«Некогда яркий новатор безнадежно застрял в 2010-х».

Пока в медиа форсят трек «Рецензия», попытка Оксимирона в самоиронию вызывает только печаль. Застрял он вовсе не в 2010-х, а в своём эго и художественном методе.

Даже тот же самый приём с игрой на опережение он уже применял на батле с Джонибоем. Трек-рофл же выглядит как совсем натужная самоирония: стареющий Мирон злобно смеётся над критиками в стиле Пелевина, а не шутит над собой.

В 2013-м в одном из мощнейших сольных треков Darkside Мирон вопрошал: «Сколько ещё куплетов про себя любимого?» Видимо, бесконечно – в «Красоте и Уродстве» минимум по одному такому есть в каждом из 22 треков.

После банальной, но концептуальной антиутопии Мирон вернулся к формату «весь мой рэп только об Окси». Даже перфоманс с неожиданным камбэком и горой релизов больше похож на личный челлендж, чем на попытку порадовать фанатов – деньги не бесконечные, из творческого кризиса когда-то надо выбираться. Окси вошёл в поток и выдал пару десятков песен в самой удобной для себя форме.

Больше всего альбом «Красота и Уродство» похож на дебютного «Вечного жида» – в треке «Намешано» Мирон это буквально подтверждает. Такой релиз вполне подошёл бы молодому батл-МС с онлайнов – агрессия, актуалочка и понтовые рифмы выдержаны в балансе по канонам независимых батлов hip-hop.ru. «Красота и Уродство» – ностальгия по той мироновской молодости с МЦ МИФ’ом и форумами.


Её концентрат – трек «Эминем», сочинение на тему Lose Yourself от Яныча. Мирон никогда не скрывал, что в начале карьеры был «помесью Саваша и Маршала». «Эминем» – не только дань уважения великому артисту, но и отождествление себя с ним. Оба культовых МС сейчас непонимающе озираются в современном хип-хопе, как Джон Траволта в том самом меме. И Окс, и Эм одинаково не вписываются во время, но упорно не хотят следовать трендам, то и дело их высмеивая.

Ругать больших артистов за самобытность глупо. Но проблема не в том, что они застряли в прошлом, а в самоповторах и нежелании развиваться даже в рамках собственных стилей. Ни гитарами, ни новыми битами by Danny Zuckerman не спрятать формализм и безыдейность Мирона.

Упоминание Дяди ДжиАй и боязливо-иносказательная критика режима – лишь маска, чтобы выдать себя за нового Оксимирона. Темы всё те же, что не меняются десятилетие: тяжёлое детство, долгий путь на трон рурэпа, лирические открытки бывшим, страх перед жизнью обывателя и, самое популярное, – празднование себя.


Окси всё тот же иллюзионист, что скоростью флоу, закрученными рифмами и Википедией скрывает смешные бэдбарсы – из цитат с нового альбома можно легко собрать второй такой текст. Особенно рекомендую вслушаться в «Африканские бусы», где «под колпаком как звёздочёт», «синти-поп – это цыганский священник», а Дюшану вообще поссать, раз ты не фонтан.  

Уловив такую поэзию, сразу узнаёшь старого-доброго Мирона: едва поймаешь вайб песен, как тут же врезаешься в «стриминг-римминг» и сравнения себя с писклявым и громким клаксоном. Музыкой отвлечь от бэдбарсов снова не получилось – Окси поменял продюсера, но звук и сведение по-прежнему не дотягивают до масштаба личности артиста.

Наверняка все сталкивались с альбомами, которые на тебя будто бы давят – после первых треков они словно заражают простудой, отяжеляя голову и притупляя внимание. «Красота и Уродство» из таких – большинство треков здесь звучит как бубнящий над ухом душнарь на тусовке. После часовой музыкальной лихорадки уже не помнишь, о чём и зачем всё это было – хочется либо отвлечься, либо переслушать редкие всполохи жизни, вроде «Грязи», «Эминема», «Рецензии» или «Рашн Роуд Рейдж».

«Красоту и Уродство» можно было бы назвать типичным альбомом или проходняком от Оксимирона, если бы у того была полноценная дискография и регулярность релизов. Но сборник всего лишь третий, а стратегия шестилетнего молчания провоцировала совсем другие ожидания, чем итоговое впечатление «ну, норм, типичный Оксимирон». Пафосные камбэки и хитрые загадки для фанатов – пыль в глаза, ведь за десяток лет средний слушатель уже давно понял, кто такой Оксимирон и чего от него ожидать. Незначительно меняется лишь форма, но с новым релизом Мирон не удивил даже ей.

Дикий ажиотаж вокруг релиза подтверждает грустный факт – вместе с Окси в начале десятых застрял и русский потребитель музыки. Вместо трюков нового рэпа, колдовства инди-попа и магии воскресшей гитарной музыки люди всё так же исправно попадаются на иллюзии Оксимирона. А он и сам рад обманываться, выдавая себя за повзрослевшего и политизированного большого артиста, что по-прежнему свеж. На самом же деле Оксимирон-2021 – это стабильность, но не та, что мерцает культовостью Земфиры и Касты, а та, что навевает печаль. Как Путин в Celine и Лукашенко в Margiela.

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии