Вспоминаем легенду о Баклане и Пельмене.

В мире иронических мультсериалов было три несомненных лидера: «Симпсоны», «Южный Парк» и «Гриффины». Современный «Рик и Морти» потеснил всю тройку, но зрители по-прежнему вспоминают и цитируют культовые фразы из тех проектов. Некоторые, правда, забывают ещё один мультсериал, ставший символом девяностых и MTV. Речь про «Бивиса и Баттхеда» от великого Майка Джаджа.

С высоты 2021 года это тупой и несмотрибельный мульт, но многие старички с теплотой отзываются о нём. Неужели в приключениях двух ленивых, бесконечно тупых и асоциальных бичей действительно было что-то особенное? Да. Более того, «Бивис и Баттхед» успел повлиять и на российскую культуру, в чём мы и убедимся.

Мульт гениально ухватил дух 1990-х

Начало девяностых рифмовалось с абсолютным безумием во всём мире. Конец Холодной войны, Pepsi, пейджер, MTV и повсеместный дух свободы. «Бивис и Баттхед» появился в 1993 году и стал скандальным, но культовым сериалом. Мульт разбивал цензуру и доказывал: на телике можно всё.

Американские цензоры воевали с «Бивисом и Баттхедом». Шоу обвиняли не только в неполиткорректности, но и в настоящих преступлениях, совершённых подростками. Те якобы насмотрелись на хихикающих долдонов и окунулись в мир бессмысленного насилия. Ну, вы знаете, как это бывает. Свои Мизулины есть и в других странах.

Бивис и Баттхед были тупыми, хихикающими, зацикленными на сексе расистами без морального компаса. Но их приключения всё равно ухитрялись давать какой-то социальный комментарий. Мульт, например, чётко показывал, что оба героя зависимы от телевидения, будто это наркотик. Посыл очевиден: так делать не нужно. Но миллионы зрителей включали телик лишь для того, чтобы не пропустить новый эпизод. Столь запредельный уровень иронии не видели даже в праймовых «Симпсонах», вышедших гораздо раньше. 

К ужасу родителей и радости детей, Бивис и Баттхед впитывали в себя все подростковые стереотипы из девяностых. Жестокость, тяжёлая музыка, наркотики, половая агрессия, страсть к насилию, обсценная лексика, нежелание учиться, жадность, потребительское отношение к жизни и лень. Это первые протагонисты-антигерои на телевидении. Да, Гомер Симпсон тоже лентяй и тупорез, но он любит свою семью. Он – идиот лайт-формата, а Бивис и Баттхед – настоящий хардкор.

Никто не думал, что главные герои могут быть настолько отвратительными людьми. Точно так же до выхода «Скуби-Ду» мало кто осознавал, что можно сопереживать трусливым персонажам. Считалось, что главный герой должен быть примером для подражания, но этот миф сломался. В случае с «Бивисом и Баттхедом» вдвойне, ведь его главные герои – ужасный пример. Они хоть и принимали правила эпохи, но критиковали её.

Культура MTV была подростковым протестом против официального и скучного телика, а «Бивис и Баттхед» оказались главным оружием канала. Настолько пошло и тупо, что смешно. Настолько утрированно, что невозможно принимать всерьёз. Прониклись «Бивисом и Баттхедом»? Значит, вы легко относитесь к жизни. Лучший детектор душнилы на свете.


Майк Джадж всегда гениально чувствовал эпоху

Поколение девяностых часто описывают как людей, которые родились, выросли и не захотели взрослеть. Их герои – Джей и Молчаливый Боб из «Клерков» Кевина Смита и Чувак из «Большого Лебовски». Они не нашли места в мире, потому что не хотели ничем заниматься. Протест был именно таким. 

Чувак из «Большого Лебовски»

Создатель «Бивиса и Баттхеда» Майк Джадж почувствовал это лучше всех. Он закрыл девяностые фильмом «Офисное пространство». Рассказ про людей, которым не хочется работать, стал апологией ленивого офисного планктона. Но даже в мультсериале видно, насколько Джаджа всё это беспокоит. И он дал поколению желаемое – возможность протестовать, думать о жизни и смеяться над тупыми шутками.

Майк Джадж

Позже окажется, что Джадж не растерял талант тонко чувствовать время. В эпоху гиков и культа IT он выпустил «Кремниевую долину» – один из самых смешных сериалов поколения, в котором правду о мире технологий смешали с утрированной комедией. «Офисное пространство» и «Кремниевая долина», конечно, превосходят «Бивиса и Баттхеда» в художественном плане. Но то, что Джадж уже тогда идеально знал своего зрителя, говорит о многом.

«Бивис и Баттхед» породили «Дарью» и отчасти «Южный Парк»

Сначала разберёмся с первым. Безэмоциональная, пессимистичная, но умная Дарья была второстепенным персонажем «Бивиса и Баттхеда», а в 1997 году заимела собственный, более вдумчивый мультсериал. Она понадобилась Джаджу, чтобы создавать контраст с двумя придурками на первых ролях, а в отдельном мульте (уже без Джаджа) Дарья стала проводником в мир отстранённой и непонятной девочки-подростка.

«Дарья» – возможно, менее влиятельный, но не менее культовый мультсериал. Бивис с Баттхедом там не появлялись, и это было осознанное решение сценаристов. Агрессивный юмор пацанов вряд ли вписался бы в меланхоличное настроение сериала про Дарью. Многие из тех, кто ненавидел «Бивиса и Баттхеда», в итоге стали фанатами девочки в очках. И это важная часть наследия мульта.

Связь с «Южным Парком» скорее косвенная, но её не стоит недооценивать. «Бивис и Баттхед» однозначно появлиял на Трея Паркера и Мэтта Стоуна, шоураннеров сериала. Мульт Майка Джаджа показал им, что на телевидении теперь возможно всё. А после заставил задуматься, какой была бы их жёсткая сатира про детей. Первые пять сезонов «Саус Парка» – более грубые и утрированные, чем следующие – отчасти наследуют основные черты «Бивиса и Баттхеда» и говорят на умные темы намеренно глупым языком. 

Стоун и Паркер

Майк Джадж даже цитировал рецензию Стоуна и Паркера на своё творение. Они сравнивали «Бивиса и Баттхеда» с блюзом: «Всё время происходит одно и то же, но это всегда хорошо». Нехилый комплимент от самых ироничных людей эпохи, не так ли? Более того, «Южный Парк» вышел в эфир спустя несколько месяцев после заключительной серии «Бивиса и Баттхеда». Совпадение?

Есть и современный пример. Продюсер Джастин Ройланд упоминал, что на него повлияли и «Саус Парк», и «Бивис и Баттхед». У последних есть немало общего с «Риком и Морти», ярчайшим творением шоураннера. Ройланд, как и Джадж, озвучил сразу двух главных героев. Как и в случае с Бивисом и Баттхедом, многие диалоги Рика и Морти – чистая импровизация в режиме «сам с собой». 

Такой подход – революционная фишка от Джаджа. До него это точно не было распространённой практикой. Можно предположить, что без «Бивиса и Баттхеда» мультсериал Ройланда выглядел бы совершенно иначе.

Как «Бивис и Баттхед» повлияли на Россию?

Сильнее, чем вы думаете. Для постсоветской России мульт стал гораздо большим шоком, чем для США и Европы. Людей сначала ограничивали во всём, а после столкнули с телевидением, где показывали такую пакость. Кто-то отгонял детей от экрана, а кто-то предлагал запретить «Бивиса и Баттхеда». Но в итоге сериал вписался в праймовые годы MTV Russia и стал одним из его символов.

Представьте свободный канал, где не только казнят звёзд в «Shit-параде» и привозят топовых рокеров на интервью, но и дают посмотреть самые жёсткие мультфильмы эпохи. В фильме Дудя про MTV явно не хватает информации об анимационной повестке. Она не менее важна, чем Антон Комолов, Василий Стрельников и Тутта Ларсен. 

Важно и то, что «Бивис и Баттхед» был, кажется, первым случаем в российской истории, когда телик дал великолепный адаптированный перевод. До этого всё было сухо и с ошибками, но шедевральная Мария Гаврилова, переводившая мультсериал, специально откапывала актуальный на то время сленг. В итоге в озвучке появились легендарные клички Баклан и Пельмень, слово «отстой» и ещё несколько фирменных выражений. 

За «Бивисом и Баттхедом» последовали «Клиника» и «Южный Парк» в том же адаптированном переводе и великой озвучке от Евгения Рыбова и Марии Трындяйкиной. Это заложило фундамент для будущего успеха «Кубиков», Кураж-Бамбея и других независимых голосов вплоть до Дмитрия Сыендука.

Не обошлось, кстати, и без менее приятных последствий. Концепт двух озабоченных дураков прижился. К нему возвращались и в «Нашей Раше» со Славиком и Димоном, и в «Даёшь молодёжь» с Кексом и Укропом. Но всё это создавалось в момент, когда Бивис и Баттхед уже растеряли актуальность.

Ещё был пропагандистский тейк знаменитой «Спасибо, Евы!» при участии молодого Данилы Поперечного (тогда ещё не комика). Пародийный мульт назывался «Медведис и Путхед». Попер рассказывал Дудю, что даже не думал о связях с Кремлём и лишь рисовал презентацию для водки «Путинка». Но факт этой интеграции придумал хитрющий продюсер «Евы» Юра Дегтярёв. Сегодня об этом стыдно даже вспоминать.

Можно ли смотреть мультсериал сейчас?

Ни в коем случае. Вся прелесть «Бивиса и Баттхеда» в том, что они были чистейшим продуктом своей эпохи, а после стали её вечными символами. В мире, где уже есть комплексный «Рик и Морти» с асоциальными героями, насилием и пограничным юмором, «Бивис и Баттхед» смотрится как пыльный материал из архива. Вне контекста не зайдут ни шутки, ни сюжеты серий. 

Мне нравился эпизод, в котором Бивис с Баттхедом хотели получить награду за поимку маньяка-беглеца, а после зависли вместе с ним. Ведь преступник оказался таким же придурком, как и главные герои. Но олдовые серии «Южного Парка» сохранились гораздо лучше: там порядок и с узнаваемостью пародий, и с сюжетами, и с общей стилистикой. 

Есть, правда, и воскрешённая версия «Бивиса и Баттхеда», выходившая в 2011 году. Персонажей слегка изменили и превратили в троллей, чей смысл жизни – издеваться над окружающими. Это смотрелось свежее, чем оригинал, но не задержалось в эфире надолго. 

В 2020 году стало известно, что Майк Джадж и Comedy Central снова попытаются возродить знакомых персонажей. В каком виде, пока непонятно. Ожидалось, что релиз произойдёт в 2021 году, но этого так и не случилось – возможно, из-за ковида. Так или иначе, обновлённые Бивис и Баттхед либо уйдут ещё дальше от оригинальных характеров, либо будут отыгрывать персонажей, которым некомфортно в мире новой этики и свежих правил. Но это будет уже совсем другой мультсериал.

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии