Вы будете очень разочарованы.

Похоже, мир определился с самым ожидаемым фильмом 2021 года – им однозначно стал третий «Человек-Паук» от Marvel. Трейлер новой части уже побил рекорд «Мстителей: Финал», набрав за первые сутки более 355 миллионов просмотров в разных соцсетях. Абсолютно безумные цифры.

Одна из главных причин, почему это произошло – ностальгия. «Человек-Паук: Нет пути домой» отличается от предыдущих сольников Паука-Холланда тем, что на самом деле это кроссовер с предыдущими «Пауками», где главные роли исполняли Тоби Магуайр и Эндю Гарфилд. А в самом трейлере нам даже тизернули Альфреда Молину, вернувшегося к роли Доктора Осьминога из второго «Человека-Паука» Сэма Рейми. Разве не круто?

Круто, но не совсем. Фанаты радуются и постят мем «Hello, Peter!», но на самом деле есть серьёзные причины полагать, что «Человек-Паук: Нет пути домой» окажется посредственным фильмом, не оправдывающим собственных амбиций. Почему? Сейчас расскажем.

Трейлерам нельзя доверять – это правило массового кино

Моя любимая история на эту тему – фильм «Ограбление казино» с Брэдом Питтом и Джеймсом Гандольфини. Хорошо помню, как люди плевались и уходили из кинотеатров, потому что пришли на что-то вроде «Друзей Оушена», а получили тяжёлый артхаус про экономику, где казино грабят в первые десять минут фильма. Кино, кстати, отличное, но нельзя вестись на маркетинг.

Трейлеров к блокбастерам это тоже касается, причём часто даже в большей степени. Их буквально делают, чтобы продать фильм зрителям. У нового «Человека-Паука» это уже получилось – сборы явно будут хорошие. Но, по сути, весь ажиотаж был достигнут исключительно идеей кроссовера и появлением ностальгических персонажей: Осьминога, смеха Зелёного Гоблина на фоне и Джей Джоной Джеймсоном, который и так появился в конце прошлой части. Будет ли фильм про них? Очень вряд ли.

Наиболее вероятный сценарий выглядит так: Питер Паркер Тома Холланда случайно запустил появление мультивселенной, так что в попытках разобраться и исправить ошибку он столкнётся с героями старых фильмов в паре ключевых сцен. При этом суммарный хронометраж всех этих ностальгических персонажей скорее всего не превысит десять-пятнадцать минут, а по смелости и кроссоверности «Нет пути домой» проиграет мульту «Человек-Паук: Сквозь вселенные». И на то есть несколько причин.

Marvel никогда не пойдёт на крупные эксперименты

Точнее пойдёт, но не во флагманских проектах. А Человек-Паук – до сих пор самый популярный персонаж комиксов Marvel. Кевина Файги и Marvel Studios часто обвиняют в том, что их фильмы слишком одинаковые, но в этом вся суть единой киновселенной. Один стиль, одна структура, одно настроение. Такое, чтобы у зрителя осталось ощущение приятного аттракциона. В этом смысле стратегия Файги напоминает рецепт успеха McDonald’s – в любой точке мира вы получите одинаковый чизбургер.

Да, есть исключения вроде третьего «Тора» Тайки Вайтити. Но выпуская его, Marvel не так уж сильно рисковали. Просто подправили подход к юмору и некоторым героям, дали режиссёру немного свободы. Это не совсем похоже на эксперименты над стопроцентно главным хитом четвёртой фазы киновселенной Marvel.


Так что если вы представили себе убойный кроссовер с большими ролями Магуйра и Гарфилда, можете забыть об этом сразу. Эти герои нужны для фансервиса и поддержки Паука Тома Холланда, о проблемах которого мы поговорим чуть позже. Пока же попробуем доказать, что Marvel Studios вообще не склонны к экспериментам.

Для этого хорошо бы обратиться к их сериальной вселенной, более дешёвой и оттого более экспериментальной. «Ванда/Вижн» амбициозно начинался как метаотсылка к истории ситкомов, а закончился битвой со стереотипной злодейкой, которую по старой голливудской традиции насмерть забили любовью. «Сокол и Зимний Солдат» тоже стартовал красиво – нам представили организацию террористов, мотивацию которых можно понять. Но финишировал сериал уморительным обращением Сокола к политикам, где он рассказывал, что нужно жить дружно. Нигде такого не видели, ага.

Всё это можно разбирать и подробнее, но Marvel сделали настоящий подарок для критиков – анимационный сериал «Что, если…?» Вообще What if…? – стандартный поджанр комиксов, где авторы реализуют свои самые безумные идеи, которые точно нельзя сделать каноном.

Например, что было бы, если бы Дэдпул убил всех героев Marvel? А что было бы, если бы в супервселенной начался зомби-вирус? Как бы сложилась жизнь Питера Паркера, если бы его дядя Бен выжил? Что бы случилось, если бы Локи нашёл молот Тора? И так далее, идею вы уловили.

Настоящее поле для экспериментов, где можно буквально всё. От «Что, если…?» ждали потока самых странных и необычных вещей, которые когда-либо приходили в голову сценаристам. И что мы получили, когда сериал начал выходить? Ну, например, женскую версию Капитана Америки, где вместо Стива Роджерса суперсолдатскую сыворотку вкололи Пегги Картер. Неплохо, Marvel, но это один в один фильм «Первый мститель», только с парой изменений. А мы его уже видели.

А во второй серии нам показали Звёздного Лорда из «Стражей Галактики», только если бы им был Т’Чалла, который в обычной вселенной вообще-то Чёрная Пантера. Они просто меняют героев местами и разыгрывают те же сцены.

Да, в третьем эпизоде «Что, если…?» дали ход худшему сценарию: главные герои Земли умирают, а Локи становится правителем планеты. Но даже это как-то дёшево и предсказуемо, потому что примерно такой ситуацией Marvel пугали зрителей в своих первых фильмах. Студия отказывается фантазировать в единственном своём проекте, специально созданном для фантазий и экспериментов. Полная стерильность.

И вы после этого ожидаете, что «Человек-Паук» станет испытательным полигоном? Нет, нас снова ждёт история со знакомыми остановками – «Я хочу большего!», «Что я наделал?» и «Сегодня я кое-что понял!» в конце. Но эй, зато мы снова увидим кучу ностальгических персонажей – Зелёного Гоблина, Песочного Человека, Доктора Осьминога, Электро и Ящера. Разве это плохо?

Трейлер хвалят только из ностальгии

А ностальгия не должна подменять кино. Она и не может. Отсылки к вещам из прошлого – специя, а не основной контент. Как мы видим по маркетингу, пока что «Человек-Паук: Нет пути домой» продаёт исключительно специи. Помните, какой был крутой Доктор Осьминог? Так вот же он! Даже одежда та же! А помните, как хохотал Зелёный Гоблин? А усы Джеймсона? Помните?

Первое, что приходит в голову, – линия ягод-вспоминашек из «Саус Парка». И трейлеру реально не хватает сопровождения в виде противного голоса Трея Паркера или Мэтта Стоуна, который протяжно тянул бы: «Remembeeer?» Вдумайтесь: буквально вся радость от трейлера укладывается в мем «Узнали? Согласны?» И это полностью перекрывает суть самого фильма.

Для примера можете вспомнить «Первому игроку приготовиться» – фильм, который вообще полностью состоял из одних только отсылок. Когда я думаю о нём сейчас, то вспоминаю только отдельные референсы. Например, масштабную сцену с Гандамом или Стального Гиганта. Но я, хоть убейте, не могу воссоздать в памяти основной сюжет фильма. Он вообще был? А дело было в 2018 году – совсем недавно.

Есть серьёзный риск, что новый «Паук» будет именно таким. О нём будут помнить, как о фильме, где пару минут показывали троих Паркеров в одном кадре и ещё был целый набор злодеев, но на раскрытие каждого тупо не хватило хронометража. Зато можно вспомнить, как было хорошо в детстве или юности смотреть «Человеков-Пауков» Сэма Рейми с Тоби Магуайром. Но это – ваши эмоции и приятные воспоминания, не имеющие ничего общего с качеством самого фильма.

Том Холланд даже не главная звезда собственных фильмов

Парадоксальная ситуация, но это действительно так. В первом фильме Питер Паркер был начинающим супергероем, пытающимся преодолеть свои подростковые страхи и заслужить доверие Тони Старка – настоящей звезды киновселенной Marvel. То же происходило с Паучком и когда он появлялся в «Мстителях». Самый популярный персонаж Marvel в истории оказывался второстепенным героем, которого разве что в магазин не гоняли.

Тогда синдром коротких штанишек Паркера можно было списать на становление персонажа. Вот сейчас Холланду дали в поддержку Роберта Дауни-младшего, а потом он как стартанёт и станет самостоятельным хитовым персонажем.  Так мы думали, но потом вышел «Человек-Паук: Вдали от дома».

И там, несмотря на то, что Железный Человек погиб в «Мстителях», тень Тони Старка присутствует на протяжении всего фильма. Только теперь Паркер пытается оправдать не личное доверие, а скорее завещание. И рядом, на всякий случай, есть ещё Ник Фьюри и телохранитель Старка Хэппи – чтобы мы не заскучали, глядя, как Паук в очередной раз льёт сопли о том, что он недостоин быть героем. Это просто невыносимо.

Забавно и то, что у Холланда получился ужасный Человек-Паук, но отличный подросток Питер Паркер. За его отношениями с Мэри-Джейн, корешем Нэдом и неприятным одноклассником Флэшем Томпсоном следить интереснее, чем за битвами со злодеями. А это ну очень плохой сигнал для супергеройского кино. Не знаю, как вы, а я оба фильма ловил себя на мысли, что с большим удовольствием смотрел бы сериал про этих подростков, чем сам фильм.

Теперь возвращаемся к трейлеру и смотрим его первую часть. Что мы видим? Питер Паркер совершает безответственный подростковый поступок, чтобы все забыли, что он – Человек-Паук. И идёт за этим к Доктору Стрэнджу, сыгранному Бенедиктом Камбербэтчем. Другими словами, наш главный герой снова не вывез соло и пошёл за помощью к более харизматичному и авторитетному персонажу. А остаток фильма он бегает с криками: «Что я наделал?»

Возможно, задумка в том, чтобы в третьем (в шестом, если считать появления в «Мстителях») фильме уже наконец завершить становление героя, но это как-то чересчур долго. К тому же он и в конце двух предыдущих фильмов якобы что-то понимал и становился ответственнее. Из-за этого есть чувство, что Человек-Паук Тома Холланда никогда не станет самостоятельным героем, достойным полностью сольного фильма. И это ужасно.

Центральный конфликт его приключений уже в третий раз описывается фразой: «О нет, я налажал!» Только на этот раз, учитывая специфику сюжета, зрителей накормят ещё и штампованной моралью в духе: «Будь осторожен со своими желаниями». Кстати, эта фраза уже и так была в трейлере, так что информация стопроцентная.

Из всего этого можно сделать неутешительный вывод. «Человек-Паук: Нет пути домой», по сути, это та ужасная серия «Рика и Морти» про сперму. Во всяком случае, в ней сценаристы высмеивали в том числе кринжовый троп о безответственном герое, которому приходится столкнуться с последствиями своих желаний.

Но маркетинговый отдел Marvel всё-таки можно и нужно похвалить. Рекорд по просмотрам красноречиво говорит о том, насколько круто они умеют выжимать максимум из любой франшизы. Только Паука жаль. На его фильм снова идут из-за других персонажей и актёров.

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии