Группа писала не только страшные сказки.

«Король и Шут» – несомненно одна из самых странных рок-групп в российской истории. Вместо того, чтобы адаптировать популярный западный стиль, как «Агата Кристи» или «Ария», чуваки из «КиШ» годами писали кабацкий фолк-панк, основанный на сказках, страшных историях и культовом кино. И они заработали себе очень конкретную репутацию.

Слушатель «Короля и Шута» – несмываемое клеймо. О том, почему это несправедливо, вы можете почитать в отличном тексте Володи Завьялова. Но дело не только в незаслуженном хейте, заработанном из-за фанатов. На самом деле «КиШ» гораздо страннее, чем принято считать. Сегодня мы собрали пять по-настоящему неожиданных песенных заходов от Горшка и Князя. И поверьте, это довольно далеко от «Куклы колдуна» и «Ели мясо мужики».

Песня про буллинг и сосиску

Не все истории «Короля и Шута» включают в себя русалок, оборотней и водяных. Оказывается, парни ещё с середины девяностых пели про буллинг и социальные стигмы. Естественно, не в современном вондерзиновском смысле и другим языком, но «Сосиска» – поразительное произведение.

Технически она входит в культовый «Акустический альбом» 1999 года, но по факту существовала ещё с 1995 года как демо-запись, и изначально должна была войти в сольный альбом Князя. Герой песни страдает от того, что окружающие придумали ему обидное прозвище – Сосиска. 

«Ну зачем называют сосиской меня?

Мне же сты-ы-ыдно и очень обидно

Из-за этого слова в душе плачу я

Даже если вам это не видно».

Прозвище мешает жить, разрушает отношения и в конце концов сводит персонажа с ума. Но подаётся всё без грусти, а под разудалую фольклорную скрипку. Не хватает только присвистываний. Всё это создаёт двойной слой абсурда – с одной стороны, песня звучит глупо и несерьёзно, а с другой неожиданно прогрессивно. В конце концов поднимают тему, которая станет важной для многих фанатов «Короля и Шута». И дразнить их будут гораздо более обидным словом, чем Сосиска.


Но даже если об этом не задумываться, «Сосиска» звучит максимально странно. Особенно для тех, кто не помнит, насколько частушечным был стиль группы в ранние годы. На том же «Акустическом альбоме» есть две ещё более кринжовые песни от Князя – «Член» и «Голые коки». Вот только на их фоне невинная «Сосиска» кажется ещё более неуместной и попавшей в трек-лист по какой-то ужасной случайности.

Кавер на The Beatles

Вот уж чего не ожидаешь от «Короля и Шута», так это искренней любви к битлам. Можно прослушать себе оба уха насквозь – вы не найдёте и следа влияния. Но оно есть! Вот что говорил Князь в интервью 2009 года:

Наша группа старается жить по законам The Beatles: как и они, мы тоже сочиняем вместе. А если кому-то не нравится результат – продолжаем работать, пока все музыканты не одобрят песню. Поэтому именно The Beatles для нас идеал развития творческого коллектива, мы тоже хотим двигаться вперёд в различных направлениях, не зацикливаться на былых хитах и успехах.

То есть, «КиШ» подражали The Beatles не музыкально, но организационно. И, конечно, приятно знать, что «Сосиску» с «Голыми коками» одобряли коллективно. Но кавер на Yellow Submarine от этого осознания не звучит менее странно и неожиданно.


Выше – совершенно великое видео, где «Король и Шут» превратили пасторальную Yellow Submarine в лубочный панк, и это просто уморительно. Особенно радует Горшок, выглядящий как запойный хоккейный рефери. Его кашляюще-подвывающий вокал и акцент больше подходит для Sex Pistols – Сид Вишес так же орал «I am the Antichist! I am the Anarchist!», но нет же, это The Beatles.

Похоже, любовь к Маккартни, Леннону и другим у Горшенёва и Князева появилась задолго до 2009 года, когда Князь рассказывал о модели взаимоотношений в группе. И из неё выросла отличная шалость, потому что было странно смотреть, как «Король и Шут» пытается вчистую подражать битлам. 

Шутка про своё творчество

Но всё-таки, если не принимать во внимание отдельные вспышки, ядерное творчество «КиШ» всегда крутилось вокруг народных мифов и мистических страшилок. Группу-то и хейтили частенько уже за то, что многим такой подход казался слишком инфантильным. Но участники всегда это знали и сами.

Песня «Ричард Гордон» с альбома «Тень Клоуна» – однозначно самое постмодернистское и саморазоблачительное, что когда-либо делал «КиШ». В ней они показали, что умеют смеяться над собой и главными чертами своего творчества. 

Поётся в ней про охотника на сверхъественных существ, который колесит по Европе в фургоне, полном оружия и разных мистических штуковин. Ричард Гордон – практически Ван Хельсинг, но с одним важным уточнением. Чувак всегда готов ко встрече с фантастическими тварями, но за всё время не нашёл ни одной, потому что их не существует.

И очень забавно, что этот нелепый персонаж находится во вселенной альбома, где есть зомби, лавкрафтианские чудовища и прочая дичь. Так «КиШ» говорит: спокойно, мы просто развлекаемся и знаем, как это выглядит. Отличное напоминание себе и слушателям, что группа – не только набор страшилок и легенд.

Песня на украинском суржике

Те, кто рос в девяностых и нулевых, хорошо помнят, как представители неформальных субкультур рисовали на партах и в лифтах характерную букву A – символ анархистского движения. Конечно, никто из них не читал Бакунина и вообще слабо себе представлял, что такое анархия, почему это она мать порядка и как будут работать суды при анкапе. Но это было что-то вроде важного суеверия их культуры, всерьёз его воспринимали только полные отстрелы.

Так вот, участники «Короля и Шута», как порядочные панки, тоже заигрывали с анархией. И записали целый украиноязычный трибьют революционному анархисту Нестору Махно. В каком-то смысле песня «Тринадцатая рана» ещё страннее, чем панк-кавер на The Beatles.

Во-первых, Горшок, поющий на украинском – уже подарок. Но он поёт не на обычном языке, а на очень плохом и корявом суржике, что ещё круче. На оригинальное произношение похоже меньше, чем в Yellow Submarine. Во-вторых, текст к песне писал не Князь и не Горшок, а Андрей Федечко – лидер питерской украиноязычной панк-группы «Сонце-Хмари». Да, такое тоже существует.

Группа «Сонце-Хмари»

Просто послушайте, с какой энергией Горшок орёт: «Більшовик – дурень. Я в лице сміюсь. На чотири сторони – богу не молюсь». Особенно ему, похоже, нравится чвякать, произнося громыхающее слово «чотири». Однозначный номинант на самый неожиданный хайлайт в истории «Короля и Шута».

Трибьют королю антикомедии

«Тринадцатая рана» больше всего удивляет своей формой, но по содержанию вопросов не так много. Панки мифологизируют спорную историческую фигуру, упиваясь кровавой эстетикой анархизма – тут всё абсолютно на своём месте. Никто не мешал спеть те же строчки на русском, просто «Королю и Шуту» захотелось пойти на эксперимент. Но есть другой трибьют, неожиданный скорее по содержанию.

В 2010 году, когда русский рок уже был мёртв, группа выпустила альбом «Театр Демона», уже абсолютно не похожий на ранние дерзкие релизы. И одна из самых запоминающихся песен на ней была посвящена комику Энди Кауфману – человеку, который придумал антикомедию.

Кауфман сам по себе был мегастранным персонажем. Он специально раздражал зрителей ужасным юмором, чтобы в концовке выдать действительно качественный панчлайн. Он создал персонажа и до конца жизни утверждал, что он и Тони Клифтон – разные люди. Он объявил награду в 1000 долларов женщине, которая победит его в рестлинге, провёл более 400 боёв и ни в одном не проиграл. А потом подстроил конфликт с рестлером-мужчиной, чтобы тот якобы сломал Энди шею. Кауфман упивался ненавистью и был богом троллей.

 

Фигура Энди Кауфмана невероятно важна для комедии, но при чём тут вообще «Король и Шут»? Судя по всему, Князь просто посмотрел фильм Милоша Формана «Человек на Луне» с Джимом Керри, впечатлился и написал об этом песню. Строчки про человека с Луны это только подтверждают. Но всё равно это не в стиле «Короля и Шута». Слишком сложно и слишком мимо обычных для группы тем.

Если задуматься, то в этом тоже можно найти логику. Кауфман – однозначно панк от комедии, а образ разрушительного шута всегда был ключевым в творчестве «КиШ». Но когда все ждали очередных хуторских каннибалов и вампиров, отсылка к Энди Кауфману оказалась невиданным интеллигентским перформансом. Довольно удачным, кстати. Но история всё равно запомнила группу «Король и Шут», как набор детских страшилок для немытой панкоты. И в этом есть какая-то ирония в стиле Энди Кауфмана.


Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Главное
Виталий Халюков
25 Июн '22
13 культовых песен из русских фильмов и сериалов. Звонок из «Бумера», «Брат 2» и «Ночной дозор»
В конце маленький сюрприз под Стрыкало.
Виталий Халюков
24 Июн '22
Кому помогла слава Виктора Цоя? Анита Цой притворялась родственницей, а Юрий Хованский бесил фанатов
Три разные истории.
Редакция «Палача»
23 Июн '22
Что делал Юрий Шатунов после «Ласкового мая»? Уехал из России, устал от «Белых роз» и украл песню «Детство»
4 факта об ушедшей легенде советского синтипопа.
Виталий Халюков
21 Июн '22
Зачем Горшок и другие рокеры пели песню «Басков – не козел»? Это была смерть русского рока
Очередная попытка задеть попсу.
Виталий Халюков
18 Июн '22
Кинчев из «Алисы» – звезда ужасного русского рока. Но его рэп еще хуже
Звучит кринжово, но необычно.
Данил Тармасинов
17 Июн '22
Саша Скул опять умер. Похоже, теперь по-настоящему
Причина смерти Саши Скула – это кошмар.
Комментарии