и исповедь на десять минут, и мощное обещание чего-то совершенно иного. Лучший ход, чтобы все поверили, что камбэк будет эпически важным и его точно нельзя пропускать. Вот в чём Мирон и инфоцыгане действительно похожи. Но от Собчак эта часть примера почему-то ушла.

Остальная часть выпуска – простенький гайд для новичков по методам и звёздам мира инфоцыганщины. Полезно, но можно и лучше. Пример с Окси показал, как актуальные инфоповоды могут иллюстрировать сложные темы. Жаль, что это закончилось на стадии объяснения на пальцах.

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии