Осторожно! Внутри полное безумие.

Давайте посмотрим правде в глаза. Русская фантастика – странный и своеобразный пласт литературы. И речь не о Стругацких, которых уместно включать в мировую классику, а о современных авторах. От Дмитрия Емца, назвавшего аналог Хагрида в «Тане Гроттер» Тарарахом, до чудовищных книг серии «S.T.A.L.K.E.R». Но если у современных русских фантастов и есть талант, то он уходит на бесконечные книги о попаданцах.

Этот жанр глубок, как Байкал, и непробиваем, как Т-34. Метафоры не случайны. В фантазиях попаданцев не раз восстанавливали СССР, воскрешали Сталина и красили всю Европу в красный цвет. В них есть место эльфам-танкистам, спецназовцам в Средневековье и даже доброй версии одного известного диктатора, но об этом чуть позже. А пока запасайтесь успокоительным и переходите в комнату с мягкими стенами: мы погружаемся в самый опасный и, возможно, самый продуктивный жанр русской литературы.

Кто такие попаданцы?

Название содержит подсказку. Уродливым словом «попаданчество» называют литературный приём, в рамках которого современные герои попадают в незнакомые обстоятельства: прошлое, будущее или вымышленные вселенные. Иногда они перемещаются в собственных телах, а иногда оказываются в чужих, как в сериале «Квантовый скачок».

Самый характерный из безобидных примеров – «Янки из Коннектикута при дворе Короля Артура» Марка Твена. Или даже «Хроники Нарнии». Но мы, истинные ценители высокого искусства, отрицаем столь банальные примеры. В контексте нашего исследования правильнее ссылаться на ужасный российский фильм «Мы из будущего» 2008 года с Данилой Козловским.

В нём четверо молодых людей купаются в странном озере и переносятся в 1942 год, став солдатами Великой Отечественной войны. Смысл понятен кому угодно. Современные чуваки должны либо умереть, либо получить серьёзный урок, который навсегда изменит их жизненный компас. Это уже намного ближе к книгам о попаданцах. Но вы всё равно ещё не представляете всю красоту этого жанра.


Обычно авторы этих книг – фанаты СССР

В этом нет ничего удивительного. Герои попадают в прошлое не по приколу, а чтобы исправить какую-то историческую несправедливость. И все, кто хоть раз заходил на ютуб-канал Гоблина, знают, что главная историческая несправедливость – развал Советского Союза. Это превращает основную часть книг о попаданцах в дичайшие фанфики. Только пишут их не начитавшиеся «Гарри Поттера» девочки-подростки, а взрослые обиженные мужики. Пройдёмся по некоторым книгам.

Как вам такое описание? Лётчик Иван переписывает историю, чтобы не допустить предательства Хрущёва и всех ужасов застойного позднего СССР. Круто и то, что автор делает ставку не только на ностальгию, но и на войну с бандеровцами. Это, кстати, модный тренд в жанре: в прошлое забрасывают не просто русских спецназовцев и лётчиков-спортсменов, а ещё и ополченцев из ДНР. Но «Три войны попаданца» – типичнейшая книжка. Нужно что-то покруче.

«Позывной: «Колорад» Валерия Большакова берёт выше. Здесь наш современник оказывается не просто лётчиком, а сыном Иосифа Сталина! У него-то гораздо больше шансов разобраться с «бандой Хрущёва», правда? Обложка, кстати, топ. Как и аннотация.


У нас складывается общая картина. Попаданцы не просто воюют в прошлом, а ещё и переписывают историю так, чтобы всё в итоге сложилось в пользу СССР.

Пока другие фантасты рисуют невероятные вселенные с технологиями, о которых мы даже не мечтали, самое фантастическое, что могут придумать авторы книг о попаданцах: «Представь, если бы Союз не развалился!» Мотив почти всегда один, меняются только обстоятельства: то всё решает стальная воля танкиста, то спецназ, то десант, то истребители. В зависимости от того, во что любит играть писатель – World of Tanks или World of Warships, ага.

А вот и тяжёлая артиллерия! Реальная Россия отправляется в 1941 год, а на её месте появляется СССР во главе со Сталиным. Тут фантазия уже современнее: Красная Армия борется против НАТО, а вождь народов думает, как бы совершить пару военных и экономических чудес. Настоящий подарок тем, кто любит говорить, что на кого-то нет Сталина.

Есть, кстати, и варианты на отвлечённые от войны темы. Правда, их очень мало. В книге «Вовка-центровой» погибший от удара молнии советский тренер, победитель Олимпиады, перемещает своё сознание в тело мальчика из 1947 года, чтобы стать звездой футбола. И тут на него обращает внимание лично Василий Сталин. Не знаю, что у них за фиксация на сыне Иосифа Виссарионовича, но в этом что-то есть.

Но звёзды жанра – книги из серии «Я спас СССР», «Спасти СССР!», «Спасти Сталина!» и так далее. Десятки, если не сотни романов, с ремиксом одного и того же сюжета. Есть даже «Программист Сталина», где современный айтишник помогает Советам построить цивилизацию будущего в прошлом.

Иногда попаданцы спасают не СССР, а Российскую империю

Всё зависит от политических взглядов конкретного писателя, верно? У Алексея Махрова, Бориса Орлова и Сергея Плетнёва есть целая серия под названием «Господин из завтра», где простой русский инженер попадает в тело царя Николая II.

И не просто попадает, а превращает его в величайшего правителя России, чтобы дать стране новое вооружение, радиосвязь и прочие примочки, с которыми не будет ни восстания большевиков, ни других печальных событий. В описании радует фраза: «Царский спецназ наводил ужас на всю Европу».

У этих книг есть много общего с творчеством Михаила Задорнова. Только они смешнее. Но и то, и другое успокаивает аудиторию историями о русских, которые правят всем миром. Правда, звучит это очень странно: попаданцы нужны лишь для того, чтобы Российская империя, СССР или Киевская Русь могли ввести читы на технологию.

Но самый лучший автор несоветского толка в этой серии – Герман Романов. Во-первых, из-за царственной фамилии. Во-вторых, он играет по-крупному. Только вслушайтесь в эти названия: «Спасти Колчака!», «Спасти Императора!», «Империя попаданца», «Лондон должен быть разрушен!», «Переход Суворова через Гималаи».

И всё это мелочи по сравнению с главной и самой меметичной серией Романова. Это – самое поразительное, что я видел в жанре, и пока ни одна книга не переплюнуло шокирующее впечатление.

«Товарищ Фюрер»! Да, здесь попаданец оказывается в теле Адольфа Гитлера. Вы спросите: «Что же он делает в теле диктатора?» Конечно, объединяется с СССР, чтобы вместе нагнуть Европу. В описании так и сказано: «Не допустить самоубийственной войны Германии и СССР». Я точно не уверен, но вроде бы это должно оскорблять советских патриотов.

Тут Романов, правда, ступил на территорию советских фантазий и выдал более чем неожиданный ракурс. Но писатель особенно неистов в фанатичной ненависти к англо-саксам. Вторая книга в этой серии вышла с подзаголовком «Повесить Черчилля!» В других его романах, где спасали Российскую империю, британцам тоже доставалось больше всех. Настоящее дистиллированное безумие.

Свои попаданцы есть и в фэнтези-жанре

Теоретически это должен быть самый мирный и спокойный вариант, но это далеко не всегда так. Писатели знают о вкусах своей аудитории, поэтому смакование милитаристических подробностей и достоинств советской техники соседствует с орками и хоббитами. С одним из таких произведений, кстати, ознакомился комик Денис Чужой в рамках ютуб-шоу «Плохие книги».

Но эльфы-танкисты всё-таки встречаются не так уж часто. Хотя интересный вывод напрашивается и тут. Сеттинг – вообще не главное в книгах о попаданцах. Важнее всего, чтобы героем был русский человек с военным званием, желательно служивший в спецвойсках. Так мы получаем, например, роман про волшебного спецназовца.

Или роман про майора СОБРа, который становится воином в Средневековой Японии. Почему бы и нет? Он же майор. Значит, и эпический герой из него выйдет кайфовым.

Осталось смешать жанры окончательно, чтобы солдат Красной армии попал в толкиновское Средиземье и построил сверхдержаву из эльфов и людей по образцу сталинского СССР. А кольцо в Мордор доставит точный выстрелил советско-фэнтезийного танка.

Читать эти книги не стоит, но ими нужно восхищаться

Проще всего сказать, что это помойная литература. Но ведь фактически книги о попаданцах – отдельный вид русской экзотики, практически не имеющий аналогов в мире. В США никто не пишет книг о том, как бравый морпех отправляется в прошлое, чтобы не допустить появления рабства на американской земле. Точнее, может быть, и пишут, но это не настолько массовое явление.

Книги о попаданцах – что-то вроде русского шансона. Это особенная музыка для особенного слушателя. Её невозможно уничтожить. От неё невозможно защититься. Она просто есть где-то рядом, в глубинных слоях общества. Можно только восхищаться безумием писателей и бешеным колоритом романов на расстоянии. И думать о том, добавляют ли авторы обложек эти работы в свои портфолио.

Но сам факт популярности такой литературы (а это реально сотни, если не тысячи книг) говорит о жёстких национальных комплексах. В основном, советских. А мы ещё гадали, зачем коммунисты до сих пор пересматривают «Колыму» Дудя. Как же? Исправляют ошибки прошлого.

Когда фантасты переписывают прошлое в свою пользу, вместо того, чтобы думать о будущем – это страшно. Но эй, мы же говорим не о флагманах жанра, а о маргинальной прослойке. Вряд ли кто-то будет читать «Товарища Фюрера» в метро.

А ещё это симметрично нелепый ответ на «клюкву» – стереотипное изображение русских персонажей в голливудских фильмах и поп-культуре. Если бы создатели западного кино о холодной войне знали, что делают с их страной русские писатели в своих фантазиях, они бы немедленно капитулировали и перестали снимать что-либо вообще.

Всем, кто говорит, что Пелевин скатился, а нового остроумного постмодерниста, играющего с культурой, не нашлось, нужно срочно обратить внимание на литературу о попаданцах. Вот новый коллективный Пелевин, пусть и не осознающий абсурдности своих творений и не подразумевающий юмор. К тому же эти книги убедительно доказывают, что в России жива культура брутальных мужицких фанфиков.

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии