Разбираем хиты молодой платформы.

В начале эпохи стримингов медиапространство разрывал ТНТ Premier, но за пару лет всё изменилось. В последний год трендовые сериалы выпускает СТСовский more.tv. Сервис задал новую планку откровенности и качества: истории с обилием взрослых сцен, мата и хлёстких социальных комментариев создают талантливые молодые команды. В качестве менторов выступают Вячеслав Муругов и Фёдор Бондарчук – актуальные продюсеры, которые следят за зарубежной модой.

Закономерно, что результатом такого коллаба стали любимые как критиками, так и зрителями продукты. Три проекта из нашего списка – лицо не только сервиса more.tv, но и современных русских сериалов в целом.

Чики

О чём? Четверо проституток хотят открыть первый в провинции фитнес-клуб. Спойлер: ничего не получается, но путь к мечте оказывается важнее цели.

Главные звёзды: Ирина Горбачёва и Антон Лапенко. Справедливости ради, Лапенко взяли в сериал до всеинтернетовской славы, но для зрителей он раскрылся с новой стороны – как сильный драматический актёр. Горбачёва же стала сердцем сериала, сыграв сложного и нового для себя персонажа.

Создатель: Эдуард Оганесян. Работал художником на фильмах, которые смотрит только BadComedian, и неудачно начал карьеру режиссёра. Всё изменили именно «Чики». Лёжа в больнице, Оганесян придумал идею для комедии – проститутки открывают фитнес-клуб. Комедия плавно превратилась в драмеди, а затем и в самый точный портрет типажей современных русских женщин и глубинной России. Как итог – статус одного из самых востребованных шоураннеров и работа над проектом для Netflix с Александром Петровым.

Алёна Михайлова в сериале «Чики»

Открытия: В этом случае честно будет сказать «все». Но перечислю тех, кто благодаря этому проекту прошёл путь от ноунейма до звезды: Алёна Михайлова, Варвара Шмыкова и Сергей Гилёв. Первая – теперь звезда кино и сериалов, вторая – просто везде, а третий прошёл путь от редактора спортсовской «Трибуны» до главного злодея нового русского кино.

Секрет успеха: «Чики» оказались народным проектом, потому что сплели воедино два русских мира – интернетовский и телевизионный. С одной стороны, здесь есть модные твиттер-тренды, вроде инклюзивности и феминизма. С другой – быт русской провинции и то женское счастье, о котором пела Овсиенко. Несмотря на силу и независимость, к счастливому финалу приходят только те героини, которые нашли себе нормального мужика.

По форме всё так же – Оганесян соединяет клиповую эстетику и модные лица из интернета с живой фактурой и переработанными клише старых русских сериалов. Каждый зритель найдёт в «Чиках» что-то своё: от абсурдного юмора до шикарной работы с естественным освещением. Тот случай, когда сериал угодил всем.


Неочевидное достоинство: Музыка. То же можно сказать и про два следующих проекта – на more.tv потрясающе работают с русскоязычным саундом. Но началось всё с «Чик».

Музыка была фундаментом. Проект начался с короткой зарисовки-репетиции в поле под трек Луны. Позже этот фрагмент появится почти в каждой серии, а к украинской певице прибавится ещё несколько звёзд из СНГ: Максим Фадеев, Недры, МакSим и другие. Визитная карточка сериала – заставка с аутентичным треком Ивана Дорна, написанным специально для «Чик».

Потратились создатели и на зарубежных звёзд – в эпизодах звучит Rosalia, London Grammar и a-ha. Экономить нельзя: по задумке Оганесяна драматургия работает только в сочетании с конкретной музыкой – он писал сценарий, слушая именно эти треки.

Что может испортить впечатление: Финал. Он получился невнятным, слишком резким и с довольно спорной моралью. Оганесян заочно прикончил шансы на второй сезон и слишком прямолинейно завершил арки персонажей. Для сериала, где проработана каждая мелочь, а в героях кипит жизнь, такой финал выглядит нелогичным, спонтанным и скомканным. Речь о последних минутах – завершись сериал чуть раньше и растянись ещё на несколько сцен, он стал бы моментальной классикой и безоговорочно лучшим проектом последних десяти лет.

Псих

О чём? Успешный московский психотерапевт постепенно сходит с ума, надеясь вернуть пропавшую год назад возлюбленную.

Создатель: Фёдор Бондарчук, а, точнее, его семья: сценарий написала Паулина Андреева, а в качестве продюсера впервые выступил сын Сергей. Любые подозрения в блате рушатся уже на пилоте. Уровень продакшна для русского драматического сериала просто космический, а сценарий – как минимум лучший на more.tv, как максимум – конкурирует с «Перевалом Дятлова». Редкий случай, когда сериал, кружащий около московской элитки, выглядит доступно, свежо и современно. Универсальная история, где к финалу главному герою невозможно не сопереживать.

Главные звёзды: Константин Богомолов родился для этой роли – пожалуй, сильнейший актёрский перформанс в русских сериалах за прошлый год. Более опытные актёры не отстают: Елена Лядова удачно примеряет непривычный образ, Игорь Верник наконец-то играет не хуже, чем в театре, Анна Чиповская и Олег Меньшиков по максимуму используют минимальное экранное время, а Роза Хайруллина становится главным украшением сериала. Спасибо не только её таланту и фактуре, но и художнику по костюмам Татьяне Долматовской.

Роза Хайруллина в сериале «Псих»

Открытия: О главном – Андреевой-сценаристке – читайте в других пунктах. Тут же логично выделить Богомолова. Известный режиссёр иногда играл в кино и сериалах: правда, не в главной роли. Но в «Психе» он стал двигателем всей истории и феноменально раскрылся в новом амплуа.

Сначала кажется, что флегматичный интеллигент играет сам себя, но после пары эпизодов всё становится сложнее – появляется богатая палитра эмоций со слезами, агрессией, истериками и состраданием. При этом ключевые эпизоды Богомолов отыгрывает минималистично, что безотказно включает зрительскую эмпатию. Появись такой персонаж и актёр в западном сериале – мгновенно стал бы культовым.

Секрет успеха: Фёдор Бондарчук. Хвалить «Психа» можно за многое: от декораций и работы со звуком до сценария и актёрских перфомансов. Но высочайший уровень работы каждого из департаментов возможен благодаря статусу шоураннера.

Самый успешный русский коммерческий режиссёр, который доверяет молодым и шарит за тренды, пришёл на малые экраны и выдал принципиально новый уровень для индустрии. Да, был отличный сценарий, но Андреева начала писать его с подачи мужа. К тексту он в итоге отнёсся бережно, подкрепив драматургию роскошным визуалом. Редкий для русских сериалов случай, когда каждый кадр можно скринить как торжество перфекционизма. Ещё один плюс – актёрская игра: когда опытные звёзды дружно выдают одни из лучших ролей в карьере, это во многом заслуга режиссёра.

Неочевидное достоинство: Диалоги. Кто бы мог подумать, что вчерашняя актриса станет тем, кто научит сериальных героев говорить на хорошем русском языке. Именно диалоги способствуют погружению. Когда персонажи на экране говорят и ведут себя в точности как ваши знакомые, соседи в кафе или коллеги по работе, историей мгновенно проникаешься.

Сериалы more.tv отличаются особой любовью к мату, но Андреева сделала его максимально уместным, звучным и музыкальным. С жёсткими словечками реакции героев выглядят правдоподобно, комические эпизоды становятся ещё смешнее, а трагические – тревожнее. Редкий случай, когда опознать героя можно с закрытым глазами. Речь становится ключевым маркером как для молодящихся интеллигентов, так и для хозяйственных тётечек.

Что может испортить впечатление: Неспешность и постоянное желание перехитрить зрителя. Любителям более простых и динамичных русских сериалов «Псих» может не зайти. Это не детектив: разгадывать ключевую тайну никто не спешит, и она быстро отходит на второй план. Андреева и Бондарчук в первую очередь исследуют персонажей, отношения между ними и их психологию, поэтому стартовые серии становятся вводными.

С надуманным психоанализом и хлёсткими диагнозами иногда перебор, но в остальном всё по канонам западных сериалов – как визуал, так и развитие драматургии. Но ближе к финалу Андреева будто бы хочет перехитрить всех зрителей, разрушая любые догадки, отбрасывая клише и приводя персонажей к не самым радужным раскладам. Сериалы more.tv не про хэппи-энд, и это здорово. Но после просмотра «Психа» остаётся такое опустошение, что задаёшься вопросом: «Ну зачем так жестить?»

Happy End

О чём? Парень и равнодушная к нему девушка осваивают мир вебкама, чтобы выжить после вынужденного переезда в Москву. Необычная работа сближает героев, но в итоге доставляет им ещё больше проблем.

Создатель: Евгений Сангаджиев. Вы можете знать его как актёра «Гоголь-центра» и героя второго плана фильмов «Брестская крепость» и «Человек из Подольска». Теперь же фанаты русских сериалов узнают Евгения как перспективного шоураннера.

Выпускник школы Фёдора Бондарчука ворвался в индустрию – Happy End стал его дебютной работой. Если сравнивать с «Психом», Сангаджиев как минимум не уступил учителю. Решает вкусовщина, но оба тайтла задали новую планку и стали важной ступенью в истории наших стриминг-проектов. Закономерно, что эти сериалы запускала одна и та же команда.

Главные звёзды: Александр Горчилин и Любовь Толкалина. Здесь делали ставку на молодых и малоизвестных актёров, но в кадре есть и парочка узнаваемых лиц. Горчилин играет негодяя и отходит от амплуа творческого юноши. Но если приглашение актёра из «Гоголь-центра» в сериал актёра из «Гоголь-центра» было ожидаемым, появление Толкалиной – шикарный камбэк. Секс-символ нулевых не растеряла красоту и талант, идеально вписавшись в роль номинальной «милфы» с мощным драматическим конфликтом.

Любовь Толкалина в сериале Happy End

Открытия: Лена Тронина и Денис Власенко. На деле главные звёзды сериала именно они. На момент съёмок были ноунеймами, но после успеха проекта получили несколько крутых предложений, сходили к Урганту и закрепились в статусе самых перспективных русских актёров.

Столь живой, знакомой и трогательной экранной пары у русских сериалов ещё не было. Идеальное попадание в историю современных Ромео и Джульетты: в отношениях задрота-идеалиста и импульсивной простушки всё неравно, несвоевременно и ещё более трагично. Тронина и Власенко передали небанальную любовь так, что за их отношения переживаешь больше, чем за свои. Не говоря уже о смелости в откровенных сценах – здесь их больше, чем где-либо в русском кино. Ещё они намного ближе к реальности, чем в других проектах.

Секрет успеха: Откровенность, смелость и актуальность. Happy End впервые показал настоящих русских зумеров – не хайпбистов из столицы, а провинциальных ребят, которые могут заработать на хорошую жизнь только чем-то опасным. Это сериал не только про любовь, но и про новое поколение, которое хочет быстрых и лёгких денег, но не задумывается о последствиях. Вместо сложной карьеры есть закладки и вебкам, а взрослая жизнь и офис – как-нибудь потом. Этот путь проходят и главные герои, но слишком большой ценой.

История лишена цензуры – мата, голых тел, квиров и непопулярных на телике тем здесь больше, чем в любом русском сериале. Чтобы людям из будущего понять, какой была Россия начала 2020-х, достаточно врубить этот сериал. Концовка в нём столь же неутешительная, как и окружающая реальность – не случайно название на постере перечёркнуто.  

Неочевидное достоинство: Внимание к деталям. С оформлением вебкам-трансляций художники поработали ответственно. Сразу понятно, о каком сайте идёт речь, прописаны все комментарии и донаты, продумана модерация. То же самое и с порно-индустрией: примерно так в народном сознании и выглядят подпольные съёмки, а любительские порно легко опознать уже по одежде и неловким отыгрышам. На площадке были консультанты, которые отвечали за подробное отражение реалий секс-индустрии. Такие мелочи – во многом их заслуга, помогающая зрителю погрузиться в повествование.

Happy End состоит из подобных деталей и примет времени. В комнате школьников стоит свежая PS5, айтишников интересуют локальные и прикладные проекты, а декорацией современного клуба выступил актуальнейший московский Mutabor. Реальность в мелочах: яркий пример – появление Карины Истоминой в сцене закрытой вечеринки. Её узнает далеко не каждый, но хорошего режиссёра отличают такие решения. Если нужен модный современный диджей в эпизоде вечеринки, почему бы не пригласить настоящего?

Что может испортить впечатление: Слишком много условностей. После выхода проекта все модные медиа выпустили лонгриды о вебкаме. Разумеется, указаний на неточности в сериале было много. Очевидно, что за несколько часов ни на одном вебкам-сервисе на аренду квартиры в Москве не заработаешь. И уж точно не выведешь деньги в тот же день.

Сангаджиев сделал акцент на деталях, но вебкам-индустрию показал поверхностно. Она, как и любой другой контекст, остаётся фоном для магистральной сюжетной линии – отношений Леры и Влада. Понятно, что кино не документальное, но условностей порой слишком много, а это ленивый механизм для развития истории. Герои слишком легко сбегают из дома, мгновенно находят жильё, а их карьеры развиваются ещё быстрее, чем отношения. Подобные сценарные костыли – признак спешки и неопытности. Сангаджиев удачно маскирует проблемные моменты за классными персонажами, эмоциональными сценами и проработкой деталей. Но слишком въедливый зритель может и не простить.

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии