Археология для ценителей.

Каждый, кто начнёт копаться в беспощадной русской мифологии нулевых, обязательно столкнётся с феноменом «Зелёного слоника». В 1999 году это было незаметное кино режиссёра Светланы Басковой, где снялись Пахом и Владимир Епифанцев. Но к середине нулевых кадры и цитаты из фильма разлетелись на мемы, а картина об офицере, запертом в камере с психом, получила культовый статус.

Для кого-то «Зелёный слоник» не больше, чем старый мем. Для кого-то самый отвратительный фильм на свете и лицо русского трэша, а другие считают его шедевром андеграунда. В реальности же это не самый показательный и не самый трэшовый фильмец. Но он уж точно нечто большее, чем прикол из далёких архивов. Но что? Почему картина обрела такую популярность, и как она работала? Об этом и поговорим.

«Слоник» стал вирусом в эпоху, когда мемов было мало

Важнейшее обстоятельство, которое нельзя не учитывать. В 2021 году мемы – это всего лишь темплейты, а конкретные видео или аудио редко получают настолько жирный размах, что о них знают буквально все. А ещё они быстро протухают, потому что в интернете появляется масса нового контента.

Но в нулевых всё работало иначе. Тогда и смешных роликов в интернете было столько, что вы в любом случае знали больше половины из них. И это при том, что многие шедевры олдовой мем-культуры распространялись чуть ли не из рук в руки через ИК-порты, блютузы и локальные сети. «Я въезжаю в стройку», «Широкую на широкую», «Повар спрашивает повара». Эти фразы, как имя Ибрагим – они вам явно о чем-то говорят.

Ни одно яркое качество фильма Басковой ни помогло бы «Зелёному слонику» стать популярным сейчас – ни фекально-генитальные диалоги, ни маргинальная эстетика, ни знаменитая сцена с поеданием сладкого хлеба. Даже на тиктоки бы не разлетелось.

Поэтому популярность «Зелёного слоника» в целом опирается на время, в котором он её получил. Хотя да, влияние фильма сложно даже охватить – до сих пор находятся люди, воспринимающие актёра Епифанцева только в качестве Братишки, а Пахом обрёл популярность исключительно благодаря роли Поехавшего. Мы даже не упоминали мемные диалоги, большинство из которых не пройдет никакую цензуру.

Чтобы «Зелёный слоник» стал мемом, сошлись два важнейших момента – вульгарное содержание и время, в котором такие вещи могли разлететься по огромным массам людей без риска протухнуть. Но мы так и не подобрались к самому главному вопросу: «Как?»

Фильм Басковой – аналог рикроллинга

Ну, вы знаете про рикроллинг. А если нет, историю песни «Never Gonna Give You Up», ставшей главным пранком мирового интернета, можно почитать вот тут. Обещаю: на этот раз это рабочая ссылка, а не прикол. История популярности «Зелёного слоника» в чём-то похожа. Изначально его тоже использовали, чтобы разыгрывать друзей и незнакомцев.


Схема очень простая. Когда кто-то в рунете спрашивал других, какой бы фильм ему посмотреть, находился умник, рекомендующий «Зелёного слоника». Ничего не подозревающий автор вопроса садился смотреть картину и попадал в ад. А после с криками бросался на того, кто порекомендовал камерные приключения двух психов на гауптвахте. Либо брал приём на вооружение и передавал дальше.

«Зелёный слоник» воспринимали не как фильм, а как дешёвую провокацию и простенький инструмент для троллинга обычных людей, не готовых к трэшу и копроцентричным сценам. Ну, или к глубокому русскому артхаусу для ценителей нестандартного искусства. Но об этом чуть позже.

Ближе к концу нулевых, когда мем закрепился в сознании, с ним начали делать разнообразные нарезки. Известный ютубер Enjoykin, например, всю свою раннюю карьеру построил на музыкальных каверах, созданных при помощи сцен из «Зелёного слоника». На каждом из этих видео больше миллиона просмотров, на самом популярном аж 11 миллионов! Вот он, показатель культа. Но не единственный.

«Зелёный слоник» – русская «Человеческая многоножка»

Сходств неприлично много. Оба фильма откровенно не очень, моментами даже скучные, но подаются как эталоны трэша. Оба делят людей на тех, кто восхищается маргинальными идеями, и тех, у кого кино вызвало отвращение. А самое главное вот что: количество тех, кто слышал о «Человеческой многоножке» и «Зелёном слонике», в разы превышает количество тех, кто на самом деле их смотрел. И это самый очевидный и безошибочный признак культового кино.

Доходит до смешного. У «Многоножки» Тома Сикса три части, но обсуждают все только первую – самую слабую и неизобретательную. Светлана Баскова тоже сняла много спорных и малосмотрибельных фильмов, но хитом на все времена остаётся «Зелёный слоник». Иногда появляются самые стойкие, кто посмотрел ещё и «Пять бутылок водки», но этих людей меньшинство.

Но и Баскова, и Сикс добились главного: их фильмы доминируют над сознанием людей. Смотрел или нет – не так уж важно, ты уже знаешь основные моменты или хотя бы догадываешься о них. Потому что от настоящего культа невозможно спрятаться, даже если не принимаешь в нём участия.

И, конечно, сложно не заметить, что оба фильма стали культовыми за счёт фиксации на неприятных натуралистических подробностях. Отсюда и почва для пранков, и искреннее восхищение тех, кого смешат физические темы и сцены насилия. А тут ещё и герои разговаривают матерными конструкциями, которые грех не заучить! Есть ощущение, что у «Зелёного слоника» не было шансов не стать культовым, хоть он и завирусился практически случайно.

Фильм породил целую микрокультуру «ценителей»

Фанаты сладкого хлеба, пересылающие друг другу мемы про Братишку и предлагающие постоять как цапля – не худшая часть аудитории этого легендарного фильма. Как и тролли из нулевых, воспринимавшие его исключительно как почву для шалости.

Нет, настоящий неискупимый грех «Зелёного слоника» в том, что он создал категорию людей, доказывающих, что за трэшем скрывается глубокая драма с кучей подтекстов. В каком-то смысле это правда. Во всяком случае, сама Светлана Баскова воспринимает свой фильм как трагическую антивоенную историю об офицерской чести. И имеет на то полное право.

Но в нулевых-десятых было полно персонажей, доказывающих тем, кто испытал от фильма отвращение, что «Зелёный слоник» – на самом деле артхаус и чуть ли не великое кино. Проблема в том, что те, кто чётко делит фильмы на массовые и артхаус, обычно не понимают, что такое артхаус. Для них это термин, означающий не авторское независимое кино, а нечто труднопроходимое, строящееся на отсылках и намеренно неприятных сценах. А это не всегда так.

Но «Зелёный слоник» просто недостаточно хорош и важен, чтобы отстаивать качество фильма. На самом деле его фанаты попали в ловушку сознания, клюнув на мем и прочитав его историю. И большая их часть никогда бы не заметила эти смыслы самостоятельно. Такие ценители – самый раздражающий продукт популярности «Зелёного слоника».

Всё это не делает фильм менее культовым, мемным и значимым. Но эта значимость работает только в контексте истории рунета, а не кинематографа. Да, был период, когда «Зелёный слоник» вдруг стал символом шок-контента и источником занимательных цитат. Делает ли это его обязательным к просмотру? Однозначно нет. Но парадокс в том, что если вы жили в интернете нулевых, то и сами невольно узнали всё, что нужно знать об этой картине.

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Главное
Виталий Халюков
23 Дек '22
Откуда взялись сцены после титров? Тренд появился задолго до Marvel
Мы точно знаем, чем вдохновлялся Кевин Файги.
Виталий Халюков
28 Окт '22
13 лучших российских хорроров. От «Морозко» и «Вия» до «Перевала Дятлова»
Оказывается, режиссер «Легенды №17» начинал с лютой дичи.
Виталий Халюков
26 Окт '22
Как настольная игра Dungeons & Dragons изменила мир? «Очень странные дела», русские комики и Вин Дизель
Стоп, а откуда тут Вин Дизель?
Виталий Халюков
16 Окт '22
10 культовых фильмов, неизвестных российскому зрителю. Предок «Друзей» и пасхалки из «Рика и Морти»
Культовые, но не везде.
Виталий Халюков
09 Окт '22
Горшок из «Короля и Шута» мог умереть раньше, но его спас напарник. Что это за история?
Великий кейс 2003 года.
Виталий Халюков
20 Сен '22
Энди Кауфман – величайший комик в истории. Он был героем Джима Керри и песни «Короля и Шута»
Таких больше не делают.
Комментарии