Всё, что нужно знать в день премьеры самого ожидаемого фильма года.

Третий фильм о марвеловском Человеке-пауке уже сегодня возвращает зрителей в кинотеатры – в больших городах лучшие билеты давно проданы по предзаказам. Разбираемся, оправдан ли такой ажиотаж и рассказываем, чем удивляет фильм, соединивший в себе наследие всех ключевых экранизаций комиксов о дружелюбном соседе. Осторожно: возможны лёгкие спойлеры.

Это лучший проект Marvel со времён «Мстители: Финал»?

Да. Тут спорить не о чем – Marvel давно не радовала размашистыми блокбастерами. Если бы не Паук, 2021-й стал бы самым провальным в истории студии: «Чёрную вдову» и «Вечных» ругали как критики, так и зрители, «Шан-Чи» – слишком локальная история, а сериалы пока и близко не подобрались к уровню фильмов.

По эмоциям «Нет пути домой» круче третьих и четвёртых «Мстителей». По зрелищу – увы, нет. Но такого количества звёзд, экшн-сцен и важных для киновселенной событий не было уже пару лет. Более того – у Marvel получился самый впечатляющий кроссовер в истории кинокомиксов: взяли не количеством, как в «Финале», а качеством.  

Это типичный фильм Marvel?

И да, и нет. Лубочных аттракционов, не всегда удачного юмора и пасхалок для фанатов по традиции много. Первый час вообще ничем не отличается от прошлых двух фильмов про Паучка с Томом Холландом в главной роли. Но чем дальше, тем меньше стандартного марвеловского тона.

Даже с шутками тут чаще хорошо, чем плохо – ещё ни один современный блокбастер так остроумно не работал с мемами. Авторы новой франшизе о Пауке по-доброму смеются над чудачествами прошлых экранизаций, тонко подмечая все несостыковки, странные моменты и наивность старых сценариев. Например, Джон Уоттс и коллеги делают акцент на том, что каждого из врагов прошлых Паучков можно вылечить буквально одним действием.


Главное отличие от стандартного марвеловского кино легко описать одной фразой: наконец-то этому воплощению Человека-паука дали настоящую драму. Первые два фильма были про беззаботные приключения школьника – даже дядя Бен с великой ответственностью остался за кадром. Питера всегда опекали – то Тони Старк, то Ник Фьюри. Здесь же он вынужден всё разруливать сам и пожинать драматичные плоды ошибок. Две прошлые версии киношного Паука всегда начинали с трагедии и с каждой новой сценой страдали лишь сильнее. Герой Холланда стартовал как ребёнок, оказавшийся в уютном мирке рядом с «Мстителями». Взрослую личную историю он обрёл только сейчас – а она в случае Паучка невозможна без боли и мучений.

Для Marvel триквел «Человека-паука» вышел довольно мрачным. Спасибо прямому влиянию предыдущих фильмов о персонаже. «Нет пути домой» в равной степени и часть киновселенной Marvel, и связующий элемент всех паучьих экранизаций. Даже если ненавидите героя Холланда, то этот фильм вам всё равно зайдёт. Marvel создал идеальный компромисс, примиривший фанатов каждой из трёх версий Паучков.  

«Нет пути домой» лучше предыдущих двух фильмов?

В разы. Это принципиально другой уровень. Если вы не фанат кинокомиксов, но росли на Пауках Магуайра и Гарфилда, то можете смело игнорить первые два фильма марвеловской трилогии и идти на этот – потеряете лишь несколько нитей общего сюжета, которые не то чтобы сильно важны.


«Возвращение домой» – история, сделанная под явным влиянием фильмов Джона Хьюза. «Вдали от дома» – смягчённый «Евротур» в антураже кинокомикса. Джон Уоттс выдерживал новую франшизу о Пауке в стиле классических молодёжных комедий и семейных фильмов о подростках. Как итог – слишком много школьника Паркера и его одноклассников, но мало супергеройских приключений и важных для киновселенной событий.

Триквел с шумом закрывает первую фазу в истории марвеловского Паучка. Детство закончилось, начинается новый этап – и переход к нему крайне болезненный. Личность Питера Паркера в этот раз на втором плане – теперь она неотделима от Человека-паука, поэтому из более-менее содержательных арок есть только история с поступлением в колледж. Даже ЭмДжей и Нэд из школьников-манекенов превращаются в полезных помощников и полноценно участвуют в приключениях.

Marvel наконец-то дала фанатам то, чего они хотели – похождения супергероя, который вынужден сражаться сразу с несколькими злодеями, спорить с Доктором Стрэнджем и разбираться в мультивселенной. По масштабу это кино иного порядка – во всей марвеловской франшизе столь же драматичных и насыщенных фильмов наберётся от силы штук пять. Хрон в два с половиной часа такому блобкастеру под стать – смотреть на часы и отлучаться в туалет просто некогда.

Всё так же круто, как в теориях и слухах?

Всем, кто боится даже лёгких спойлеров и намёков, лучше пропустить этот блок.

А ответ простой: все, кто следили за теориями, сливами и разборами, уже знают сюжет от начала и до конца. В этом плане никаких сюрпризов Marvel не предложила. Но оно и к лучшему: если раньше Кевин Файги обманывал ожидания гиков, то тут подарил им чистый фансервис.

«Нет пути домой» – насквозь коммерческая и манипулятивная история, которая тонко использовала теории, разборы трейлеров и сливы со съёмок как инструмент продвижения. Как автор я бы должен ругать за такое – не предложили ничего нового, а просто надавили на чувства. Но знаете что – мне, как зрителю, выросшему на историях про Человека-паука, абсолютно плевать, ведь это феноменально круто работает на эмоциональном уровне.

Фильм безумно интересно смотреть, даже догадываясь обо всём, что произойдёт. Кевин Файги сделал подарок всем категориям фанатов – в виде короткого камео даже завезли героя, который пропал с радаров и не вписывался в концепцию киновселенной. Остальное фансервис-безумие – праздник для всех, кто видел хотя бы парочку фильмов о Человеке-пауке.

Идея с персонажами из других фильмов сработала?

Боже, да, ещё как! На 10 из 10! Создатели учли каждую мелочь и надавили на все возможные рычаги – почти всё повествование состоит из отсылок, пасхалок и самоиронии, причём большинство из них выкупит обычный зритель.

Пятёрка опытных злодеев из других вселенных явно превосходит Паука-школьника по силам. Это добавляет интриги, учитывая, что большую часть хрона он вынужден вывозить всё один – на полноценный тандем со Стрэнджем не надейтесь. За взаимодействием нового Человека-паука с уже знакомыми Зелёным Гоблином, Доктором Осьминогом, Песочным человеком, Ящером и Электро наблюдать безумно интересно – причём не столько в сражениях, сколько в диалогах. Пожалуй, это единственный сценарный ход, который может удивить и запутать даже хардкорных фанатов.

Ещё один плюс внедрения знакомых героев – актёрский. В Marvel редко заглядывают зрелые статусные звёзды и живые легенды. Если таких и приглашают, то чаще всего либо на небольшие, либо на блеклые роли – как было с Энтони Хопкинсом, Анджелиной Джоли и Сильвестром Сталлоне. Даже Курту Расселу в сиквеле «Стражей Галактики» толком нечего было играть.

В «Нет пути домой» обратная ситуация. Уиллем Дефо – первый пример появления в Marvel великого актёра, которому есть где продемонстрировать талант. Времени у него тут почти столько же, как в первом фильме о Человеке-пауке, но по драматургии местами задачи сложнее – Дефо несколько раз незаметно и правдоподобно переключается от добряка Нормана Осборна к безумному Зелёному Гоблину. Гостевой ностальгичный персонаж в итоге получился самым страшным и жестоким злодеем киновселенной Marvel. Игра Дефо подстегнула и остальных – Том Холланд выдаёт лучшую роль в карьере, а взаимодействие других талантливых звёзд – чистое удовольствие.

Решение намешать всякой всячины из всех прошлых фильмов о Пауке явно пошло невнятной марвеловский трилогии на пользу. «Нет пути домой» – первый завязанный на ностальгии проект, который работает идеально. Marvel смогла то, что у Disney не получилось со «Звёздными войнами» – отправила в детство, создала ощущение праздника и подарила столь редкие минуты иррационального счастья. Несколько раз во время просмотра чувствовал себя как в той самой сцене из «Рататуя».

Авторы вложили в готовую историю правильные порции уже знакомых аудитории элементов – и всё получилось. Настоящая терапия – мгновенная телепортация в счастливые беззаботные времена, первые киновпечатления и позабытую атмосферу приключений. Marvel с таким трепетом отнеслись к наследию Сэма Рэйми и Марка Уэбба, что фанаты Паучка, взрослевшие вместе с выходом фильмов, наверняка пустят слезу радости. Старым героям закрыли гештальты, подарили надежду и придумали важную функцию в новой киновселенной.  

Как там с экшном? Идти в IMAX?

В целом всё как обычно у Marvel – то есть довольно стандартно и слабо, смело можно смотреть в 2D. Финальную драку Уоттс вообще провалил: слишком темно, много мультяшной графики, однообразный фон, в мельтешащих героях легко запутаться. В результате толком ничего не видно и никакого эпика не получилось. Решить проблему можно было бы паузами и контрастами. Во многом благодаря им удался решающий махач один на один в концовке финальной битвы – там уже другой фон, более размеренный темп и мощнейшая драма.

Забавно, но визуально лучшая драка получилось не со злодеями, а между Человеком-пауком и Доктором Стрэнджем. Сцена в зеркальном измерении – одна из самых изобретательных и зрелищных в фильмах Marvel. Сплетение стилей из разных франшиз и отличные визуальные эффекты подарили нечто свежее – даже в плане развития и финала тут есть, чему удивиться.

Но средненький экшн в случае с «Нет пути домой» не такая уж и большая проблема. Два с половиной часа проходят максимально бодро, потому что создатели хорошо поработали над монтажом, вырезав всё лишнее и найдя правильный ритм. Особенно классно смонтирована первая половина, пусть и слегка сумбурно – в экспозиции быстро, но внятно доносят всю ключевую информацию, а частые переходы между сценами получились плавными и логичными.

Кому-то первый час может показаться скучноватым, потому что больше рассказывает о Паркере и слишком похож на первые две части марвеловской трилогии. Зато в начале есть классная сцена в квартире, снятая одним планом. С помощью приёма whip-pan (быстрый бесшовный переброс камеры с одного объекта на другой) и длинного плана Уоттс передал нервную атмосферу лучше любых слов – зритель может ощутить, что чувствует герой, личность которого только что стала известна всему миру.

Лучшие режиссёрские находки «Нет пути домой» Уоттс применял к спокойным диалоговым сценам. Грамотная структура и плавный переход между ними в итоге создал то самое напряжение, что не даёт отвлечься от фильма. Если первый акт сосредоточен на последствиях концовки «Вдали от дома», то следующие намного больше похожи на фильмы Рэйми и Уэбба. Постепенная смена тона отражает взросление героя – Паучок Холланда всё больше похож на прошлые воплощения персонажа, поэтому сражений, испытаний и страданий дальше становится только больше.

Есть сцены после титров?

Да, две. Как обычно – после первых красивых и после вторых стандартных, в самой концовке.

Первая – одновременно топовый пранк и задел на будущее. Вторая – вообще не сцена, а полноценный тизер. Легко догадаться, к какому фильму.

Это финал франшизы про Человека-паука в Marvel?

Нет, это начало новой. Судя по всему, Кевин Файги в отношении Паука мыслит трилогиями – контракт с Sony подписан ещё на три фильма. Первая глава, как теперь ясно, была о детстве и становлении героя. Дальнейшая история сосредоточится на уже более взрослых приключениях Паркера-студента.

«Нет пути домой» выглядит как работа над ошибками. Франшиза с Холландом была одной из самых блеклых и второстепенных в киновселенной – все лучшие появления Паучка в Marvel пришлись на другие фильмы. «Домашняя» трилогия теперь выглядит как пролог перед большой и крутой историей. Герой начинает всё заново и вполне может выйти на первые роли в новом глобальном сюжете киновселенной – особенно если договор с Sony позволит Файги использовать персонажа активнее.

История о Человеке-пауке растёт вместе с героем. Финал «Нет пути домой» даёт понять, что теперь всё будет более серьёзно, а Паучку придётся стать самостоятельным. Марвеловский триквел красиво поблагодарил всё экранное наследие персонажа и одновременно обнулил его. Пауку Холланда обрубили всё лишнее, что разительно отличало его историю от классической. Настоящие приключения Человека-паука в киновселенной Marvel только начинаются.

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии