Даже фрешмены оказались несвежими.

О поворотной роли Comedy Club в русском юморе сказано очень и очень много. Они действительно изменили вектор развития, оставив позади «Аншлаги», КВН и прочее старьё. И ускорили переход к эпохе стендапа. Но самого стендапа в чистом виде тусовка Comedy так и не дала. Конечно, если не считать задорновские монологи уставшего и надоевшего Павла Воли.

Стендап, который мы знаем сейчас, в Россию приходил через совсем другие шоу – даже в «Убойке» были резиденты, подошедшие ближе. А сам Comedy Club стал консервативным и сытым местом, где в современный юмор не умеют даже свежие кадры. Относительное исключение – Андрей Бебуришвили, но его лучший материал светится в других передачах. И нет лучшего способа убедиться в этом, чем взглянуть поближе на комика Женю Синякова – относительно свежего камедиклабовца, которым постоянно хвастаются в нарезках, но о котором ничего не знает молодая аудитория.

Почему не зашла ни одна попытка старичков?

Начнём с истории. В оригинальном Comedy середины нулевых на стендап больше всего походили монологи Вадима Галыгина. По сути, только потому, что белорусский комик читал с листа шутки, посвящённые какой-то одной теме. И да, ранние галыгинские панчули действительно стали хитами: особенно легендарный суслик.

Но всё же Галыгин – не стендапер. Он нащупал похожее направление, но выходил на сцену в образе, читая с листа небольшие шутейки, как какой-нибудь позднесоветский сатирик. Так что Вадима мы отметаем. К тому же сейчас он окончательно мутировал в ходячий сборник старпёрских анекдотов. Ждём его батл с Игорем Маменко в октагоне и двигаемся дальше.

А дальше – Александр Незлобин. Чувак появился в Comedy практически без бэкграунда, полностью сформировав свою карьеру на этой площадке. Он действительно выдавал материал о своей жизни и слабенькую, но на тот момент невиданную комедию наблюдений.

Более того, к моменту, когда начали появляться независимые стендаперы, Незлоб был чуть ли не единственным человеком в стране, у которого вышел полноценный спэшл. Он – первый, кто реально принёс этот жанр камедиклабовской публике. Разве не круто? Ну, не совсем.

В нулевые многие называли Незлобина одним из слабейших резидентов. Он идёт сразу после Дмитрия «Люська» Сорокина и других песенников. Александра не разбирали на цитаты, как это было с миниатюрами праймовых Харламова и Батрутдинова. Получается, технически он принёс жанр, но либо говорил слишком тихо, либо его тупо не захотели слушать из-за особенностей эпохи. А много лет спустя у Саши появился нелепый эпигон в виде Ивана Половинкина. Но это настолько серо, что не заслуживает разговоров.

Ещё был Руслан Белый – звезда других проектов, не нашедший в Comedy Club ни признания, ни новой лояльной аудитории. Вспоминая это время, кажется, что Белый либо сознательно читал самые поверхностные монологи, либо ему не хватало пространства, чтобы развернуться в камедиклабовских рамках. О том, как он бесил зрителей, можно прочитать здесь.


Ну и последний – Павел Воля. Поздний. Сытый. О том, что стендап Воли – это фантастический позор, мы писали здесь. Он работает для звенящей бриллиантами публики, но давно потерял связь с реальностью. Когда Пашок говорит, что цены как-то слишком выросли, комментаторы напоминают, что у чувака вилла в Испании. Это смехотворно, но точно не смешно. И уж тем более не актуально. Значит, нужны новые кадры. И тут появляются Андрей Бебуришвили и Женя Синяков.

С первым всё понятно. Бебур всегда делал обычный стендап для широкой аудитории, а известен в большей степени не по Comedy, а по другим проектам. Его хотя бы можно отнести к условной общероссийской тусовке комиков. А Женя Синяков – странная фигура с более плотной ассоциативной привязкой к Comedy Club.

Кто такой Синяков и откуда он взялся?

Тут надо сказать о механике попадания звёзд в обойму Comedy Club, но мы её не понимаем. Она всегда была максимально неочевидной, несмотря даже на относительно прямой лифт из шоу «Comedy Баттл». То есть, если Илья Соболев заслужил своё место, когда был мегазвездой «Убойной лиги», то по Синякову вопросов гораздо больше. Смотрите, даже гугл записывает его в новички!

Кстати, запомните фразу «известен своими колкими репликами». Она пригодится нам позже. А так, очень странно, что в самой дорогой и люксовой площадке страны находится место перспективным новичкам. Но эй, Незлоб же тоже появился из воздуха. Может, всё нормально?

На самом деле Женя Синяков был участником программы «Comedy Баттл». Сначала в составе дуэта с миниатюрками, а в следующем сезоне уже в соло. Его коронный (и единственный) приём – обшучивание конкретной темы с иллюстрациями. Из-за этого он дошёл до финала проекта, а после получил звонок от Мартиросяна с предложением войти в состав Comedy. Того самого Мартиросяна, который не следит за современной комедией и дистанцируется от неё. Но, видимо, на тот момент идея показалась Гарику свежей.

Выступления Синякова – ленивейший стендап с иллюстрациями

Когда-то этот жанр в Comedy уже принёс Павел Воля, сделавший презентацию китайской игрушки с буквами. Он и сейчас продолжает выступать в этом жанре, потому что иллюстрации смешнее его собственных шуток. А мог бы просто делать рассылку с мемами, как нормальные люди. Так или иначе, теперь у Павла появился преемник в виде Синякова.

Но давайте разберёмся, как это работает. Обычно Женя выходит и говорит короткое вступительное слово. Просто обозначает, что сегодня речь пойдёт о сетевых мошенниках. И всё – дальше начинается презентация в Power Point.

Синяков показывает публике картинки и видео, а в ключевых моментах отпускает «колкие реплики». Экстрасенс из видоса говорит, что поможет прокачать энергетические чакры. Тут Женя шутит, что это программа «Чакра на прокачку». Вау. То есть, вот такой у нас уровень.

Причём делает это Синяков с таким лицом, как будто писал панч две недели, не вставая из-за стола. И да, молодой и перспективный (33 года) комик отсылает зрителей к шоу, которое закончилось в 2007 году. Может, пора забыть об этом, не?

Окей, у Жени есть и более актуальный материал. Например, выступление, где он разносит советы тиктокеров. Звучит гораздо свежее. Давайте посмотрим, что там.

Инфоцыганин из видео даёт советы по финансовой грамотности. Первый звучит так: «Берись за всё, за что только можно взяться». Женя Синяков комментирует: «Вау, мне до этого так говорила только моя пьяная девушка». Уровень мемов из «Одноклассников» сохранён, всё нормально.

А в некоторых случаях Синякову даже не нужно ничего говорить, чтобы вызвать зрительский смех. Он просто останавливает видос в нужном месте и поворачивается с лицом типа: «Ну вы поняли, да?» И в этот момент становится ясно: Синяков – не стендапер, а оффлайн-обзорщик из конца нулевых.

Его юмор строится по тем же принципам, что и ролики Макса Голополосова из «+100500». Единственное комедийное достижение этого человека в том, что он додумался применить эту модель вживую. Результат – финал «Comedy Баттл» и попадание в Comedy Club. Напоминает персонажа из «Кремниевой долины», который стал миллиардером, потому что засунул радио в интернет. Гений!

Нужно ли объяснять, в чём проблема такого подхода? Он устарел сто лет назад, а основную работу выполняет не комик, а контент, на который он делает живой реакт. Но Гарик Мартиросян посчитал, что это свежий концепт. Скриньте: через десять лет резиденты Comedy будут делать слаймы и убегать из картонной тюрьмы.

Женя доказывает, что Comedy отрицает современный юмор

И это было бы нормально для старых резидентов, которые годами занимаются одним и тем же. Но Синяков-то хотя бы номинально считается перспективным новичком и примером того, как на проекте сменяются поколения и появляются новые звёзды. Хотя фактической свежести в его выступлениях столько же, сколько и у Павла Воли. Безумие!

Самое смешное, что Синяков из-за этого оказался в очень странной ситуации. Никто за пределами аудитории Comedy не воспринимает его как комика. Потому что у настоящих комиков уже давно есть экосистема с героями, микро и макротусовками, независимыми и зависимыми чуваками. Если вы попросите своего друга, который разбирается в российской комедии, перечислить всех комиков, каких он только знает, то он никогда не доберётся до Синякова. Ни на первом, ни на десятом часу.

Чувак существует в телевизионном пузыре Comedy Club. Его не стали бы смотреть в другой ситуации. Если бы Синякова создала нейросеть, никто бы не заметил разницы, потому что не стал бы присматриваться. И даже в этом пузыре он не главная звезда, а молодой перспективный тридцатитрёхлетний юморист, которого подпитые Воля и Харламов должны посылать за пивом.

Внезапно становится понятно, почему поздний Comedy Club так быстро превратился в тусовку стариков, отогнавшую от себя всю молодую аудиторию. Даже когда проект обновляется, он зовёт новых людей, которые делают те же вещи, что и его ветераны. А местный околостендап делает десять шагов назад и возвращается в комедийный неолит.

Можно придумать массу аргументов, доказывающих, что это нормально. У Comedy своя аудитория со своими вкусами, но ведь ей даже не показывают современный юмор. Последним, кто пытался, был Александр Незлобин, который даже безотносительно своего уровня тогда делал первые шаги по неисследованной территории. Все остальные работают исключительно в безопасных условиях, даже довольно молодой Бебуришвили.

Да, на том же ТНТ для этого есть другие проекты. Но, если кто-то из их участников вдруг мечтал попасть в Comedy и произвести революцию, у него не получится. Потому что для того, чтобы начать там выступать, нужно сначала хорошенько зарасти мхом.

Но есть в этом и кое-что хорошее. Всё-таки Comedy Club – странное явление, которого никогда больше не будет. И за этим ужасно интересно наблюдать. Если держать в голове, что проект появился, потому что его создатели сходили в комедийный клуб в США и остались под впечатлением, можно сойти с ума от абсурда. Они привезли многое и сделали многое, но забыли основу. Поэтому хоть Comedy Club и запустил революцию в юморе, он уже вряд ли начнёт делать что-то современное.

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии