Вот оно – музыкальное лицо эпохи.

Если кто-то скажет, что 2007 год – это крашеные чёлки, полосатые колготки, вишнёвый «Блэйзер» и альтернативная музыка с депрессивными текстами, не верьте. В реальном, а не ностальгическом инфополе, это был период сытых докризисных нулевых, с культурой пошлого лоска, клубной музыки и слова «гламур», которое уже успели с разными результатами выстебать писатели Пелевин и Минаев. А, ну и ещё у нас был Павел Воля, читающий кринжовый рэп.

Да, современный Воля напоминает Михаила Задорнова и пишет плохие стихи, но в 2007 году он был на пике актуальности и даже записывал музыку, а конкретно комедийный рэп. Двойной альбом назывался «Respect и Уважуха» – на тот момент это была фирменная фраза Паши. С высоты 2021 года легче всего сказать, что тот забытый релиз – стыдная шляпа с корявыми рифмами и дешёвыми шутками. Тот, кто так сделает, будет прав, но скучен. На самом деле рэп Воли гораздо больше, чем позор из прошлого. Им нужно наслаждаться! И мы это докажем.

Как и о чём читал Павел Воля?

Любой ответ на вопрос «Какой из Воли рэпер?» имеет нулевую ценность. Оценивать читку Паши бессмысленно, потому что он почти всегда либо просто произносит слова так же, как в камедиклабовских репризах, но чуть быстрее и в ритм, либо делает то же самое смешным хриплым голосом. Для телика нулевых всё более-менее терпимо, потому что тогда были другие стандарты качества.

Это сейчас все знают, что такое «флоу», а тогда рядовой обыватель думал, что рэп – это когда ты быстро говоришь и делаешь смешные движения пальцами. Рэп-культура, конечно, уже была сформирована, но ещё не являлась мейнстримом. Альбом «Respect и Уважуха» предоставляет полный набор гражданских стереотипов о рэперах – от движений Воли до фраз типа «Ин да хаус». Два хита с релиза вы точно знаете. Первый – заглавная тема «Нашей Раши».

Второй – песня «Офигенно», оптимистичный гимн культа денег, клип на которую был достаточно популярным в своё время. Не уважаемым, а именно популярным.

Но по большей части альбом состоял из песен-приколов про героев эпохи: звёзд шоу-бизнеса, олигархов и, не поверите, модных рэперов. Например, в треке «Барвиха» Воля рассказывал про тусовку V.I.P.-пенсионеров с Рублёвки.

Перевожу для зумеров – в нулевых вместо фразы «что-то на богатом» использовали любое упоминание Рублёвки. В «Камеди» об этом шутили чуть ли не в каждом выпуске, а «Наша Russia» представила миру ещё и рублёвских бомжей. Так что Воля просто бил по трендам.

Но по-настоящему Паша раскрывается в треке «Шоу-биzz». Там он делает ровно то, что когда-то возвеличило его до уровня звезды «Камеди», то есть стебёт русских селеб. Вы только зацените эту лирику:


Но лучше быть тёлкой и желательно с сиськами,
Я бы тогда бы работала лишь под угрозой выстрела.
Может, пела в группе я и три моих подруги,
И рожали бы по кругу, подменяли бы друг друга.

Передаче «Дом-2» тоже досталось, но тогда без этого было нельзя.

####### и строить дом, вот две задачи,

Которые плохо выполняют два десятка неудачников.

А ты сидишь у костра и говоришь телезрителям,

Что Настя с утра Сэма с Леной увидела.

Великие строчки, ничего не скажешь. Только теперь нам нужно вспомнить, кто такие Настя и Сэм, чтобы прочувствовать едкую сатиру Паши. А чуть ниже по тексту он покусился на гениального (кроме шуток) Шуру, но так перенервничал, что почти потерял рифму.

Или приехать издалека самому без зубов,

На эстраду прорваться, чтобы многие без понтов

Назвали обыкновенного сибирского некрасавца красавцем,

А все тёлки страны захотели бы отдаться,

Тебя взять и не обломаться

И тоже начать тупо в бабу переодеваться.

Назвать это ядерным диссом на русскую попсу тяжело, потому что Воля просто выдал набор ремиксов на всем известные шутки. Но тогда, в нулевых, это воспринималось далеко не так кринжово, а моментами даже смело. Правда, настоящая ценность рэпа Воли совсем в другом.

