Сложно поверить, что в этой истории столько хаоса.

Какая самая успешная российская музыкальная группа? Задайте этот вопрос на любом языке и услышите один и тот же ответ – конечно же, «Тату». В начале нулевых не было человека, который не слышал их песен. И не было важно, как называется песня – «Я сошла с ума» или «All The Things She Said».

Провокационный образ несовершеннолетних лесбиянок завоевал мир за пару лет, а альбом «200 по встречной» оказался хитом не только в России, но и в Европе – уникальный случай, который до сих пор не может повторить ни один российский исполнитель. Успех Little Big на фоне успеха «Тату» – уровень звезды сельского дома культуры. На такое даже не стоит обращать внимание.

В 2001 году казалось, что у «Тату» есть всё, чтобы долгие годы оставаться флагманом российской музыки во всём мире. Но безумная популярность вдруг схлопнулась, у девочек исчез контракт с Universal Music, а всё, что происходило с Леной Катиной и Юлей Волковой во второй половине нулевых, можно считать разве что затянувшимся угасанием. Почему же такой великий проект так бесславно умер? Есть несколько причин.

Успех «Тату» – практически случайность

Творческим отцом группы был продюсер из Саратова по имени Иван Шаповалов, в девяностых снимавший рекламные клипы. Именно он собрал дуэт Лены и Юли – до этого обе участвовали в детском ансамбле «Непоседы». Но началось всё с песни пятнадцатилетней Лены Катиной «Югославия», написанной композитором Александром Войтинским.

Войтинский в ней передал свои впечатления от 78-дневной бомбардировки Югославии странами НАТО. Настоящий политический манифест, который почему-то дали спеть дочке гитариста группы «Дюна» Сергея Катина. Тогда никто и подумать не мог, что это начало самой успешной провокации в истории российского шоу-бизнеса.


Когда Иван Шаповалов принёс «Югославию» инвестору Борису Ренскому, владельцу компьютерной компании R&K, речь шла об одноразовой акции в поддержку Югославии. Но Ренский не просто дал денег, а предложил сделать настоящий музыкальный дуэт. Так появилась группа «Тату».

Шаповалов оказался если не гением, то совершенно точно мегавезучим продюсером. Команду для записи альбома он собрал из своих знакомых. Например, он почти случайно нашёл молодого композитора Сергея Галояна, впоследствии написавшего музыку для «Нас не догонят», «Я сошла с ума», «Мальчик-гей» и других ядерных хитов. А тексты многих легендарных песен написала журналистка Елена Кипер.

Тут-то и проявился провокаторский талант Шаповалова. Фишка со школьницами-лесбиянками появилась из-за песни «Я сошла с ума», а позже стала главной визиткой группы «Тату». Из-за шок-контента клип долго не хотели брать в ротацию, но для стартового успеха хватило даже одного канала. Дальше начался успех, премии и экспансия на запад, а успех альбома «200 по встречной» практически мгновенно превратил «Тату» из очередной (пусть и качественной) поп-группы в лидеров жанра.


Хватило одного года, чтобы песня «All The Things She Said» стала хитом в Европе и Японии, а «Тату» давали интервью англоязычному Rolling Stone и получали MTV Music Award. Лене Катиной и Юле Волковой на тот момент не было и восемнадцати лет. Сложно даже представить, как этот успех укладывался в их ежедневный режим. Но длилось всё не очень долго. После Евровидения-2003 начался явный спад.

«Тату» в Поднебесной – начало конца

Итак, альбом «200 по встречной» оказался мировым хитом, но за несколько лет полностью исчерпал свой потенциал. Релиз стал платиновым везде, где только было можно, и даже там, где было изначально нельзя, то есть в Японии. Концерты были даны, туры закончены, а Universal Music требует новый альбом – «Тату» однозначно нужно было развиваться. И вот здесь не так пошло действительно многое.

В 2004 году Иван Шаповалов запускает реалити-шоу «Тату» в Поднебесной» – проект, где альбом записывается буквально в прямом эфире. В 2021 году это звучит как хорошая и понятная идея. Все помнят, как взлетел Моргенштерн после записи «Легендарной пыли». Но тогда, в середине двухтысячных, идея альбома в реалити была настоящей бомбой.

Сам Шаповалов к тому времени уже имел репутацию серьёзного акциониста, и не только из-за имиджа лесбиянок у «Тату», но из-за выступления девочек в футболках «### Войне!» От него ждали очередного успеха, но проблема была в том, что Иван поймал звезду и плотно подсел на наркотики. Продюсер из провинции добился славы слишком быстро и просто не смог её выдержать. В выпусках «Тату» в Поднебесной» запечатлены и его неадекватный смех, и ругань с режиссёром Виталием Манским, и откровенное нежелание выпускать сам альбом.

Изначальная идея была в том, что команда Шаповалова снимает верхний этаж гостиницы «Пекин» для записи альбома, а параллельно идёт работы с людьми, которые прислали свои песни для «Тату» каналу СТС. Но в итоге всё превратилось в балаган с фриками. Шаповалов постоянно опаздывал, не реагировал на критику и у него никак не получалось записать альбом. Не помогало ситуации и то, что с группой уже не работали Елена Кипер и Сергея Галоян – главные хитмейкеры альбома «200 по встречной».

В итоге стало очевидно, что Шаповалов сошёл с ума. Группа «Тату» разругалась со всеми и отказалась сниматься в проекте, а у инвестора Бориса Ренского закончилось терпение. Он отстранил Шаповалова (по другой версии Иван ушёл сам) и лично начал заниматься продюсированием. А шоу «Тату» в Поднебесной» навсегда осталось главным позором группы.

Второй альбом оказался намного слабее первого

Иван Шаповалов был хоть и психом, но всё-таки талантливым продюсером. Без него никаких «Тату» бы точно не случилось. Когда за дело взялся лично Борис Ренский, он сначала предпринял правильные шаги – например, вернул к работе композитора Сергея Галояна, лучше других понимавшего рецепт успеха и фирменное звучание группы «Тату».

Всё это вылилось в вышедший в 2005 году альбом «Люди-инвалиды», который по инерции не стал провальным, но и до масштабов «200 по встречной» не достал. Более того, на название сразу же обиделись люди-инвалиды – тех, кто страдал от настоящих проблем со здоровьем, не устроило и объяснение, что на самом деле речь о других, моральных инвалидах.

Получилась парадоксальная ситуация. Вроде бы и провокация есть, как завещал Шаповалов, но работает она не в плюс имиджу группы, а в минус. Да ещё и сами участницы откровенно устали от перегруженного графика и слишком привыкли к тому, что им всё даётся сразу. Ренский не смог наладить работу и не успевал гасить конфликты, возникавшие у Юли Волковой и Лены Катиной то друг с другом, то с окружающими.

«Люди-инвалиды» – неплохой, но вымученный релиз, по которому стало понятно, что у «Тату» не осталось запала. А вместо первых мест во всех чартах пошли позиции во второй десятке. Международная версия под названием «Dangerous and Moving» великим альбомом не стала. Вместо запланированных трёх миллионов копий в мире было продано чуть меньше миллиона. В 2006 году компания Universal Music, уставшая от скандалов и неудач, разорвала контракт с группой «Тату», хотя планировалось выпустить ещё один совместный альбом.

Главная причина распада – конфликты и несамостоятельность участниц

Ася Калясина, звёздная телеведущая MTV Russia, и бывший директор по маркетингу российского отделения Universal Music, назвала главную причину смерти группы «Тату» в выпуске документального сериала «История русской поп-музыки». Она сказала, что Лена и Юля ничего не стоили, как самостоятельные творческие единицы, поэтому группа закономерно развалилась, когда начались конфликты у тех, кто её фактически и создал.

Если бы Иван Шаповалов, Борис Ренский, Сергей Галоян, Елена Кипер и другие продолжили работать в прежнем темпе, то у «Тату» могло быть будущее. Но атмосфера вокруг «Тату» не позволила этому случиться. Группа была чисто продюсерским проектом, и не смогла существовать автономно.

Технически «Тату» давали концерты до самого конца нулевых, но по факту от группы ничего не осталось уже после разрыва с Universal. Сейчас мы видим, что хорошей сольной карьеры не вышло ни у Лены Катиной, ни у Юли Волковой. Без хорошей команды они просто средние артистки.

Инфантильность участниц – ещё одна причина смерти «Тату». Девочки уставали от успеха, постоянно просились домой и не умели работать с публикой. Борис Ренский говорил, что для него критическим моментом стала отмена калифорнийского концерта в 2008 году. Тогда Юля Волкова отказалась лететь в США, где всё было готово, якобы из-за аэрофобии, а после спокойно отправилась в отпуск на какой-то курорт. В интервью Ксении Собчак обе участницы подтвердили, что им оторвало кукуху от успеха.

Более того, Юля с Леной ругались на протяжении практически всего времени существования «Тату». Катина рассказывала в одном из интервью, что к концу существования группы Волкова ставила ей жёсткие условия и угрожала выжить Лену из группы, найдя новую участницу на роль «рыженькой». Можно ли выпускать хиты на все времена в такой атмосфере? Вряд ли.

Так или иначе, «Тату» до сих пор остаются единственным прецедентом, когда российская музыкальная группа стала мировым феноменом. Ни до, ни после никто не смог добиться их славы. А количество хаоса, окружавшего «Тату» в лучшие годы, даёт понять, что у их успеха не было даже внятной формулы. Это череда гениальных случайностей, закономерно закончившаяся ничем.

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии