Рассказываем о проектах, где спорт остаётся на втором плане.

Фильмов о футболе много, но чаще всего они бездарные, наивные и далёкие от реальности. Самыми яркими проектами о популярнейшей игре обычно оказываются картины, сюжет которых посвящён совсем другим вещам.

Ниже – подборка из шести фильмов и двух сериалов, где футбол оказывается лишь небольшим элементом сценария и становится поводом для разговора о чём-то большем. 

Страх вратаря перед пенальти

О ком? О вратаре, который не вывозит ментальную нагрузку. Сначала его удаляют с поля из-за жёсткого фола, а на следующий день кипер убивает девушку. После нервного срыва он уезжает из города и следит за расследованием, которое подбирается к разгадке.

При чём тут футбол? Фильм тонко передаёт особенность вратарской профессии. Всем, кто плотно соприкасался с футболом, известно, что киперы – люди особого склада ума. Главный герой Йозеф называет себя исключительно вратарём – постоянное напряжение он переживает не только на поле. Страхи, вынесенные в название, привели персонажа к срыву – классический сюжет для фильмов о перфекционизме и выгорании в духе «Одержимости» или «Чёрного лебедя».

Чем хорош? Это второй фильм великого немецкого режиссёра Вима Вендерса. Заметно, что будущий автор «Неба над Берлином» только создавал свой стиль – повествование такое же импульсивное и грубое, как главный герой. Зато уже тут заметен тонкий психологизм режиссёра.


Кубок

О чём? О быте буддистских монахов, живущих в Гималаях. Три послушника так хотят посмотреть финал чемпионата мира, что сбегают из монастыря в ближайшую деревню. Их ловят с поличным, но вместо наказания герои получают сюрприз от ламы.

При чём тут футбол? Действие развивается вокруг финала ЧМ-1998. Формально это история о жизни монахов, но ключевым сюжетным триггером выступает футбол. На простом примере фильм показывает, что игра тоже может быть воплощением буддизма.

Чем хорош? Уникальностью. «Кубок» придумал и снял настоящий тибетский лама Кхьенце Норбу. Послушники горного храма всегда обитали вдали от цивилизации. Поэтому фильм – редкая возможность узнать, чем они живут, и понять, что даже в таких местах есть обычные люди с мирскими увлечениями.


В поисках Эрика

О ком? О почтальоне, который страдает от депрессии. Из кризиса герою, погрязшему в рутине, помогают выбраться видения с Эриком Кантона.

При чём тут футбол? Почти ни при чём – его тут меньше, чем во всех фильмах из подборки. Почтальон Эрик связан с игрой только работой в «Манчестер Юнайтед» и внутренним голосом, который олицетворяет его звёздный тёзка. Зато Кантона показали образцом для подражания и мудрецом с набором афоризмов – наверняка под впечатлением от культовой пресс-конференции.

Чем хорош? Стилем британского классика и певца маленьких людей Кена Лоуча. Драмеди бодро и доступно (по меркам фильмографии Кена) показывает наполненную неудачами жизнь стареющего мужчины. Режиссёр же не скатывается в голую безысходность, а подсказывает, что делать с психологическим кризисом – иногда помогают даже эскапизм и фантазия.

Гарпастум

О чём? О жизни двух братьев в Петербурге 1914 года. Пока мир ждёт катастрофу после убийства Франца Фердинанда, они переживают смерть отца и бедность, а позже находят призвание и любовь. Но всё меняет наступившая война.

При чём тут футбол? Harpastum – название античной игры в мяч, предтечи футбола. Алексей Герман-младший рассказывает, когда и как игра появилась в России. Тут и провал сборной на Олимпиаде, и команды из английских мигрантов, и первые турниры. Братьев не случайно зовут Андреем и Николаем – это явная отсылка на Старостиных. Через весь сюжет тянется любовь героев к футболу, которая спасает от кошмаров жизни, помогает обрести новых друзей и становится целью существования.

Чем хорош? Визуалом и работой художников. Фишка Германа-младшего – воссоздание эпохи с помощью фактур и предметов. Через детали быта режиссёр показывает, каково было жить в Петербурге начала Первой мировой войны.

А ещё именно в «Гарпастуме» случилась первая заметная роль Данилы Козловского. Через десяток лет история закольцуется – его режиссёрским дебютом станет фильм о футболе.

Бесконечный футбол

О ком? О румынском ноунейме, который намерен произвести революцию в игре. Только об этом никто не знает.

При чём тут футбол? Документалка Корнелиу Порумбою ищет в футболе философию – и находит, пусть и в облике спикера-фрика. Лауренцио получил травму в 1986-м во время школьного матча и после этого задумался о футбольной революции. Он предлагал радикально изменить правила: отменить офсайд, разделить игроков на группы, изменить форму поля – сделать всё, чтобы больше свободы было у мяча, а не у игроков.

Чем хорош? Игра тут как повод обратить внимания на душевные поиски странных людей, которые в одиночку выступают против целого мира. «Бесконечный футбол» – довольно медленное и странное кино о современном Дон Кихоте. Футбол – отражение общества, которое крайне неохотно принимает любые изменения и этим лишает себя свободы.

Рука бога

О ком? О юноше Фабьетто, который живёт в Неаполе, обожает свою семью и не может найти цель в жизни. Всё меняется после неожиданной трагедии, чудом не затронувшей героя.

При чём тут футбол? Это главная страсть Фабьетто. Он обожает «Наполи» и сходит с ума от Диего Марадоны. Переход великого аргентинца в любимый клуб происходит прямо на глазах парнишки. Фоном мелькают другие важные события тех лет, сотворённые Марадоной: тот самый матч с Англией, где случилась «рука бога» и проход с центра поля, и чемпионство «Наполи». По сюжету желание посмотреть на игру Диего спасло Фабьетто жизнь.

Чем хорош? Это автобиография одного из лучших современных режиссёров Паоло Соррентино. Тот самый инцидент – чистая правда, как и почти всё в фильме. После смерти Марадоны в прошлом году режиссёр наконец решился реализовать идею, которую вынашивал больше десяти лет. Благодарность в адрес Диего есть уже в начальных титрах, а значимость его игры проговаривают во многих сценах: от мести англичанам до тренировки штрафных ударов, которые учат настойчивости. «Рука бога» – путешествие в прошлое, закрытие старых гештальтов и признание в любви семье, Неаполю и Марадоне. Пусть местами пустоватое и нудное, зато безумно трогательное, искреннее и красивое.

Тед Лассо

О ком? О добрейшем оптимисте, который был коучем по американскому футболу, а после принял предложение тренировать клуб АПЛ. Невозможный в реальном мире инцидент случился из-за обиды новой владелицы на мужа. Она мстит и жаждет уничтожить его любимое детище.

При чём тут футбол? Почти всё действие разворачивается внутри вымышленного клуба «Ричмонд». Реальность как бы альтернативная, но в ней есть и Пеп Гвардиола, и Анри с Линекером в качестве телеэкспертов, и все английские команды – от «Манчестер Сити» и «Вест Хэма» до подвального «Рексема», которым владеют Райан Рейнольдс и Роб Макэлхенни. Внутреннюю футбольную кухню показали поверхностно, зато уделили внимание всем работникам – от уборщика до президента. Матчи и тренировки отходят на второй план, но в некоторых сериях отсылок на футбол не меньше, чем на поп-культуру. Иногда даже звучат термины, вроде «автобуса» и «ложной девятки». Правда, чаще Лассо прибегает к бредовым и сказочным идеям, которые неосуществимы на поле.

Чем хорош? Тем, что футбол стал формой для искреннего и конструктивного разговора о человеческих отношениях. В начале сериал кажется чрезмерно сахарной и нелепой комедией, но он быстро сворачивает в драму и на примерах показывает, как выходить из семейных кризисов, переживать утрату и воспитывать детей. Рулит проектом шоураннер «Клиники» Билл Лоуренс, поэтому стиль тот же, что и в сериале про медиков, только в более разностороннем и глубоком виде. «Тед Лассо» быстро затягивает и влюбляет – юмор с каждой серией становится тоньше и удачнее, а драма оригинальнее. Идеально успокоительное для разочаровавшихся в жизни и запертых в локдауне зрителей. 

Трудные подростки

О ком? О бывшем игроке сборной России, который отмотал срок после пьяной драки и теперь намерен очистить репутацию. Для этого он обращается к воспитателю из сиротского приюта, в котором вырос, и просит взять его учителем физкультуры в исправительное учреждение. Разумеется, чтобы превратить это в шоу для соцсетей.

При чём тут футбол? «Трудные подростки» отражают российскую футбольную реальность. Сюжетная экспозиция – отсылка на Кокорина и Мамаева. В первой же серии появляется Василий Уткин и звучат фразы про гол голландцам. Сюжет концентрируется совсем на другом, но саркастичные отсылки на русский футбол мелькают во всех трёх сезонах сериала.

Чем хорош? Характеры персонажей (особенно трудных подростков) здесь жёстко утрируют и подают поверхностно, зато о футболе говорят метко и прямо. Но сценарий – не главное достоинство сериала. «Трудные подростки» увлекают темпом повествования и визуалом. Последний вдохновлён уличными видео: резкие бесшовные монтажные склейки, паркур и граффити, рисунки и надписи, как бы озвучивающие сцену. По меркам молодых русских стримингов это неплохой проект, который больше цепляет формой, чем содержанием. Визуальное повествование выбивает «Трудных подростков» из статуса типичной сериальной жвачки.

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии