Кому-то срочно нужна перезагрузка.

Присмотритесь к популярным видеоблогерам, которые не первый год на ютубе. Практически каждому из них приходилось меняться, чтобы сохранить или повысить популярность.

В 2021 году Илья Мэддисон – уже не тот чувак, который сочинял матерные ролики в 2009-м. Кузьма начинал с озвучки, а Юлик снимал короткие скетчи. Были бы они популярны, если бы продолжали в том же темпе? Даже Влад А4 следит за трендами, чтобы снимать челленджи для детишек. Чарльз Дарвин бы гордился тем, как работает эволюция в рунете.

Похоже, подошёл момент, когда нужно меняться ещё одному видному человеку. Речь про Илью Шабельникова, пародиста по прозвищу Сатир. Несколько лет назад его пародии могли шокировать, но теперь это рутина. Она перестала удивлять. И, что хуже всего, Сатир не справился с другими форматами. Как же так получилось?

Популярность пародий не могла длиться вечно

Сатир стал звездой устаревшего жанра, но так и не вышел за его рамки. Это уже феномен. Да, ему трижды помог Юра Дудь. Сначала репостом пародии на себя, потом интервью и, наконец, важным камео в выпуске с Егором Кридом. Но даже этого будто недостаточно.

Пародия всегда была опциональным инструментом комедии, но люди редко делали на этом карьеру. Если выкинуть за борт пародистов одной роли, вроде Путина из КВН и Comedy Club, останется Максим Галкин. Но пик его популярности прошел сто лет назад.

Главная проблема не в том, смешно это или нет. В начале карьеры Шабельникова самым мощным двигателем был вау-эффект. То удивление, из-за которого люди пересылали друг другу видео со словами: «Посмотри, как точно этот чел показал Дудя/Урганта/Камикадзе Ди!» Но вау-эффект – ограниченный ресурс, убывающий с каждым новым роликом.

Чем популярнее становился Сатир, тем меньше шока он вызывал. Да, чувак и его команда делают похожие пародии. Да, все знают, что они это умеют. И что дальше? Не говоря уже о том, что у Ильи постепенно заканчивались интересные герои. А если появится кто-то новый, то всем уже ясно, чего ожидать. Значит, нужны новые форматы. И они появились. Но!

Сериал Сатира дал немного свежести, но быстро умер

Вы вообще помните, что это было? Веб-сериал «Когда это закончится?» посвятили пандемии и самоизоляции, то есть теоретически он актуален до сих пор. Проект появился в мае 2020 года, но Шабельников выпустил три серии и внезапно забросил этот формат.


Хороший такой перформанс получился. Зрителям дали незавершённый продукт и оставили с вопросом: «Когда это закончится?» Внятной информации о том, куда делось продолжение, нет. В подкасте Поперечного Сатир уверял Данилу и публику, что четвёртая серия готова и вот-вот выйдет, а остальные придётся подождать. Это было в ноябре 2020 года.

Если рассуждать логически, можно найти много резонов не продолжать сериал. Люди не только устали от пандемии и новостей о ней, но и привыкли к ним. Поэтому «Когда это закончится?» лишился важного нерва. Коронавирус стал повседневностью.

Илье должно быть обидно, что его первый проект с оригинальными персонажами унаследовал и главное качество («Узнали? Согласны?»), и главную проблему его основного амплуа. Когда думаешь о таком слишком часто, не очень хочется продолжать.

Кажется, Сатир сделал слишком большой перерыв и просто охладел к собственным идеям, которые когда-то казались ему топовыми. Такое случается со всеми, кто занимается творческими вещами. Тот же Поперечный в подкасте неспроста насмехался над уверенностью Шабельникова, что сериал не заглох. Ведь сам Даня успел забросить кучу форматов.

Конечно, жаль, что мы уже не увидим концовку «Когда это закончится?» У проекта были недостатки. Моментами он был слишком похож на типичный русский сериал с телика. Но это – хотя бы что-то новое, талантливо сделанное собственными силами. А пример Антона Лапенко показал всем, что мегахиты иногда начинаются практически на коленках.

Satyr Show – последняя неудачная попытка

После «Когда это закончится?» Шабельников с командой взялись за сборное шоу пародий, посвящённое сразу нескольким персонажам. У западного зрителя такая модель работает. Пародии Saturday Night Live собирают просмотры и разлетаются по медиа, а с их помощью можно отработать сразу несколько инфоповодов.

Но Илья сделал всего два выпуска, за которыми последовал очередной многомесячный период пустоты. На канале выходили сольные пародии, но в стандартном режиме. Вероятно, производство «Satyr Show» – слишком напряжное занятие. Готовиться ничуть не проще, чем к обычным пародиям: нужно отыграть кучу персонажей, а все главные роли всё равно у Шабельникова. Это точно не выход.

К тому же «Satyr Show» – шаг назад по сравнению с собственным сериалом. Там мы оценивали Шабельникова как актёра и комедийного сценариста. Здесь – почти то же самое, но ярлык пародиста вернулся. Сатир будто бы сдался и поверил, что он навсегда останется чуваком, который изображает звёзд.

Сатиру нужно стать универсальным персонажем

И побыстрее. Последние пародии по инерции добираются до миллиона просмотров, но о них уже редко пишут в СМИ. Потрудитесь вспомнить, когда вы в последний раз обсуждали с кем-то ролик Сатира. Скорее всего, этому видео уже больше года. И это огромная проблема.

Сам Шабельников точно о ней знает. На интервью у Карена Адамяна Илья рассказывал, что его сильно парит этот переходный момент в творчестве, а они с командой осознают, что достигли комфортной точки и не решают новых задач. Фраза о том, что в жанре пародий не предвидится каких-то колоссальных скачков, говорит о многом.

Но как меняться? Что именно делать? Способов много, но все они ведут к одному результату. Сатир должен стать полноценным персонажем, на котором не висят ярлыки. Чтобы это получилось, нужно успешно заниматься разными вещами. Пока у Ильи ещё есть капитал в виде лояльной аудитории: он на спаде, но далеко не мёртвый блогер.

Один из вариантов – попробовать себя в стендапе. Илья умеет писать шутки, а на «Прожарке» Гнойного он был не худшим комиком. Потенциал точно есть. Но что-то подсказывает, что новый проект Сатира будет игровым, а не текстовым.

Если так (а это, скорее всего, правда), то Илья сможет сохранить амплуа ютубера, который известен своей актёркой. Но если свежий продукт вновь будет строиться на пародировании звезды месяца, то Шабельников рискует стать одним из вымерших блогеров. К счастью, пока до этого очень далеко, но перемены нужны уже сейчас. Наш прогноз: до конца года Сатир представит новый формат. И есть хорошие шансы, что именно он решит его блогерскую судьбу.

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии