А где сейчас скандалы, интриги и расследования?

У многих ностальгических передач российского телевидения сложилась вполне конкретная репутация. Скажем, программу «Намедни» считают эталоном тележурналистики, «Куклы» – самой смелой политической сатирой, а «О.С.П.-студию» великим скетч-шоу. Но эта репутация не всегда справедлива. Какие ассоциации у вас вызывает легендарная «Программа Максимум» со старого НТВ?

С высоты 2021 года кажется, что это всего лишь энергичное желтушное шоу с невероятно удачным слоганом. Русская версия TMZ, где оператор берёт крупные планы грязного белья селеб. Мем и не более. Хотя фактически «Программа Максимум» была, во-первых, не настолько жёлтой, как её запомнили, и, во-вторых, рожала безумное количество великих эксклюзивов. Такого никогда не было до, и никогда больше не будет. И вот почему.

Самая динамичная оболочка на российском ТВ

Начнём с поверхностных вещей. Всё-таки «Программа Максимум» не просто так запомнилась многим фразой: «Скандалы, интриги, расследования». Возможно, если бы её не существовало, то у камедиклабовца Таира Мамедова не вышло бы построить карьеру. Но слоган – не единственная отличительная черта.

Вспомните любой другой сюжетный формат с того же НТВ. Пойдут и «Намедни», и «Профессия: Репортёр». И там, и там чётко соблюдались правила корреспондентского выхода. Журналист в кадре говорит размеренно и спокойно, часто заходя с какого-нибудь реквизита в стиле Леонида Парфёнова. Классика.

В «Программе Максимум» всё это тоже было, но как будто в ускоренной перемотке. Как правило, без нудного закадрового текста. Только экшен, динамичный монтаж и чуть ли не фаст-флоу от ведущего Глеба Пьяных. Шоу всегда было настолько наспидованным, что пролетало незаметно, несмотря на сорокаминутный хрон. Юрий Дудь бы наверняка назвал это «рок-н-ролльным телевидением». И был бы прав. Команда «Намедни» – консерваторские отличники. Команда «Максимума» – панки.


Тематический разброс тоже всегда был довольно кричащим. Но, вопреки коллективным воспоминаниям, он не крутился только вокруг звёзд. Просто сама эпоха нулевых была такой, что телевизионный мейнстрим – Басков и Киркоров, которых потом обшучивали в том же Comedy Club и обсуждали на ток-шоу. 

«Программа Максимум» же не просто охотилась на звёзд и обсасывала подробности смертей Мурата Насырова или Игоря Сорина, но и добывала настоящие эксклюзивы. То о каких-нибудь локальных каннибалах, то про коррупцию в госдуме, то о зверской нищете и несправедливости российской провинции. Но заворачивалось это не в официальную белую бумагу федеральных СМИ, а во что-нибудь яркое, чтобы пятна крови выгодно выделялись.

Каждый выпуск давал безумно смелые сюжеты

Пожалуй, это самое важное качество «Программы Максимум». Она вообще не попадает под стереотип о том, что на телике всё было формальным и унылым. Чего только стоит репортаж Павла Селина под названием «Долгая дорожка в Думу», который сейчас пропал и с ютуба, и с других доступных ресурсов.


Там корреспондент программы бегает по Госдуме в поисках кокаина, и успешно находит его следы в туалетах на этажах, где располагаются «Единая Россия» и ЛДПР. А вот в штабе КПРФ кокосом, видимо, никто не баловался – это Павел тоже проверил.

Или вот здесь, где журналист преследует депутата, которого обвиняли в педофилии. Представить такой сюжет на «Первом» совершенно невозможно, а в более солидных НТВшных шоу ему бы не хватило нужного нерва. 

Также корреспонденты шоу всегда старались зацепиться за всё, что одновременно попадало под теги «актуальное» и «кровавое». Например, они первыми на российском ТВ рассказали об экстремальной субкультуре руферов.

А ещё «Максимум» – прародитель всех ревизорских форматов, рассказывающих о страшном составе колбасы, чая и еды в школьных столовых. Главный креативщик НТВ тех времён, Николай Картозия, позже продолжил эту традицию, но уже на «Пятнице!»

Конечно, иногда (даже часто) команду шоу заносило, и они полностью отключали режим адекватности. Так появился, например, гениальный сюжет о кузбасском йети, однозначно украсивший бы эфиры золотых времён Рен-ТВ и ТВ3.

Достигалось такое разнообразие с помощью подбора правильных кадров. Шеф-редактор «Программы Максимум» Сергей Евдокимов в стареньком вью для «Афиши» выдал вот такой инсайд:

Еще в программе «Намедни» существовал отдел так называемого «адского трэша». Продюсер Рома Иванов, который через несколько лет стал шеф-редактором «Программы максимум», там работал. Апофеозом творчества этого отдела стал предпоследний выпуск «Намедни», где в одной программе был сюжет и про каннибалов, и о том, как из человеческого тела отсасывают жир, и пикантный сюжет про шведские семьи.

