Николай Кубрак подводит музыкальные итоги года.

2021-й – один из самых плодовитых музыкальных годов за последнее время: он вместил и долгожданные камбэки, и появления новых имён. Рассказать обо всём богатстве и разнообразии невозможно, поэтому текст разбит на простую систему с топами лучших: по 5 главных русскоязычных и зарубежных песен, по 10 крутейших альбомов и ещё по пятёрке релизов, которые не дотянули до десятки, но заслуживают упоминания.

Важный дисклеймер: невозможно говорить о любом искусстве, особенно о музыке, объективно. Обманывать себя – глупо, а читателей – некрасиво. Текст писала не редакция, а конкретный человек. Без вкусовщины не обойтись, поэтому важные и влиятельные альбомы тут соседствуют с релизами, которые впечатлили меня, но могли не зайти вам. На полноту анализа не претендую – для этого есть профильные медиа, уже выпустившие свои музыкальные итоги года. Этот текст – прежде всего, совокупность личных впечатлений и подборка, которая в конце 2021-го напомнит вам о важных релизах или откроет несколько новых имён.

Русскоязычные

5 релизов, достойных упоминания:

Dose – Пока. Изящный альбом от битмейкера, работавшего со Скриптонитом. Изобретательная поп-музыка, в которую артист тонко вплетает акустику и женский вокал: фиты с Сюзанной и Dequine – мощь. Если кто и сделает R’n’B-звук снова великим, то явно Dose.

Утро – Другое за другим. Альбом от сайд-проекта группы Motorama – уже событие. Случается оно не чаще пары раз за десятилетие. Влад Паршин сохранил фирменное пост-панк звучание с обращением к славянскому фольклору, но, в отличие от прошлого мрачного релиза, сделал всё намного добрее и светлее.

Сверкай – Непредвиденное. Этот EP лучше большинства альбомов. Сверкай снова смешивает фолк с электро-попом и делает это столь успешно, что критики в один голос называют её будущей всенародной звездой. Остаётся скрестить пальцы, чтобы сбылось: для меня Сверкай топ-1 среди современных русских музыкантов ещё с прошлогоднего альбома «Дева в беде». «Непредвиденное» – шаг вперёд: мистические тексты, чарующий вокал и витиеватая музыка превращают песни в чистую магию.

Kizaru & Big Baby Tape Bandana I. Для мейнстримного русского рэпа этот кроссовер – нечто вроде тимапа Бэтмена и Супермена. Но фильм Зака Снайдера до сих пор вызывает споры, а здесь всё очевидно – звёзды ньюскула переосмыслили классику американского хип-хопа, мощно поработали над битами и создали самый разрывной русский рэп-альбом 2021-го. С дурацкими панчами, вроде «говорю как спикер». Перебор, но на ужасные тексты легко забить – в отличие от Оксимирона, эта музыка качает. Две большие звезды идеально дополняют друг друга и атакуют Моргенштерна в чартах. Так выглядит кроссовер года в русской музыке.

Oxxxymiron Красота и уродство. Слон в комнате, которого невозможно игнорировать. Важный релиз, но не самый впечатляющий. После прослушивания тяжелейшего альбома с кучей ошибок и бэдбарсов требуется детоксикация другой музыкой. Подробнее о проблемах камбэка живого классика русского рэпа читайте тут.

Топ-10 альбомов

10. Земфира – Бордерлайн

2021-й – год больших камбэков. Оксимирона мы ждали шесть лет, Земфиру – восемь. Увы, оба больше разочаровали, чем порадовали.

В худшие моменты «Бордерлайн» напоминает Сплин, в лучшие – Radiohead нулевых: есть даже песня «Том» с явным музыкальным оммажем. Альбом вышел неровным: тут и шикарные «Ок», «Остин» и «Жди меня» (Земфира называет эту песню лучшей за долгие годы – с этим тяжело не согласиться), и слабые «Абьюз», «Этим летом» и «Снег идёт». Вместо грандиозного возвращения получился противоречивый релиз, премьеру которого подпортил скандал с плагиатом обложки. К концу года про «Бордерлайн» забыли. Даже следующий лайтовый EP «Ах» многие музыкальные журналисты сейчас ставят выше.

9. Дочь – Нити

Группа «Дочь» – дуэт вокалистки «Краснознамённой дивизии имени моей бабушки» Яны Смирновой и мультиинструменталиста Николая Ефремова. Им никто и не нужен: опытные музыканты дополняют друг друга и создают богатое экспериментальное звучание. «Нити» – самый разнообразный альбом года, где джаз часто переливается в фолк, а звучный поп – в медитативную электронику. Мощнейший дебют, напоминающий о корнях человечества, мифических сюжетах и близости к природе.

8. Тима ищет свет – Зеркало

В мультижанровости с группой «Дочь» посоревнуется Тимофей Якимов. В его альбоме поп-баллады превращаются в рэп-речитатив, а электронная трещётка сменяется гитарами. Разнообразие в звучании – способ отразить все стороны мрачного мира вокруг. В «Зеркале» есть и пронзительный гимн безотцовщины («Отец»), и хтонь семейных застолий («Тост»), и сказка о погибшей любви («Волна»). Передавая краски русской жизни, Тима использует только чёрные и серые. Парадокс, но такими средствами музыкант создаёт один из самый уютных и красивых альбомов года, которому безысходность только к лицу.

7. Скриптонит – Свистки и бумажки

«##### сколько мне лет, мне кажется, я всё ещё ребёнок», – с этой фразы Адиль начинает первый трек и задаёт тон дальнейшему повествованию. «Свистки и бумажки» – альбом о нежелании взрослеть и воспевании внутреннего ребёнка. Скриптонит отказался от мрака и пережёвывания прошлого и приготовил намеренно расслабленный и ни на что не претендующий релиз – самый лайтовый в его карьере. Перфекционизм при создании битов никуда не делся. Звучание с многослойными аранжировками столь же богатое, но повёрнутое в сторону американского рэпа нулевых. «Свистки и бумажки» – обман ожиданий и попытка уйти от однообразия. Но даже в таком легковесном амплуа Скриптонит всё ещё на голову выше большинства русских рэперов.

6. Лауд – Красный закат

Монументальный альбом уфимской группы, подчеркнувший основные тенденции умной поп-музыки последних пяти лет. Релиз состоит из мощных фитов: собрали как талантливых фрешменов (Lovanda, Lurmish, VACIO), так и маститых артистов десятых (Cream Soda, Thomas Mraz, GONE.Fludd). «Красный закат» излучает тёплый вайб и создаёт атмосферу дружеской вечеринки. В качества бонуса внутри зашиты коды культовой русской музыки: от оммажа «Машине времени» на обложке до прямой цитаты из Михея в песне «Пули».

5. Стереополина – Суперлуние

Самая эффектная ностальгия по советскому нью-вейву. Переосмысление прошлого ушло в мейнстрим – в 2021-м, например, выстрелила Dead Blonde. Но Стереополина работает более тонко, стильно и заморочено. Вместо потенциальных хитов тут эксперименты со звуком и неожиданный фит с немецкой группой Die Selection, запевшей на русском. Представьте, что электро-поп смешали с пост-панком и ностальгическими хитами – получите один из приятнейших релизов года. «Суперлуние» – размытое отражение миллениалов, с теплотой вспоминающих культуру, которую они на самом деле не помнят.

4. Привет – Передайте моим родителям

Группа «Привет» использует простую идею: девушка поёт за героя мужчину, парень – за девушку. Работает великолепно. Странно, что раньше это никто не использовал настолько регулярно и продумано. Сначала эффект удивляет, а затем помогает концентрировать внимание. В итоге 20-минутный альбом пролетает как увлекательное приключение, где нет ничего лишнего, только набор ярких историй о взрослении. Песни «Подружка» и «Нормально» звучат как хитяры – увы, непризнанные. Альбом без слабых мест – идеальное сочетание меткой лирики, классный мелодий и мощного вокала.

3. Noize MC – Выход в город

Три года назад Noize MC разочаровал провальной хипхоперой. Но всё, что случилось потом, напомнило о большом таланте артиста и его значении для русской музыки. Чего только стоит выпущенный через несколько месяцев трек «В темноте» – самый личный и лучший в карьере Ивана. Ещё через полгода случился хлёсткий удар по актуалке – песня «Всё как у людей». Нойз объяснил, кто из русских музыкантов точнее и смелее всех высказывается о важных общественных проблемах.

Вышедший под конец года альбом только подтвердил – Алексеев повзрослел и закрепился в статусе символа эпохи: такого же, какими раньше были Цой, Летов и Земфира. «Выход в город» – честный и выверенный портрет поколения 30-летних, у которых больше разочарований и горестей, чем успехов и достижений. И лирика, и музыка вышли на новый уровень: если раньше Иван выпускал дурашливые истории типа «Гимна понаехавших провинциалов», теперь он с юмором, но глубоко и трогательно говорит на ту же тему в треке «Сельма Лагерлёф».

«Выход в город» на голову выше всех предыдущих релизов Нойза. Талант к красивым метафорам выходит на новый уровень в заглавном треке, «Миокард» – честный автопортрет большого артиста, украиноязычная «Вуду» – лучшая пацифистская песня в карьере, а кавер на The Man Who Sold The World не оставляет шансов на равнодушие. Спеть под стать Боуи (да ещё и на русском) – почти невозможная задача. Noize MC отбросил шутки и мегаломанские проекты, выпустив самый содержательный и зрелый русский альбом 2021-го.

2. Mujuice – Melancholium

Роман Литвинов пять лет не делал альбомы, полностью состоящие из песен с вокалом. За это время он ежегодно выпускал релизы в жанре техно и стал соавтором сериала «Мир! Дружба! Жвачка!». Последнее – не преувеличение: саундтрек задаёт тон истории, припев Zodiac озвучивает выстрелы в кадре, а другие песни спойлерят сюжет и ведут отдельную линию повествования.

Часть треков из сериала – свежак с нового альбома. Показательно, что они выделяются на фоне остального саунда, даже старых хитов. Спустя десять лет после исторического для русской музыки альбома Downshifting артист выпустил релиз, где превзошёл молодого себя. Поющий Mujuice в идеальной форме – этого не хватало нашей музыке. На фоне такого камбэка меркнут даже долгожданные возвращения Земфиры и Оксимирона – в Melancholium нет откровенных просадок и слабых треко. Это мощное произведение и шаг вперёд для нестареющего артиста.

Mujuice сохранил всё, за что его любят – обрывочные тексты-теги, пение томным шёпотом и замороченное электронное звучание, под которое одинаково интересно и танцевать, и думать. Москву он по-прежнему называет Мордором, а в сказочную ткань песен вновь проникают кровь и вурдалаки. Это старый-добрый Mujuice, только лучше – он находит свет в меланхолии и рефлексирует на тему окружающей реальности. Среди иносказательной лирики есть и прямые строки: «20 лет подряд будущего нет». Тексты Литвинова понятны интуитивно – панторифмы и отсылки тут не нужны. Melancholium – альбом, который спасает от мрака последних двух лет, укутывая в уютную меланхолию. В любой другой год это был бы топ-1 с большим отрывом, но в 2021-м у меня случилось более мощное субъективное впечатление.

1. ooes – мои (твои) тёмные желания

Первая певица, которая догадалась бы соединить витч-хаус и смарт-поп стала бы моей фавориткой. Прослушивание ooes оказалось любовью с первого звука.

«мои (твои) тёмные желания» – идеальный альбом: короткий, прорывной, эмоциональный. Редкий релиз, где каждый трек очень хорош. Эту 20-минутную красоту хочется сразу же целиком поставить на репит. ooes продумала даже переходы между треками – одна песня плавно перетекает в другую, и это редкость для современных релизов. Альбом можно слушать как целостное произведение и полноценное авторское высказывание о противоречивом мире, где свет и тьма постоянно переплетаются друг с другом.

Лучшая иллюстрация смешанного настроения – наличие в альбоме песен «Последнее лето» и «Зима». ooes взлетела во многом благодаря последнему. Он завирусился в тик-токе, а затем осел в музыкальных пабликах. Просто посмотрите, как песня звучит на «Вечернем Урганте» – самое волшебное исполнение сезона. Советую пользоваться моментом и хрустеть снежком под «Зиму», пока есть возможность. Это столь же сказочно, как гулять в ветреную жару под «Последнее лето».

5 лучших русскоязычных треков:

5. Джарахов & Markul – Я в моменте

2021-й был богат на хиты, играющие из окон проезжающих мимо машин: от Slava Marlow и «Ты горишь как огонь» до Dead Blonde и «Мальчика на девятке». Но самой душевной и долгоиграющей оказалась летняя бомба от Джарахова и Маркула. «Я в моменте» стала гимном выпускников, а более старшему и уставшему от ковидной депрессии поколению напомнила, что радость кроется в мелочах.

4. Oxxxymiron – Кто убил Марка?

Лучшее, что умеет Оксимирон – эффектно преподносить себя в медиа. Неожиданный выход десятиминутной исповеди стал шоком для рунета и важнейшим шагом в промо-кампании грядущих релизов. Мирон выложил всё, о чём молчал десять лет – впервые упомянул Шокка, перечислил психологические травмы и раскрыл подробности инцидента с Ромой Жиганом. Да, Окси снова пошёл на смелый шаг только в тот момент, когда ему это было выгодно. И снова сыграл на образе жертвы и страдающего интеллектуала. Но сейчас это сработало лучше, чем когда-либо. Наплевать на слабенький текст, никакую музыку и простоватый клип – важен сам факт признания и явления Оксимирона 2.0, которое стало лучшей рекламой психотерапии.

3. Manizha – Russian Woman

Вспомните хоть одну песню с «Евровидения», которая вызывала бы мурашки и слёзы на глазах? Конкурс попсовых манипуляций и фриков всех мастей редко дарит настоящие эмоции. Выступление Манижи – как раз такой уникальный случай. Это лучшее, что было в конкурсе от России со времён t.A.T.u. и точно самая эмоциональная песня за всё время. Хорошая и многоликая музыка для «Евровидения» редкость, но Манижа рискнула смешать громкий фолк-вокал с бодрым речитативом, а русские лирические мотивы с английскими тегами на актуальные темы. За такое не стыдно болеть.

2. Скриптонит – Чистый

Правдивая история, в которую невозможно поверить – Скриптонит написал саундтрек для финальной сцены сериала, посмотрев только пилотную. Адиль настолько точно считал героя и предсказал сюжет, что даже название песни совпало с последним словом в сценарии. Благодаря мощнейшему треку концовка «Психа» стала самой красивой и эмоциональной в истории современных русских сериалов.

«Чистый» – тот случай, когда саундтрек работает и вне контекста. Скриптонит напомнил, что он не только талантливый музыкант, но и отличный лирик. Куплеты переполнены меткой житейской мудростью: «за столом в баре все экономисты», «сколько бы ни ели с одной миски, всё равно поспоришь, что посуды нету чистой», «просто вляпаться – непросто выйти чистым». Один из самых поэтичных и душевных треков в карьере артиста. 

1. ooes – Последнее лето

«Последнее лето» в моей вселенной – идеальный летний трек: трогательный, изобретательный, заедающий на языке. Жаль, что в реальности всё не так. Но для меня эта песня сгладила невыносимую жару 2021-го. Завидую всем юным парочкам, которые гуляли и впервые влюблялись под неё. Трогательный минимализм навечно остаётся в памяти. Видимо, поэтому перед нами всё-таки не сезонный хит. Это не однодневка.

Зарубежные

5 релизов, достойных упоминания:

Tyler, The CreatorCall Me If You Get Lost. Новый альбом Тайлера звучит скучновато на фоне экспериментального и наполненного хитами IGOR. Рэпер вернулся к корням и сделал всё ещё более заморочено и новаторски, чем на первых альбомах – релиз снова хочется разорвать на сэмплы. Но в целом альбом вышел тяжеловесным и слишком уж нацеленным на рэп-критиков.

Genesis Owusu – Smiling with No Teeth. Открытие года. Энергичный, кричащий и взывающий к корням чернокожей культуры саунд, который вполне мог бы разрывать большинство плееров мира, но закрепился только в подборках музыкальных блогеров. The Other Black Dog – самая бодрая песня года.

Black Country, New Road – For the First Time. Грандиозный дебют, который не впихнёшь в рамки одного жанра – будь то пост-панк, пост-рок или прогрессив-рок. Экспериментальное путаное звучание обрушивается на слушателя с первого трека и затягивает в бездну мрачной непредсказуемости. Из этой пятёрки были ближе всех к топ-10.

Floating Points – Promises. Невероятно красивый альбом, который звучит как один длинный трек. Композиции переливаются друг в друга и пересекаются лейтмотивами, словно это вагнеровская опера. Спокойная и минималистичная смесь джаза, эмбиента и академической музыки. Promises звучит как саундтрек без фильма – самое то для прогулок по красивым местам в любое время года.

Madlib – Sound Ancestors. Непредсказуемая музыка на стыке трип-хопа и джаза. Four Tet помог другу сфокусироваться на уникальном звучании, а не распыляться на десятки фитов. Получился лучший релиз от Madlib за последние годы. Отрада для музыкальных задротов.

Топ-10 альбомов

10. Durand Jones & The Indications – Private Space

Уютнейший современный соул с элементами фанка и блюза. Позитивный, ровный, лёгкий и добрый альбом – таких человечеству в последние пару лет не хватало. Ламповое путешествие в 70-е с явным влиянием Марвина Гэя и Earth, Wind & Fire – группа даже использует те же приёмы и методы записи. Идеальный альбом для начала новогодней вечеринки

9. BadBadNotGood –Talk Memory

В новом альбоме группа ушла от нью-джаза и хип-хопа в классическое жанровое звучание. Talk Memory – дань уважения старому джазу, где приёмы времён 20-х годов прошлого века сочетаются с фирменным звуком группы. BadBadNotGood десять лет сохраняли статус главных популяризаторов нью-джаза в мейнстриме. Talk Memory – первая серьёзная попытка получить признание внутри коммьюнити. Удачная – пусть и звучит не так хитово и доступно, как на первых альбомах.

8. Dry Cleaning – New Long Leg

Роскошный дебютный альбом группы, переосмысляющий не самый популярный саунд 80-х. Dry Cleaning – столкновение Sonic Youth и Slowdive: манеру солистки Флоренс Шоу легко спутать с декламациями Ким Гордон. По-хорошему умиротворяющая и гипнотичная музыка, которая не даст заскучать. Такого гитарного звучания и уместно отстранённого вокала мир не слышал давно. Если Dry Cleaning продолжат в том же духе, наверняка станут культовыми и повлияют на новых музыкантов. Слишком уж самобытное звучание для повидавшего всё 2021-го.

7. JOON – Dream Again

Отрываю от сердца. История простая: трек E.T. – первая рекомендация алгоритмов Spotify, в которую я влюбился. Всего полтора года назад это была единственная песня JOON, а количество прослушиваний не доходило даже до десятка тысяч. Бесконечно гонял этот чарующий электронный минимализм на репите и постоянно мониторил новые синглы. Абсолютно каждый заслуживал лайк, а долгожданный альбом стал для меня главным музыкальным подарком года.

Начало превзошло все ожидания: первые три трека – эндорфиновая бомба, один лучше другого: тот самый E.T., душевнейший Watch The Sky и кавер на Just Can Get Enough, не уступающий оригиналу от Depeche Mode. Идеальный современный поп в моём понимании – непростой, в меру танцевальный, особенный, заедающий на языке и окунающий в 80-е. Тот случай, когда музыка не надоедает после десятка прослушиваний. Элементы итало-диско, электронное звучание в стиле начала десятых и вокал на стыке The Knife и Chromatics. JOON подмечает лучшее, что подарил нам инди-поп в 21 веке, и выдаёт идеальный концентрат.

Если бы альбом завершился на восьмом треке, был бы в топ-3. Сказалась неопытность молодой исполнительницы – попытка уйти в разнообразие и смену настроения сделали концовку скучноватой и проседающей. Но JOON ещё молода и наверняка наверстает: потенциал огромный, пусть о ней пока не говорят даже профильные медиа.

6. James Blake – Friends That Break Your Heart

После одного из лучших альбомов 21 века Assume Form выпустить столь же ровную и прорывную пластинку почти невозможно. Friends That Break Your Heart точно не назвать провалом или сильным спадом, но на фоне прошлого шедевра Блэйка он теряется. Музыкант забил на желание делать революцию и нравится всем, сосредоточившись на том, что ему интересно сейчас.

Артист прошёл через душевные терзания и любовные перипетии, наконец-то успокоившись и открыв себя заново. Это всё та же манифестация новой искренности, но в более аскетичной форме и под субъективным углом. Но даже в скромном по меркам музыканта, поработавшего со многими звёздами (от Трэвиса Скотта и Бейонсе до Канье и Кендрика), релизе есть несколько жемчужин. Фиты с JID и SZA – одни из лучших коллабов в году, а Life Is Not The Same, Foot Forward и Say What You Will точно входят в топ дискографии Блэйка.

5. Low – Hey What

Год назад песни Low задали тон лучшему сериалу 2020-го – Devs. Это лишний раз напомнило, что у группы давно не выходило ничего столь же мощного, как ранние треки. Оказалось, нужно было подождать всего год – легенды слоукора устроили мощный камбэк, взяв всё лучшее из прошлых альбомов и добавив свежие элементы. Как и релиз Floating Points, Hey What звучит будто один непрерывный трек. Если не смотреть на экран, сложно понять, заиграла новая песня или это ещё предыдущая. Альбом пронизан жужжащими лейтмотивами, а треки плавно перетекают друг в друга, образуя единое звуковое пространство. Удивительно, но за почти 30 лет карьеры Low смогли стать одновременно величественнее и понятнее.

4. Billie Eilish – Happier Then Ever

В 2021-м новые альбомы вышли у трёх больших поп-див. Но и камбэк Адель, и оба релиза Ланы Дель Рэй были во многом повторением пройденного. Уровень высок, но от стилистического однообразия быстро устаёшь. В итоге более опытных коллег затмила Билли Айлиш, которая вырвалась из оков подросткового минимализма и превратилась во взрослую певицу с красивыми балладами и набором личных откровений в каждом треке. Чего-то только стоит трогательный трек о порнозависимости Male Fantasy.

Вместо простого звучания дебютного альбома тут эпик, надрыв и непредсказуемость. За пару лет Билли заметно повзрослела и как личность, и как музыкант – даже внешне она теперь выглядит не девочкой-подростком с цветными волосами, а светской дамой. От чрезмерной серьёзности постепенно устаёшь – середина альбома провисает. Но в конце Айлиш устраивает бомбардировку из трёх мощнейших песен подряд. Therefore I Am звучит как прокаченное творчество времён первого альбома, лирическая баллада Male Fantasy становится смелой и трогательной концовкой, а о грандиозной заглавной песне позже поговорим подробнее.

3. Little Simz – Sometimes I Might Be Introvert

Монументальная эпическая работа и мгновенная классика – в этом смысле у всех критиков полное единодушие. Пособие по тому, как нужно через собственный опыт рассказывать о социальном. Пригодится Оксимирону и многим русским рэперам, пусть по уровню SIMBI всё же не дотягивает до лучших альбомов, например, Кендрика. Зато тут есть грандиозный открывающий трек, оригинальная работа с симфоническим оркестром и смешение жанров, где сошлись хип-хоп, этника, джаз и соул. Альбом может понравится тем слушателям, которые не переваривают как женский рэп, так и жанр в целом. Пока что главный релиз в карьере Литтл Симз был бы лучшим хип-хоп альбомом года, если бы не одно но…

2. Kanye West – Donda

Donda – высшая точка госпел-периода в карьере одного из главных гениев современности. Канье за 40, но он продолжает менять рэп и задавать тренды – освежил дрилл-звучание, вернул в рэп искренность и сделал всё, чтобы в ближайшие годы битмейкеры чаще внедряли электронный орган с церковным звучанием. 

В отличие от большинства длинных альбомов 2021-го, этому релизу монументальность только к лицу – вместо скуки Donda устраивает религиозную медитацию, периодически ободряя мощнейшими треками, вроде Hurricane, Off The Grid или Jail. Внимание к альбому было приковано задолго до выхода, благодаря грандиозной промокампании и серии скандальных перфомансов. Но лучше всего о качестве релиза говорит тот факт, что его выход быстро затмил долгую стадионную прелюдию. Слушать Канье до сих пор не менее интересно, чем следить за его выходками.

Donda – новая глава в биографии большого артиста. В 44 Канье устроил грандиозную исповедь взрослого мужчины, поговорив об основополагающих вещах – боге и семье. За десять лет Уэст прошёл путь от «Я – бог» до «Я – раб божий». Теперь он за всё благодарит всевышнего, называет самый масштабный альбом в честь погибшей матери и в главном хите признаётся, что делает всё только для детей.

В Канье сочетается зрелость, масштаб и актуальность – уникальный талант по меркам современной индустрии. Подавление личности в угоду ближнему тут во всём: Уэст назло соцсетям и критикам поддерживает неугодных (от DaBaby до Мэнсона) и достаёт лучшее из гостевых артистов. Baby Keem гениально взаимодействует с битом на Praise God, а The Weekend записывает самый впечатляющий припев в карьере для Hurricane. Donda – не просто одно из нашумевших музыкальных событий года. Это альбом, от которого на душе становится легче.