Альбом Паши – самый абсурдный экскурс по нулевым

Серьёзно, это одна из лучших карикатур на двухтысячные. Гораздо точнее, чем у Минаева и Пелевина, которых мы упоминали в начале текста. Почему? Да потому что Воля не подразумевал постмодернистского контекста. Он просто читал и шутил о том, что происходит вокруг, ухитрившись собрать флеш-рояль из символов поп-культуры того времени.

Рублёвка, группы-однодневки, клубные тусовки, модный рэперский сленг, «Дом-2» и, конечно, игры со словами. Помните, когда никнеймы людей были NиКнЕйМаМu? Ага, а теперь посмотрите на трек-лист альбома Паши. Это же настоящая сокровищница: «Шоу-биzz», «Zдравствуйте», «Альбом Real Репера» и моё любимое – «Сразу же ReMiX Маме!» В последнем Паша не только придумал стильное название, но и выстебал тренд на гигантское количество ремиксов. Каждый, кто родом из нулевых, может прослезиться.

С исторической точки зрения, «Respect и Уважуха» – практически рифмованная иллюстрация жизни в сытой докризисной Москве. Людей в то время реально волновали гламур, шоу-бизнес и космический уровень жизни на Рублёвке. Это было везде, в том числе в популярной музыке. Тот же Тимати тогда только начал читать, что может купить себе что угодно, и пропихивать образ рэпера из высшего света. Ну, знаете: «Когда мы в клубе, чиксы танцуют. Весь город знает, с кем он тусует». И Воля изобразил все эти архетипы.

Но что ещё лучше, альбом показывает невероятный абсурд, свойственный культуре нулевых. В 2007 году чуваки из «Камеди» уже были тотальным мейнстримом, который ни с чем не борется и никаких революций не совершает. Проект, изначально направленный на стёб мира гламура и моды, очень быстро сам стал частью того, с чем воевал.

Воля чуть ли не амбассадор этого явления. С одной стороны, он как бы издевался над шоу-бизнесом и высшим обществом, а с другой уже сам прочно стал его частью. Этим абсурдом невозможно не проникнуться. Чувак панчит про богатых и звёзд, потому что это амплуа сделало его богачом и звездой. А вы говорите, Слава Гнойный постмодернист!

Воля предсказал современные тренды и падение «Камеди»

О том, как Воля ухитрился читать рэп про гнилой шоу-биз, сидя на двух стульях сразу, мы уже сказали. Но этим он предвосхитил то, что впоследствии произошло со всем «Камеди Клабом». Тогда резиденты всё ещё считались главными комедиантами страны, так что контраст мало кто заметил, а сейчас это выглядит, как какое-то автопророчество.

Особенно песня «Офигенно» и её нецензурная версия со второго диска. Они как будто заранее издеваются над тем, что Павел превратился из острого для своего времени комика в человека, который даёт стендап про высокие цены, имея виллу в Испании. И это не единственный точный прогноз.

Что же ещё угадал Воля? Ну, например, тренд на камеди-рэп, спетый смешным голосом. Только послушайте, как он читает в той же «Барвихе».

Чуть больше хрипотцы, чуть ниже голос, современный текст и красивую бороду – и получится чистейший Big Russian Boss. Только там разница между исполнителем и персонажем всё-таки считывается гораздо яснее. Но всё равно неплохо, а ведь дело было даже до успеха рэпера Сявы.

Следующий момент – тексты новой школы. Средний российский ньюскульный рэпер обязательно зачитает о том, что он только что прошёлся по всем женщинам мира, размахивая котлетой денег, с которой можно снять в аренду средних размеров страну. Лирический герой Воли читает именно об этом, но не пафосно, как Тимати, а с франтоватой иронией, как Моргенштерн, Face и все остальные.

Павел не только показал лицо мажорных нулевых с их «Хочу! Хочу Хочу! Хочу!», но и воплотил в жизнь самый популярный свой трек. «Согласитесь, супер, отлично, ребята. Когда ты очень богатый. Очень богатый», – теперь Воля действительно именно такой. Правда, куда-то делась подразумеваемая в песне ирония. Но это не страшное. Быть обеспеченным пророком намного приятнее, чем голодным комиком.

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии