То, что было на Патриках, должно оставаться на Патриках.

Инфополе вокруг кино и сериалов всегда было очень волнообразным. Иногда в нём образуется затишье, а иногда вам буквально некуда сбежать от главного хита сезона. Так было, например, с финалом «Игры Престолов», а совсем недавно мы все были свидетелями масштабнейшего безумия по «Игре в кальмара». Русского рынка это касается гораздо реже, но конкретно сейчас всё иначе: спрятаться от рекламы второго сезона «Беспринципных» всё сложнее.

Маркетинг сериала обсуждают буквально везде, но у нового сезона почему-то отсутствует внятная критика. Как будто им все довольны, а это точно неправда. Мы восстанавливаем справедливость: второй сезон «Беспринципных» – раздражающий и не особо нужный сериал, о котором говорят слишком много.

Что это вообще за сериал?

«Беспринципные» – буквально сериал про жителей Патриарших прудов, пытающийся одновременно быть русской версий «Калифорникейшн» с Павлом Деревянко и вариацией на тему «Богатые тоже плачут». Его с натяжкой можно назвать комедией, но скорее это иронические хроники рассказов Александра Цыпкина. 

Номинально главную роль альфонса-сексоголика играет Деревянко, ведущий себя ровно так же, как на интервью у Дудя. А ещё там есть генерал (Николай Фоменко), его жена (Кристина Бабушкина), бизнесмен-мямля (Максим Виторган) и молодая семья хипстеров-мошенников, пытающихся заработать деньги – их играют Павел Табаков и Аглая Тарасова. Вокруг бегает большое количество приглашённых звёзд и героев помладше – в основном мажоров, эскортниц и содержанок. Второй сезон начал выходить 18 ноября.

«Кинопоиск HD» сделал огромную ставку на сериал

Серьёзно, его реклама тупо везде. От соцсетей приглашённых звёзд типа Тины Канделаки до совершенно уморительных интеграций. Давайте просто попробуем их в одном месте. Начнём с малого: на «Яндекс.Маркете» появились брендированные коробки с «Беспринципными».

А ещё недавно по медиа разлетались подборки картинок с диванными позами и пошло-эвфемистичными описаниями. Уже становится кринжовее. Но будет хуже.

В новом выпуске шоу «Коммент Аут» тоже случилась интеграция «Беспринципных». Писатель Александр Цыпкин, написавший сериал, в качестве наказания должен был расписываться в паспорте у Шуры. При этом Маркони орал во всю глотку, называя Цыпкина суперзвездой. Долго, мучительно и просто антисмешно. 

Ещё ресторан «Хорошая девочка» на Патриарших, где происходит действие сериала, ввёл специальное меню, где есть, например, блюдо под названием «Жена генерала» – отсылка к персонажу Кристины Бабушкиной. Это интеграха совсем для элиты, но тем не менее. 


Кстати, о жене генерала. В одной из серий ей сняли кринжовый клип в стиле Инстасамки. Он, разумеется, вышел на ютубе, как ещё одна затравочка к сериалу. 

Со всех сторон вам орут: срочно смотрите «Беспринципных». Как будто реально главный хит сезона, который нельзя пропустить. О том, насколько это уместно, мы поговорим чуть позже. Но сначала вернёмся к первому, гораздо менее заметному сезону.

Каким был первый сезон и чем отличается новый?

По сути, изменилось довольно мало вещей, но все перемены существенны. Первый сезон «Беспринципных» восприняли сухо и спокойно: ну, это сериал про население Патриарших с Павлом Деревянко, можно в целом и заценить. Тогда казалось, что это не флагман, а ещё один эксперимент раннего продакшена «Кинопоиска» – на том же уровне, что «Анна Николаевна» и «Настя, соберись!», но концептуально слабее «Последнего министра».

Но первый сезон всё-таки был для универсального зрителя проводником в мир Патриков так же, как сериалы нулевых стремились показать Рублёвку обычным цивилам. Да, подписчики «Антиглянца» и знатоки тяжёлого люкса точно заметят больше, но в целом его могли смотреть все. Просто не все хотели.

Поскольку сезон номер два рекламирует себя так агрессивно, можно ожидать, что он стал ближе к широкой публике. Но нет! Как раз наоборот, теперь «Беспринципные» как будто стали сериалом не про жителей Патриков, а для жителей Патриков. И это уже огромная разница.

В нём даже нет аватара для обычного зрителя. Герои Табакова и Тарасовой не подходят. Да, они пытаются выжить и заработать денег, даже проводят для богатых лохов сеанс домашней аяуаски с аптечными препаратами. И даже проговаривают вывод: на Патриарших кто угодно может заработать, главное найти правильных людей. Что это скажет Саньку из Кандалакши? Да ничего. 

Новые «Беспринципные» страдают от той же болезни, что и сериал Романа Волобуева «Просто представь, что мы знаем». Там, чтобы всё понимать, нужно знать биографию Олега Кашина, быть подписанным на Илью Красильщика и отличать Зыгаря от Незыгаря. Иначе это бесполезная чушь. Но то был маленький эксперимент, который Волобуеву разрешили, потому что он захотел. 

А «Беспринципные» – звёздный сериал с гигантской рекламной кампанией, и в интересах сценаристов, чтобы зрители всё-таки понимали, что происходит, а не смотрели на это, как на очень дорогой экзотический зоопарк. В ином случае флагман из него никакой.

Герои «Беспринципных» ужасно разговаривают

Ситуация тем парадоксальнее, что Александр Цыпкин всё-таки профессиональный писатель, а роли исполняют топовые актёры. Но все, кроме, наверное, Николая Фоменко, оперируют только в формате драматических преувеличенных интонаций, от которых начинает тошнить минуты через две.

Спектр варьируется от драматического шёпота до сюсюкающих интонацией Деревянко, пытающего оправдать очередную аферу или измену перед женой. Но чаще всего герои разговаривают с натянутой едкой иронией, как будто это не сериал про чью-то жизнь, а серия «Саус Парка» про сарказмобол. Особенно этим грешат женские персонажи: они все поголовно включают boss bitch, из-за чего диалоги кажутся максимально неестественными.

Допускаю, что это я чего-то не знаю, и жители Патриарших действительно разговаривают друг с другом исключительно как ядовитые змеи. Или Цыпкин просто хотел подчеркнуть этим нелепость. Но это уровень сериала «Счастливы вместе»: Гена говорит жалким голосом, Даша врубает стерву, Рома стереотипный подросток, а Света уверенная, но тупая. И это ваш сериал поколения? Ну, не знаю, чуваки.

«Беспринципные» – новый «Духless», но не имеющий смысла

Сходство действительно поражает. Цыпкин, как и Минаев, исследует нравы элиты и тяжёлого люкса. Но есть чрезвычайно важное отличие. Во времена, когда Минаев писал «Духless», гламур реально был всероссийским трендом и просачивался за пределы Москвы. Тот же Пелевин не просто так уделял этому много внимания в «Empire V».

Гламур был по телику, где шла «Блондинка в шоколаде» – вечный позор Ксении Собчак. Он был во всё ещё важных журналах, в музыке, в шутках комиков того времени. Естественно, что этот мир можно и нужно было деконструировать, рассчитывая при этом на понимание аудитории. Но «Беспринципные» – не тот случай.

Спрошу тех, кто живет за пределами не просто Патриков, но и Москвы: как часто вы слышите живое обсуждение того, что происходит на Патриарших? О генеральских жёнах, содержанках, тусовках с дорогим шампанским и эскортницами, симулированных терактах на Бали и возможности сэкономить на аяуаске? Мне почему-то кажется, что крайне редко. А если и слышите, то в телеграм-каналах, на которые вы подписались по своей воле. В реальности это мир, который варится в собственном соку.

Если вы находитесь за пределами этого инфополя, то «Беспринципные» для вас будут полностью лишены эффекта узнавания. И ладно бы вам просто рассказали хорошую историю в этом сеттинге – но этого в сериале тоже нет. Только набор разрозненных баек и приключений мажористых персонажей, практически все из которых построены на лжи и глупости.

Возьмём того же Павла Деревянко, имя чьего героя я не запомнил, потому что он ведёт себя, как Павел Деревянко. Он пытается быть русским Хэнком Муди: врёт, пользуется друзьями и постоянно занимается с кем-то сексом. А в моменты, когда он сидит перед самим Цыпкиным, персонаж просто пытается оправдать своё существование. Вам правда такое интересно?

В одной из старых рецензий на первый сезон я прочитал мнение, что герой Деревянко – это адвокат дьявола. Ну, в таком случае все его реплики можно было заменить на фразу: «Дьявол – круто!» и закончить на этом. Потому что никакого смысла там нет. Он и остальные герои обманывают друг друга и живут в несчастливых браках просто потому что, без центральной линии и далеко идущих последствий. 

Да, в конце сезона это может прийти к какой-то банальщине – например, тому, что они бежали от себя. Или к более прогрессивному выводу, что у героев есть всё, но они не умеют жить. Но это просто не стоит потраченных на сериал усилий – как от создателей, так и от зрителя.

При этом у многих будет создаваться впечатление, что «Беспринципные» всё-таки зашли. Почему? Потому что о нём комплиментарно отзовутся медийные люди, похожие на самих героев – админы глянцевых телеграм-каналов, ведущие разных шоу и прочие лидеры мнений из высшего света. Узкая, но громкая прослойка. Но построить на такой модели главный сериал платформы невозможно. «Кинопоиску» придётся попытаться ещё.

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии