Ностальгируем по временам, когда блогеры на ТВ были редкостью.

Несмотря на попытки многих телепродюсеров совместить телик и интернет в одном месте, мы давно привыкли чётко разделять эти два мира. И глядя на все эксперименты ТНТ, «Пятницы!» и других каналов, легко понять, почему так получается. Домохозяйской части аудитории «Орла и Решки» всегда было плевать на вайны Ивлеевой и блоги Птушкина, а фанаты Дани Милохина вряд ли массово следят за его фигурными приключениями в «Ледниковом периоде».

При этом в самом желании соединить две аудитории нет ничего плохого. Просто это не всегда получается. Один из древнейших примеров – «Игры на вынос». Шоу с регионального ТНТ, которое много лет назад вёл Илья Мэддисон. Сегодня мы вспоминаем, каким оно было и какие выводы можно из него сделать.

Что это за шоу?

«Игры на вынос» появились в 2009 году, когда Илья уже был звездой интернета. Более того, он был главной селебой и редактором Rutube, что сегодня звучит как-то даже смешно. Сетевая публика полюбила Мэда за матерные солёные шуточки и своеобразную харизму. Ни один из видеоигровых обзорщиков до него не смог нормально адаптировать рецепт успеха западного блогера AVGN, а у Мэддисона всё получилось.

Передача шла на региональных версиях ТНТ – кажется, её могли посмотреть все, кроме жителей Москвы. Это достаточно забавно, учитывая, что сам Илья – вполне себе москвич, сделавший легендарным митинский акцент с его словечками «эсли» и «варьянт».

Всего вышло два полных сезона по 14 выпусков, после чего программу свернули. Позже сам Мэд говорил, что второй сезон делал нехотя, потому что ему надоел утомительный график. Но сам факт, что шоу продлили, говорит о том, что ТНТ устроили рейтинги передачи, которая шла глубокой ночью – где-то около четырёх утра.


В «Играх на вынос» появились многие легендарные обзоры Мэда

В частности, обзор на игру «Месть боксёра. Московский криминалитет» – однозначно главный ролик в ранней карьере Мэддисона. Многие уже не помнят, но в нём, в отличие от большинства видосов Ильи в свободном интернете, не было мата. Потому что это всё-таки телеформат.

Но, даже несмотря на цензуру, в «Играх на вынос» возникали достаточно смелые моменты. Например, слова на «Г» и «Ж» у Ильи никто не отбирал. А грубых шуток про поп-звёзд тут было не меньше, чем в обычных обзорах. Для телика тех времён это большая редкость. Раньше представить такую риторику можно было только на праймовом MTV, где выходили шоу вроде «SHIT-парада».

По сути, от обычных обзоров Мэда «Игры на вынос» отличались только отсутствием мата и временными ограничениями. В большинстве выпусков ему приходилось быстренько пробегаться сразу по нескольким тайтлам. Было достаточно много материала для монтажа, так что жалобы на трудный график возникли неслучайно.


Зато уже можно проследить несколько тенденций, сохранившихся у Мэддисона до сих пор. Он уже тогда ругал Fallout 3 и доказывал, что серия PES намного сильнее, чем заскриптованная FIFA. Да, в «Игры на вынос» попадал не только трэш типа «Мести боксёра» или «Кадетства», но и реальные хиты – GTA 4, Sims 3, Far Cry 2, Prototype и так далее.

Шоу было первой попыткой затащить блогеров на телик

Как мы и говорили, сегодня таким никого не удивишь. Но в начале десятых и тем более в конце нулевых блогеры в целом были чем-то маргинализированным. Так что позвать самого острого человека в рунете и дать ему относительную свободу – очень смелое решение со стороны ТНТ.

Оправдалось оно или нет – другой вопрос, но об этом позже. Важнее то, что нет буквально ни одной известной передачи, которая сделала бы такой ход раньше, чем «Игры на вынос». Даже Максим Голополосов со своим «+100500» попал на телеканал «Че!» только в 2015 году, то есть с диким опозданием и когда его проект перестал быть хитом в сети.

А всё, что выходило на минаевском Kontr TV, не считается. Всё-таки это был интернет-проект, построенный по схеме телеканала. Абсолютно другая история. Непонятно только то, как вообще принималось решение о запуске «Игр на вынос». Кто-то должен был решить, что непонятного человека из интернета будут смотреть в четыре утра.

«Игры на вынос» выстрелили, но только в сети

Нет, наверняка были и те, кто ставил себе будильник, чтобы заценить свежий выпуск. Но вряд ли их было большинство. А учитывая, что записи выпусков можно было потом посмотреть онлайн, их основной аудиторией стали буквально те же люди, которые и так кликали на каждый ролик Ильи.

Многие даже не понимали, что «Игры на вынос» – телепроект. До сих пор можно обнаружить архивные комментарии людей, думавших, что Мэд просто по приколу прилепил себе логотип ТНТ. Вот настолько никто не ассоциировал блогеров с телевидением.

И в этом ракурсе «Игры на вынос» уже явно смотрятся как провал. Проект вроде и открыл новое направление, но как-то уж очень невидимо и номинально, без революций. Как будто продюсеры ТНТ просто занесли Илье немного денег, чтобы он поменьше матерился. Хотя и они ничего и не потеряли. Просто забили лишний ночной слот.

У передачи не было шансов стать телехитом

Абсолютно никаких. Во-первых, это влияние времени. Дайте «Играм на вынос» крутой дневной слот – и никто бы их не понял. Взрослые дяди и тёти просто задавались бы вопросом: «Какой ещё Мэддисон?» Тогда и видеоигровая индустрия была на порядок слабее, чем сейчас. Но даже в 2021 году топовых телепередач в жанре попросту не существует. Потому что они не смогут бороться с мнениями блогеров и стримеров, которых не сдерживает цензура. А в 2009 году сетевых селф-мейд звёзд не воспринимали всерьёз.

Второй важный момент – сам формат. Он слишком скучный и похожий на всё остальное. С окончания легендарной передачи «Dendy. Новая реальность» с Сергеем Супоневым телевидение не дало ни одной хорошей передачи про игровой мир. Вообще.

Какое-то время существовала «Игромания» на A-ONE, «F.A.Q.» на «Муз-ТВ» или даже «Виртуалити» с MTV. Все они в какой-то мере удачные и кто-то на них вырос, но по сути в таких шоу не было никакого смысла. Их показывали в неудобное время, а ведущие не успевали за короткий срок выдать внятный обзор, по которому можно понять, хорошая игра или нет. Скучно и поверхностно. Игротелик жёстко проигрывал даже игрожуру.

«Игры на вынос» выгодно отличались от прошлых форматов только тем, что там были грязные шутки и иногда всплывали по-настоящему трэшовые игры. Но это всё равно было форматное шоу с Мэддисоном, который спешил, пытаясь уложиться во временные рамки.

Создатели «Игр на вынос» неправильно поняли, в чём секрет успеха Мэда, помимо его харизмы. Каждый заметный блогер добился чего-то, потому что работал на своих собственных условиях. И если поместить его в жёсткие рамки форматного ТВ, то он с огромной вероятностью потеряет главные качества и превратится в телеведущего категории Б.

Но с исторической точки зрения это всё равно уникальное явление. Первый раз, когда видеоблогера позвали на ТВ. Самое грубое, пусть и незаметное, шоу своего времени. Самая жёсткая передача в жанре – все остальные говорили о видеоиграх слишком округло и мягко. И отличный маркер хаотичной эпохи, когда никто ещё не понимал, как работать в новых условиях, когда интернет рождает собственных звёзд.

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии