Отстаньте уже от Данилы Багрова!

В том, что фильм Алексея Балабанова «Брат» – главное кино российских 90-х, нет совершенно никаких сомнений. Его до сих пор любят, цитируют, изучают и защищают от всякой критики. Но почитание и пиетет иногда превращаются в перебор. Издательство Bubble совместно с киностудией СТВ недавно объявили, что в 2022-м выпустят комикс по легендарному фильму с Сергеем Бодровым. 

Релиз посвящён 25-летию «Брата». И это будет не трибьют с пересказом оригинального сюжета, а сборник новых историй про Данилу Багрова от нескольких авторов. На самом деле это не лучшая идея.

Комикс будет паразитировать на культе фильма

Очевидно, в стране достаточно фанатов «Брата», чтобы у комикса про Багрова был хороший коммерческий потенциал. Но фактически сама идея придумать неизвестные истории об этом герое мало чем отличается от продолжений «Иронии судьбы», «Бригады» и прочей классики. Возможно, исполнение будет сильнее, но никто никогда не требовал новых приключений Данилы. Это была законченная история без пустых мест, которые необходимо заполнить.

По сути, комиксовая версия «Брата» будет набором неофициальных фанфиков, зачем-то получивших дорогое издание и поддержку правообладателей. Но с каноном фильма это не будет иметь ничего общего. Все эти события – чистая фантазия ноунеймов со стороны. Данила Багров – не совсем Бэтмен или Человек-паук, чтобы у него было много версий, трактовок и побочных приключений.

Его зачем-то называют настоящим русским героем, решающим проблемы силой и характером. Но все те, кто так считает, плохо смотрели первый фильм. В нём нет особого экшена и приключений, характерных для мейнстримного комикса. И подвигов никаких он не совершал. Большую часть времени Данила просто ходит и реагирует на вещи. Багров – плохая основа для комикса в принципе, и уж точно не образец для подражания. 


Новые авторы – не Балабанов

Да, сейчас к фильмографии режиссёра принято относиться так, как будто это общее культурное наследие и, простите, скрепа. Но не нужно забывать, что оба «Брата», несмотря на свою популярность, были абсолютно авторским кино. Никто, кроме Балабанова, не смог бы снять и придумать это таким образом. Попробуйте продолжить «Голову-ластик» без Линча или «Криминальное чтиво» без Тарантино. У вас что-то получится, но это явно не то, что сделал бы оригинальный создатель.

Конечно, нет ничего плохого в трибьютах и желании играть с культурой, но у новых авторов, несмотря на их подразумеваемые талант и упорство, тупо нет шансов попасть в балабановское видение. А фильм «Брат» любят в том числе за то, как он ухватил дух и конфликты девяностых.

Грубо говоря, есть два пути, по которым может пойти комикс. В первом случае это будет совсем уж филлерная чушь, где Данила Багров обменивается репликами с продавщицей в ларьке и отпускает пару реплик о реформах Гайдара. Я утрирую, но идею вы поняли: там будут истории, не ломающие оригинал, но и не добавляющие ничего нового. Такие, которые легко можно пропустить.


А во втором случае Багрова действительно героизируют, заставив совершать поступки, не свойственные персонажу, которого хотел показать Алексей Балабанов. Тут и фанаты будут недовольны, и сам Данила потеряет привычное лицо. Большой риск, не имеющий никакого смысла, кроме желания нажиться на бренде.

Тем более, сам Балабанов начинал работу над «Братом» с девятью страницами сценария, о чём когда-то рассказывал продюсер Сергей Сельянов. Фильм никогда не был продуманной большой работой, а сам режиссёр его не очень-то и любил. Расширять его сейчас и создавать Брат-versе – значит, выдавать желаемое за действительное.

О фильме «Брат» говорят слишком часто

Серьёзно, нам уже хватает Дудя, воспринимающего Данилу Багрова с Балабановым, как иконы. Но ладно, в ностальгических исследованиях эпохи и культуры без «Брата» и «Брата-2» точно не обойтись. Проблема в том, что этих воспоминаний и исследований уже столько, что можно подумать, что за двадцать лет с лишним лет в России не сняли больше ничего.

И это не совсем честно. Закапываться в историю «Брата», «Бригады» и «Бумера» очень удобно, потому что это лёгкий способ привлечь аудиторию – помню, в нулевых брендами прикрывались бесстыдно отстойные игры. Но если уделять этому столько внимания, то никогда и не появится новых персонажей, сравнимых по значимости с Данилой Багровым или Сашей Белым. Потому что мы ещё не закончили облизывать старых.

Танцы вокруг наследия Балабанова откровенно надоели и никому не нужны. Получается почти та же ситуация, как с режиссёром Михаилом Идовым в 2020 году. Мужчина снял клип Монеточки в декорациях «Брата». Ну, снял и снял, отсылку поняли. А потом он решил объяснить и всё разрушил.

Разница только в том, что авторы Bubble не мстят Балабанову, а рассказывают новые истории в его мире. Хотя на деле это так же бессмысленно, как и жест Идова с реклеймингом. Фильм «Брат», конечно, важная деталь культурного прошлого, но он уже есть в таком виде, в каком мы его знаем. Новые истории не смогут его ни дополнить, ни изменить чьё-либо восприятие. Давайте лучше двигаться дальше, создавая оригинальный контент. А «Брата» оставьте девяностым и Балабанову.

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии