Похоже, этот культ никто не остановит.

Популярность и культ – сложные понятия, но каждый из нас может назвать пару десятков фильмов и сериалов, знакомых каждому. Вероятно, ни один из них не цитируют и не вспоминают так часто, как франшизу по книгам Джоан Роулинг. О вселенной «Гарри Поттера» шутят стендаперы и пишут учёные, а публика интересуется даже мельчайшими деталями – например, тем, как в Хогвартсе устроены туалеты.

Даже Алексей Навальный, описывая своё отравление в серьёзном интервью у Юры Дудя, упомянул дементоров. Это метафора, которую точно поймут все. Последний фильм про Гарри Поттера вышел в 2011 году, но его волшебную вселенную так и не перестали обсуждать. Даже ненужный реюнион привлёк адовые объёмы внимания. Но почему же о волшебниках из Хогвартса говорят до сих пор?

Публика росла вместе с героями – это уникальный случай

Первая причина очевидна. Поколение тех, кому сейчас за двадцать пять, не просто выросло на «Гарри Поттере», но и наблюдало за становлением персонажей. Джоан Роулинг исполнила великий мув, делая каждую книгу взрослее предыдущей. «Философский камень» был волшебной сказкой, а «Дары Смерти» мрачной историей для аудитории young adult. 

А ведь никто не мешал тёте Джо оставить книги про Поттера на уровне детской литературы. Тогда это тоже была бы популярная, но вряд ли настолько культовая серия. И дурацкий перевод Марии Спивак, где Снейпа зовут Злодеус Злей, оказался бы относительно уместным.

Герои и актёрский состав растут у вас на глазах, и это выделяет «Гарри Поттера» среди других элементов поп-культуры. Повезло тем, кому на момент выхода первого фильма (или первой книги) было 11 лет – им было просто отождествлять себя с Гарри, Роном и Гермионой. Но это лишь самая поверхностная из причин.


У книг про Поттера сложный сюжет, но простой стиль

Прежде, чем мы начнём говорить о фильмах, нужно разобраться с книгами. Повсеместные обсуждения «Гарри Поттера» стартовали именно с них. Главный секрет Роулинг в том, что она продумывала много сюжетных и атмосферных деталей, но невероятно просто писала.

У неё нет графоманских описаний на десять страниц, нет внутренних монологов героев и стилистических приёмов, которыми можно что-то сломать. Читателя снабжают деталями и говорят исключительно о том, что происходит.

Похожим лайфхаком может похвастаться Дарья Донцова, но Джоан больше парилась над качеством. Отличный подход, чтобы заинтересовать детей книгами, не вызывая токсичных ассоциаций со школьной программой, полной эпитетов, описаний и непонятного языка. Поскольку Роулинг уделяла максимум внимания сюжету и темпу, книги оказались топовым фундаментом для экранизаций. Но тут не всё так просто.


«Гарри Поттеру» невероятно повезло с экранизациями

Сошлось абсолютно всё. Студия собрала топовый актёрский состав и дала много денег на разработку. Но всего этого могло бы не случиться, если бы книги вышли лет на десять раньше. Тогда ещё не зародилась культура франшизации, но в начале нулевых уже была «Матрица», а вместе с «Философским камнем» начал выходить «Властелин колец». Продюсеры и зрители поверили, что можно планировать мейнстримное кино заранее. 

Но самое удивительное в экранизациях то, что они не оскорбили фанатов книжной серии. А такое случается редко – посмотрите, как ругают второй сезон «Ведьмака» на Netflix. Создателям нужно соблюдать сложный баланс, и это главная проблема киноадаптаций.

Сделаешь слово в слово, и в фильме будет много лишнего. Изменишь слишком много деталей – нарвёшься на фанатский хейт. Неблагодарное занятие. Но из книг по Поттеру выкинули только действительно ненужные детали.

Например, бессмысленного полтергейста Пивза, которого постоянно пихали в видеоигры. Кто-то наверняка расстроился, но я ни разу не слышал нытья, что фильмы многое потеряли без этого персонажа.

Люди не замечали, как менялось качество фильмов

Об этом говорили только кинокритики, а массовая публика всегда воспринимала «Гарри Поттера» как цельное произведение. Хотя франшиза сменила много режиссёров. Крис Коламбус, снявший первые две части, сделал очень сказочные фильмы, наивные и игрушечные. Но он фанател от книг, а потому старался передать все важные детали. Миллиардные сборы доказывают, что у него получилось.

Потом вышла самая авторская часть – «Гарри Поттер и Узник Азкабана». Альфонсо Куарон поменял всё: от образов некоторых персонажей до цветовой гаммы и расположения локаций вокруг Хогвартса. Те, кто привык к Коламбусу, ругали его за это. Но третий фильм – лучший во всей франшизе с точки зрения киноязыка.

К моменту выхода «Кубка Огня» просмотр нового «Гарри Поттера» уже стал традицией. Из-за этого аудитория не заметила, что режиссёр Майк Ньюэлл испортил практически всё и сделал слабое кино с кучей провисаниями. Да ещё и в болотных подавленных тонах. И это всё равно не убило популярность, потому что все были на крючке из-за первых трёх фильмов.

А теперь представьте, что было бы, если бы кто-то вроде Ньюэлла снял «Философский камень». Всё могло бы закончиться прямо там. Но инерция от книжной основы и мощного старта сделала так, что о качестве фильмов мало кто рассуждал. Потрясающее везение, но успех не только в нём. Посмотрим детальнее.

Волшебники – хорошая метафора для аутсайдеров

Не в плохом смысле. Речь о тех, кто не похож на остальных. А так могут подумать практически все подростки. Неужели никто не мечтал, что к вам в дом ввалится огромный бородатый мужик с подарками и скажет: «Дмитрий, ты волшебник!» Ладно, это звучит жутко, но в основе «Гарри Поттера» лежит очень простая идея.

Дети, непохожие на остальных, во вселенной Роулинг оказываются другими на самом деле. У них есть билет в особенный мир для таких же аутсайдеров. Под этот темплейт можно подставить почти что угодно: социальные проблемы, странные увлечения, ориентацию и далее по списку.

Как в «Людях Икс», где простой народ травит мутантов, потому что те родились с какими-то нестандартными приколами. Но это не враги, а просто нормисы, которых пугает всё новое. Ну, знаете, маглы. В мире полно историй в стиле «Золушки», где непримечательный герой выясняет, что он избранный, но «Гарри Поттер» прорабатывает это клише намного тоньше.

С миром «Гарри Поттера» легко отождествляться

Поговорим о маркетинге. Помните, как популярны были «Покемоны» в начале нулевых? У нас это случилось несмотря на то, что в оригинальные игры на GameBoy и Nintendo DS в России не играл никто, а аниме было глупым и слабым. Но в «Покемонах» было кое-что особенное.

Обратите внимание на слоган «Всех их соберём». Мир «Покемонов» крутился вокруг гигантского количества карманных монстров, у каждого из которых свои особенности и умения. Дети, смотревшие мульт, представляли, кого бы они набрали в свою команду мечты. Популярность игр основывалась на том же принципе – каждый сам отвечал на вопрос, как бы он хотел прожить свою жизнь тренера покемонов.

У «Гарри Поттера» есть похожий вайб, начиная с распределения на факультеты Хогвартса. Куда вас отправила Шляпа? В Гриффиндор, Слизерин, Когтевран или лоховской Пуффендуй? Хороший вопрос, стимулирующий фантазию. И таких много. 

На какой позиции вы бы играли в квиддич? Какой у вас патронус? А палочка из чего сделана? Как будто Роулинг заранее держала в уме мерчагу с фанфиками, поэтому наполняла книги тоннами кастомизируемых деталей.

При этом вселенная «Гарри Поттера», хоть она и вымышленная, плотно связана с реальным миром. Представить себя на месте волшебника, которому в однушку в Химках приходит письмо по совиной почте, проще, чем мысленно отправиться в вымышленный мир, вроде толкиенского Средиземья. Для популяризации так точно лучше.

Франшиза длилась так долго, что все привыкли

Восемь картин размазали по десяти годам с 2001-го по 2011 год. Назовите хоть одну серию фильмов, которая выходила бы с такой частотой. Сейчас это легко, потому что у нас есть киновселенная Marvel, но до «Гарри Поттера» вы просто не найдёте подходящего примера. 

Да, бывает так, что культовые фильмы получают продолжение в будущем. Но посмотрите на них. Между третьим и четвёртым «Индианой Джонсом» прошло девятнадцать лет – это огромная пропасть. К тому же, «Королевство хрустального черепа» сняли чисто из-за денег и с престарелым Фордом.

Или «Терминатор». Первые два фильма шли друг за другом, но все следующие меняли актёров (кроме Шварца) и отрицали сюжеты друг друга. Никакой последовательности. Вот и получается, что новые «Терминаторы» не нужны молодым, потому что они на них не росли. Стариков же все эти перемены в каноне только огорчают.

А многие зрители «Мира Юрского периода» никогда не смотрели «Парк Юрского периода». В том числе сценаристы, но это другая история. «Гарри Поттеры» отличаются от всех этих фильмов тем, что они сознательно и запланировано выходили друг за другом, пока история не закончилась.

За все эти годы не было момента, чтобы вселенная забылась или потеряла актуальность. Она только наращивала обороты и зарабатывала новых зрителей. В 2011 году о «Гарри Поттере» знало значительно большее количество людей, чем в 2001-м. Смыть с культуры столь длительную штуковину не так-то просто. Но никто и не пытается.

Вселенная «Гарри Поттера» живёт до сих пор

Не история, а вселенная. Роулинг оставила в магическом мире белые пятна, которые можно заполнять фанатскими теориями, играми и побочными продуктами, вроде «Фантастических тварей» или книг про квиддич.

С «Тварями» забавная ситуация. Книга – бестиарий мира «Гарри Поттера», созданный ради кэша и расширения вселенной. Роулинг лишь рассказала нам о магических животных и монстрах, большинство из которых осталось за кадром в фильмах и книгах. А после из этого делают оригинальную историю, перерастающую в прямой приквел с участием Дамблдора и змеи Волан-де-Морта.

Да, между фильмом «Гарри Поттер и Дары Смерти» и релизом «Фантастических тварей» прошло целых пять лет, но так ли это много? Никто не забыл, кто такой Гарри Поттер. Даже мемы про «миллион очков Гриффиндору» толком не успели протухнуть. Не говоря уже о ежегодных скандалах с участием Джоан Роулинг.

Франшиза была бы ещё живее, если бы подлецы из Electronic Arts выпускали нормальные игры про Поттера, а не собранное наспех позорище. Но эй, мы же не в мире магии, чтобы требовать невозможного. 

Владельцы прав никогда не отпустят «Гарри Поттера»

Не стоит недооценивать силу инерции. Киновселенная Marvel убедительно доказала: можно построить империю на одних и тех же героях, и для этого не всегда нужно делать фильмы разными. Все факторы, которые мы сегодня перечислили, превратили «Гарри Поттера» в машину по зарабатыванию денег.

Так зачем останавливаться? Раз уж франшиза набрала такой темп, из неё можно выжать больше. И Warner Bros. будут заниматься этим, пока время не остановится или у них не отнимут лицензию. В играх, фильмах или мерче, но вселенная «Гарри Поттера» никуда не денется ещё долгое время. А пробелы между коммерческими тайтлами заполнят фанаты.

«Гарри Поттер» как культурное явление стал слишком тяжёлым, чтобы его можно было сдвинуть со сцены. Время, когда это могло случиться, прошло слишком давно. И это нужно принять. Станет ли поток бесконечных упоминаний волшебной вселенной от этого менее невыносимым? Ни в коем случае.

Не найдётся и аргумент, который помог бы доказать кому-то, что каждая книга повторяет один и тот же сюжет, а половина фильмов в лучшем случае средние. Вас просто никто не услышит. Остаётся сдаться.

Обезумевшим фанатам книг и фильмов по «Гарри Поттеру», конечно, стоит почитать и посмотреть что-то ещё. Но так уж сложилось, что это одна из самых простых вещей, к которой можно отослаться, если вы хотите быть понятым. Так можно подумать про «Звёздные войны» или супергероику Marvel, но даже там всё равно находятся люди, которые говорят: «А, ну я не смотрел». «Гарри Поттера» же видели все.


Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Главное
Виталий Халюков
26 Июн '22
13 самых раздражающих боссов в истории видеоигр. Из-за них бросали Mortal Kombat, Dark Souls и Diablo
Неприятные геймерские флешбеки. 
Виталий Халюков
22 Июн '22
Кодзима – не гений. Создатель Metal Gear Solid и Death Stranding крайне переоценен
Как? Разве он не безгрешен?
Виталий Халюков
07 Июн '22
Почему все ненавидят Diablo Immortal? Игра бесстыдно разводит на деньги и не оправдывает ожиданий
Тот случай, когда дьявол победил.
Виталий Халюков
05 Июн '22
Гайд по заброшенным проектам Ильи Мэддисона. Шоу с ТНТ, «Рекламное очко» и обзоры пива
Кто-то до сих пор ждёт продолжения.
Виталий Халюков
25 Май '22
Counter-Strike был банальным старьем, но стал главным сетевым шутером. Как так вышло?
Простота победила.
Андрей Ставицкий
21 Май '22
В России рухнули продажи консолей. Что геймеры выбирают вместо PlayStation и Xbox?
Этого стоило ожидать.
Комментарии