1. black midi – Cavalcade

На протяжении полутора лет я искал конкретную музыку, которая примерно звучала в голове, но не находила воплощение в реальности. Ничего не подходило под желаемые критерии: не помогал ни гугл, ни друзья, ни гениальные алгоритмы Spotify. В июне чисто случайно вспомнил, что так и не добрался до вышедшего ещё зимой альбома black midi. Врубил и тотально выпал. Это была в точности та самая музыка, которую я давно хотел услышать.

Британские экспериментаторы выдали смесь отъехавшего джаза с авангардным фанком и брутальным роком. black midi положили болт на все правила. Ритм, размер и темп – всё на записи альбоме подчинялось только одному закону, импровизации. Из-за этого при прослушивании невозможно предсказать, что произойдёт в следующую секунду. Но, в отличие от дебютного Schlagenheim, это не просто музыкальный хаос и набор джем-сессий. Все импровизации существуют в рамках продуманной альбомной структуры и внятного повествования, которое тут скачет от антуража научной фантастики до сказочных приключений.

Второй большой релиз black midi стал сложнейшим музыкальным экспериментом в духе легендарных джазменов прошлого века – непонятно, как вообще из инструментов можно извлекать такие звуки. Но альбом не звучит как академическая скука для эстетов. Cavalcade – американские горки под психоделиками внутри старого голливудского боевика. Тот случай, когда и снобы-ценители уважительно покачают головой, и рядовые потребители музла не устоят на месте. Идеальное музыкальное сочетание разума и телесности – с отрывом самый свежий, увлекательный и разрывной альбом года.

5 главных зарубежных треков:

5. black midi – John L

Тот самый трек, на котором у меня глаза полезли из орбит от удивления. Да, оказывается, можно и так. Авангардный боевик, который нарушает законы и вынуждает тело двигаться под безумные ломаные ритмы. Самая необычная и непредсказуемая песня года: декламация вместо вокала и уничтожение гитар – это только прелюдия экспериментального шоу. Если бы эта песня была картиной, то явно рук Джексона Поллока.

4. James Blake – Say What You Will

В ранних альбомах Блэйк много страдал и сомневался. Затем выдал пиковую пластинку для дискографии, а после неё в новом альбоме достиг полного спокойствия и гармонии с собой. Say What You Will – портрет нового Джеймса Блэйка, который переварил все изменения и боль и наконец обрёл личное счастье, где чужие мнения не важны. Если не вслушиваться в текст, кайфануть можно ещё больше – потрясающе красивая мелодия и ангельский голос уносят в нирвану, нагоняют светлую грусть и притягивают к любимым людям.

3. Celeste – Strange

Великолепный альбом Not Your Muse не вместился в подборку, но не упомянуть его главный хит – преступление. Удивительно чувственная и по-хорошему каноничная фортепианная поп-лирика, от которой мгновенно возникает ком в горле. Красивейший голос Celeste в припеве задаётся простым, но прекрасно сформулированным вопросом: разве не странно, что два человека превращаются из незнакомцев в друзей, из друзей – в возлюбленных, а потом снова в незнакомцев? Абсолютно универсальная песня-драма на все времена.

2. Billie Eilish – Happier Than Ever

Заглавная песня в этом случае бесспорно ядро альбома: как лирически, так и музыкально. После хитового минимализма Билли раскрыла талант написания непредсказуемых эпиков: Happier Than Ever начинается как милая акустика, а завершается эмоциональным рок-разносом. При этом развитие очень логичное и плавное, с растянутым на пять минут крещендо. Мощнейшая рефлексия после выхода из токсичных отношений – идеальная иллюстрация смены настроения, бесконечных вопросов, злобы и долгого пути к состоянию «теперь я счастлива как никогда».

1. Kanye West – Off the Grid

Олицетворение сегодняшнего Канье Уэста, за перформансами и срывами которого скрывается растерянный взрослый мужик, пытающийся сохранить семью. От нарциссизма старого Канье не осталось и следа. Теперь он осознал кое-что важное: всё это – только для своих детей. Простейшая житейская мысль, которая крайне редко звучит в популярной музыке. Одухотворённость и мудрость Уэст вселяет и в тех, кто работал с ним над альбомом. Fivio Foreign пришёл будто не на фит, а на исповедь, вывалив самое сокровенное. Канье на протяжении почти шести минут осмысляет отношения с богом и семьёй, делится переживаниями о чернокожей культуре и много ругается (в том числе на самого себя). Но это всё равно звучит как хит с дрилловым битом и самое свежее, что подарил нам хип-хоп в 2021 году.

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии