Привет из 2009 года.

Кто из комиков сильнее всех повлиял на российский стендап? Вопрос хороший, и кандидатов найдётся немало. Может, Павел Воля с его прожарками из 2005 года? Вряд ли. Или Руслан Белый? Он помог многим стендаперам и завёз жанр на телик. Круто, но тоже нет. Тогда это Коля Куликов или Кирилл Сиэтлов – те, кто двигал андеграунд, когда никто даже не знал слова «стендап»? Тоже мимо. Настоящий король – Эдди Мёрфи.

Его концерт Raw («Без купюр» или «Как есть» в зависимости от перевода) 1987 года – первое в жизни стендап-впечатление для большинства русскоязычных комиков и фанатов жанра. В конце нулевых это был шок-контент. Концерт пересматривали по сто раз и знали наизусть. А тот, кто перевёл это видео, сделал для русского стендапа больше, чем весь персонал ТНТ. Как же так получилось?

Что это за концерт и почему он залетел в России?

Raw – второй и самый известный спэшл Эдди Мёрфи, вышедший, как мы уже сказали, в 1987 году. Эдди на тот момент уже стал звездой «Полицейского из Беверли-Хиллз», но ещё воспринимался как стендапер. Впереди были «Доктор Дулиттл», «Чокнутый профессор» и другие комедии для семейного просмотра. А пока он был жёстким комиком, не стеснявшимся смачных матов на букву F.

Концерт был культовым и в США, но русские зрители в конце 80-х по понятным причинам не смотрели такие шоу. Есть даже забавный факт. Великий сериал «Клиника» сделал жирную отсылку на Raw в 2005 году, но в России её не поняли. Никто не видел оригинал. 

Теперь переносимся в 2009 год. Социальная сеть «ВКонтакте» переживает свой прайм. Она железно круче «Одноклассников». Facebook и Twitter ещё не завезли, и только раздел видео всегда был менее удобным, чем YouTube. ВК того времени – клондайк пиратского контента, который разлетается как сахарная вата в цирке (по версии одного рэпера).

В том же 2009-м «ВКонтакте» взрывает выход авторского русского перевода Raw, где Эдди Мёрфи вдруг оказывается не лайтовым приколистом из кино, а матерящимся комиком, для которого нет табу. Причём смешит он не сценками, как мы привыкли по Comedy Club и КВН, а просто стоя с микрофоном. И это, вау, гораздо круче какого-нибудь Сашки Незлобина. Естественно, видео стало мегахитом.

Сработало сразу несколько важных эффектов. Во-первых, узнавание: все знали, кто такой Эдди Мёрфи, но никогда не видели его в подобном амплуа. Во-вторых, в стране ещё не было культуры стендапа: только наборы тематических шуток от комиков с ТНТ. Поэтому материал из 1987 года казался диким новьём. О том, что Raw был их первым знакомством со стендапом, мне лично рассказывали и стендап-комики, и продюсер Томас Гайсанов. Невероятно влиятельный концерт. 

Переводчик сделал гениальную работу

Концерт озвучил украинский переводчик Владимир Завгородний. Он сделал всё, чтобы мы максимально насладились юмором Эдди Мёрфи. В первую очередь, не стеснялся адаптировать мат. Все 223 раза, когда Эдди произносил тот самый F-word, были заботливо перенесены на русский. 


Владимир Завгородний

Сам Завгородний объяснял, что нашёл концерт в списке фильмов с наибольшим количеством обсценной лексики и поэтому посмотрел его. Он так сильно смеялся над шутками Мёрфи, что пришлось переводить спэшл. Сначала Владимир синхронил для жены, а после сделал версию для всех. Именно она разлетелась в 2009 году.

Случайный перевод зародил целое движение. После этого в России начали адаптировать других классиков американского стендапа, вроде Джорджа Карлина и Луи Си-Кея. Потом к ним присоединились британцы, а дальше наступила эра русских независимых комиков. Те доказывали, что стендап – это не Comedy Club, а нечто большее.

Конечно, всё это началось бы и без Эдди Мёрфи. Но он стал для многих введением в стендап, облегчив задачу первопроходцам. Благодаря Raw люди получили прототип, с которым можно сравнивать работу комиков у микрофона. 

Мы не понимали большинство шуток, но всё равно смеялись

Сегодня в это сложно поверить. Но ведь серьёзно: Эдди почти весь хрон шутит о том, что актуально для Америки 1987 года. Сомневаюсь, что все (особенно подростки) в 2009 году чётко представляли, кто такая Брук Шилдс. Чего уж говорить про ведущего Билла Косби и старого комика Ричарда Прайора, а ведь вступительный акт строится на том, что Мёрфи изображает то одного, то второго. Для нас эти имена ничего не значили, но Raw всё равно казался самым смешным концертом на свете.

Какие-то осколки поп-культуры, конечно, можно назвать универсальными. Панчи про Майкла Джексона понимали все. Но в целом Эдди Мёрфи удивительным образом снёс культурный барьер в юморе. То ли с помощью харизмы, то ли из-за мысли, что смешно матерящаяся кинозвезда – топовое зрелище.

Сейчас российский зритель более искушён. Я знаю людей, которые смотрят русскоязычных комиков, но стоит включить им Стюарта Ли или другого британца, и скучающее лицо обеспечено. В основном из-за того, что стендапер произносит незнакомые им имена. Видимо, не хватает шокового эффекта новизны. Стендапа-то теперь полно.

Парадокс в том, что к 2009 году жители США уже не считали Эдди Мёрфи топовым комиком. Крутым артистом из прошлого – может быть. Но актуальные вещи делали другие люди, а Эдди превратился в американскую версию Михаила Галустяна, сытого человека из фильмов категории 6+. Комедию же двигают преимущественно злые и голодные люди.

Смотрится ли это в 2021 году?

Только как музейный экспонат для историков комедии, которые любят даже концерты Ленни Брюса и знают, что после выступления юмориста точно примет полиция. Или если вы ностальгирующий зритель, который спустя десятилетие может договаривать панч-линии за Эдди и Владимира Завгороднего. 

Но показывать это тем, кому в 2009 году было слишком мало лет, просто бессмысленно. Для них это будет несмешной артефакт, по уровню прогрессивности юмора уступающий стендапу с эфирного ТНТ. Да и кто такой этот ваш Эдди Мёрфи? В 2021 году мужику стукнуло 60 лет!

Олды, конечно, могут и всплакнуть, вспоминая свой наивный 2009 год и первый опыт со стендап-комедией. Но это не означает, что концерт Raw хорошо сохранился. Как, например, и вставки с поздним Карлином, которые так обожает BadComedian. 

В конце нулевых это была бомба, показавшая, насколько российский юмор того времени отставал от мировых трендов. Теперь, когда ситуация выравнивается, мы можем вспоминать концерт Мёрфи как первую ступеньку. Если Raw и нужен не для ностальгии, то разве что в качестве напоминания: русскоязычный юмор развивался не в вакууме, где после Comedy и «Убойки» вдруг почему-то началась эпоха стендапа.

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Главное
Данил Тармасинов
27 Янв '23
Когда покажут новый сезон КВН? Уже есть расписание – главных фаворитов Высшей лиги свели в одной игре
Ждем первого эфира уже совсем скоро.
Данил Тармасинов
24 Янв '23
Кто сыграет в Высшей лиге КВН в 2023 году? Уже есть фаворит и главная интрига сезона
Звезды чемпионской команды готовятся к возвращению.
Данил Тармасинов
16 Янв '23
У Богдана Лисевского есть второе шоу на ютубе. Оно такое же смешное, как интервью «Плюшек»
Никаких абсурдных разговоров один на один.
Данил Тармасинов
13 Янв '23
Гарик Харламов рассказал, как получил странный подарок от Никаса Сафронова. Художник объяснил смысл презента
Зачем Сафронов хотел вручить Гарику лежанку с гвоздями?
Данил Тармасинов
07 Янв '23
Где смотреть полную версию финала КВН-2022? Масляков собрал все шутки, которые вырезали на Первом
Но не тот Масляков, о котором вы подумали.
Данил Тармасинов
05 Янв '23
Чемпионов КВН-2022 поймали на баянах из интернета. На Первом канале выдали шутки с сайта анекдотов
Команды часто напарываются на бородатые приколы и пересказ анеков.
Комментарии