Грубо говоря, создатели шоу решили положить всю НТВшную жесть в одну корзину. В результате «Программа Максимум» полностью оправдала название – никаких полумер и компромиссов, только максимизация лучших (эксклюзивы и расследования) и худших (желтуха и психопатия) сторон того НТВ. Но это только означает, что «Программа Максимум» – как очень сочная котлета: чувствовалась значительно ярче других, но всегда угрожала обляпать штаны. Зато с ней точно нескучно.

Глеб Пьяных – великий и незаслуженно забытый ведущий

Смесь Гудкова и Воланда, он начал вести «Программу Максимум» осторожно, но быстро разработал фирменную издевательскую интонацию, которую потом многократно  пародировал Таир из Comedy. Казалось, что Пьяных – это оживший Рэнди Марш из серии «Саус Парка» про сарказмобол, то есть и в жизни уже не может остановить поток желчи. Но на самом деле это просто телевизионный профессионализм.

Его тексты и манера настолько подчёркивали основную идею передачи, что достичь большего эффекта можно было бы только поставив в кадр реальную ядовитую змею. Только посмотрите, как Пьяных изгаляется в эпизоде с казнью с телевизионных лохотронов.

Вообще у Глеба Пьяных в конце нулевых была репутация правдоруба. Ролик, где он ругается с мэром Химок по поводу дороги, которую строят через Химкинский лес, долгое время был вирусняком.

То, что произошло с Глебом дальше – настоящая трагедия. В середине десятых Пьяных стал вести ужасающую передачу под названием «Анатомия дня», риторика которой мало отличалась от избранных хайлайтов Владимира Соловьёва. 

А сейчас Глеб совсем пропал, начав вести малозаметный ютуб-канал про строительство дома. Там тоже есть расследования всяких мошеннических схем мутных подрядчиков, но для такой легенды телика это как-то совсем уж мелко и стыдно.

У «Программы Максимум» так и не появилось хороших наследников

Если ещё точнее, то наследие самого шумного журналистского шоу растеклось по разным направлениям. На том же НТВ было шоу «Ты не поверишь!», вобравшее в себя всё желтушное направление. Появилось несколько программ, показывающих потребительские ужасы – например, «Ревизорро» и «На ножах» у «Пятницы!» Но «Программа Максимум» была единым хабом таких форматов.

Расследования тоже остались, в том числе от звёзд жанра, ушедших с телика. Но абсолютно все, от Дудя до Пивоварова, пользуются более формальной методичкой имени Леонида Парфёнова. Это расследования с галстуком, но без грома и молний. 

Конечно, есть и персонажи вроде Антона Лядова, который регулярно лезет в опасные места, чтобы добыть эксклюзивы. Но и там всё сухо и на сложных щщах, как в «Профессии: Репортёр». А с ехидной улыбкой о российской действительности не рассказывает уже никто.

«Программа Максимум» останется в истории, как одно из самых смелых телешоу в истории русского телика, который с момента её закрытия в 2012 году заметно потускнел. Она учила тому, что за кликбейтом могут скрываться настоящие эксклюзивы, а расследования совсем необязательно должны быть тяжеловесными документалками – их можно снимать во взрывном темпе и соблюдая безумный стиль.

Сейчас в жанре скандалов, интриг и расследований, обещающих коктейль из стыда и жёстких эксклюзивов, у нас работает разве что Ксения Собчак. Но и то не так регулярно, как хотелось бы. Бесконечно жаль, что «Программу Максимум» запомнили только как жёлтое шоу о звёздных трусах, ведь на пике оно было ничем не хуже, чем такие чинные «Намедни» и «Профессия: Репортёр».


Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Главное
Виталий Халюков
11 Июн '22
Главный вопрос, который Дудь не задал Николаю Солодникову. Юра забыл свое же прошлое
А было бы интересно послушать ответ.
Данил Тармасинов
10 Июн '22
Юрий Дудь задал вопрос, над которым гость думал две минуты. Каким был ответ?
Николай Солодников побил рекорд Владимира Сорокина.
Данил Тармасинов
08 Май '22
Телеграм-канал Mash решил конфликт с Монеточкой одним жирным намеком. Певица испугалась и не пошла в суд
У Лизы о-о-о-о-чень странная логика.
Данил Тармасинов
15 Мар '22
Что будет с ютуб-каналом «Редакция»? Алексей Пивоваров уже закрыл один из трех форматов
Все всё понимают.
Данил Тармасинов
27 Фев '22
Кинокритик-абьюзер Егор Беликов возобновил карьеру. Он переждал скандал в Европе и застрял в Киеве
В новом тексте снова есть про кино.
Виталий Халюков
18 Фев '22
Мэддисон обвинил игровых журналистов в продажности из-за скандала с Horizon. Илья прав или снова троллит?
Мэд даже рассказал о своих проплаченных обзорах.
Комментарии