Цензура всегда провоцирует такие вещи.

КВН – самая странная игра на свете. Иногда складывается ощущение, что её придумал писатель-фантаст, чтобы показать антиутопическое будущее. Это гигантская пирамидальная корпорация, где взрослые неулыбчивые люди оценивают юмор в цифрах, на прогонах перед игрой режут лучшие номера, а сами комики упражняются в комплиментах ведущему и не получают деньги за выступления. Если абстрагироваться и посмотреть на КВН сбоку, то можно сойти с ума от осознания, что это реально существует.

Одна из самых странных инкарнаций этого безумия называется «Чёрный КВН». Это отдельный поджанр, куда комики скидывают то, что не проходит цензуру – или пишут отдельный материал на фекально-генитальные темы, хорошенько проперчив всё русским матом. Полный антипод стерильной и елейно-доброй игры с «Первого канала». Но как это работает и какое место занимает в структуре КВН?

Раньше «Чёрный КВН» был практически официальным мероприятием

Удивлены? На знаменитом сочинском фестивале «КиВиН» чернуха долгое время была частью программы. Как известно, в Сочи команды ездят не только играть в самую добрую в мире игру с национальным колоритом, а ещё и жёстко бухать, заводить знакомства и просто хорошо проводить время. В конце концов, большинство команд гуляет на свои и спонсорские, а не на масляковские.

Разумеется, всё происходило не для эфира, а в рамках тематических вечеринок. Но даже в этом виде «Чёрный КВН» имел практически те же элементы, что и основные игры – чернуху даже судили редакторы «АМиК», а Масляков-младший публично признавался, что ему нравится такой юмор. Шок!

В районе 2004-2005 годов сочинскую ветвь «Чёрного КВН» прикрыли, и с тех пор он существует строго в рамках полузакрытых тематических вечеринок в клубах, ресторанах и других заведениях. На ютубе полно видеозаписей, где матерные номера заряжают звёзды из «Уральских пельменей», ЧП и «Уездного города». Последние вообще были королями жанра. Большая часть «Чёрного КВН» на ютубе – записи парней из УЕ. Вот номер, где Женя Никишин с матерными криками избивает сокомандника в образе Пугачёвой.


А тут Дмитрий Кожома из «Станции Спортивной» шутит про одиноких монахов-геев и заставляет зрительницу признаться, что она ковырялась в носу. Достаточно травоядно на фоне многих приколюх в этом жанре.

В основном, «Чёрный КВН» – явление, характерное для нулевых, но сейчас оно всё равно остаётся активным в некоторых городах. Например, в Перми, где «Чёрный КВН» проводится регулярно и до сих пор собирает публику. Присутствие известных телеквнщиков для этого не нужно – этим занимались команды любого уровня, если у них была возможность собрать аудиторию.

Почему появился «Чёрный КВН»?

Чтобы разобраться с истоками жанра, мы обратились к стендап-комику Кириллу Сиэтлову, с которым у нас выходило большое интервью. Кирилл и сам играл в КВН, так что многие вещи знает наверняка:


«Я сам в «Чёрном КВН» никогда не участвовал, видел только в записях, выложенных на ютуб. Но с другой стороны, в двухтысячных, когда я играл в КВН, понятие «Чёрный КВН» постоянно присутствовало в моей жизни. На любую шутку, которую редакторы считали слишком острой или агрессивной, нам говорили: «Ну, это для Чёрного КВН».

Это некий образ антиКВН – такого места, где можно всё. Он возник закономерно, потому в КВН кучу всего нельзя делать. Любые игры на уровне городов, ВУЗов и чего угодно направлены на то, чтобы производить один продукт – Высшую Лигу КВН. Это гигантское супернепродуктивное производство.

Нет ни одной передачи, в производстве которой участвует так много людей и так бестолково. Логика такая, что даже если ты не планируешь никуда попадать, твой материал всё равно должен подходить по телеформат КВН на «Первом канале». «Чёрный КВН» – всё, что туда не подходит».

Другими словами, само появление такого понятия – продукт цензуры. Если шутка кажется смешной, но не подходит под формат, квнщикам всё равно хочется её использовать. И в момент, когда ещё не было альтернативных платформ, вроде стендапа, «Чёрный КВН» давал реальную возможность выступить с материалом, который не пустили в официальные игры.

Но если мы включим ролики «Чёрного КВН» сейчас, то окажется, что качество юмора там гораздо ниже, чем мы привыкли видеть у стендаперов и даже в Comedy. Важнее сама возможность того, что в конкурсе «Разминка» вопрос будет звучать так: «А не пошли бы все #####?»

С заготовленным материалом примерно то же самое. Звёзды КВН просто шутят про секс и матерятся так, как будто единственная их задача – нарушить правила и мораль основного КВН. Но у этого есть разумное объяснение, озвученное Кириллом Сиэтловым:

«Конечно, если смотреть записи, то видно, что текстово это не самые сильные выступления. Потому что текст шлифуется и становится лучше, когда есть индустрия и ты можешь выступления показать разной публике. «Чёрный КВН» был таким экзотическим уголком, выступления не показывали много раз. Их ценность была в другом.

Люди просто выходили за рамки, разрывали шаблон и говорили слова, которые нельзя было сказать в их обычной среде. В этом плане это важное явление, которое показывает, что если очень сильно закрутить гайки, то где-то обязательно прорвёт. Скорее всего, не самым качественным контентом».

Кирилл Сиэтлов во времена КВН

Забавно, что даже в условно свободном «Чёрном КВН» была редактура. Во всяком случае, это точно касалось того, что происходило в Сочи при участии людей из «АМиК». Чтобы не дискредитировать бренд КВН, острые политические шутки всё же убирали, а всю физиологию оставляли – она безопасна.

Сейчас «Чёрный КВН» практически исчез – что с ним случилось?

Если говорить конкретно о вечеринках на фестивале «КиВиН» в Сочи, то их, по слухам, прикрыл лично старший Масляков. Похоже, Александру Васильевичу не сильно нравилось, что участники его формата с таким удовольствием топчут главные правила КВН и работают без цензуры, пусть даже и не для телевизионного зрителя.

Но закрытие главного очага «Чёрного КВН» ещё и совпало по времени с появлением новых форматов. В 2005 году появился Comedy Club, на ранних стадиях которого солидная часть контента попадала под формат «Чёрный КВН». С этого времени по всей стране стали проводить тематические вечеринки в стиле Comedy, отчасти заменившие «Чёрный КВН».

А ещё позже появился стендап и большое количество менее строгих проектов, куда квнщики могли отнести свой неформатный материал. КВН перестал быть главным очагом молодёжного юмора, а значит и отпала потребность в его извращённой альтернативной версии. Даже бывшие звёзды шоу имени Маслякова становится стендаперами – так, например, случилось с Иваном Абрамовым и Богданом Лисевским.

История «Чёрного КВН» не о том, что квнщики матерятся, а о цензурной лазейке в комедии, когда практически весь юмор был форматным и стерильным. Хотя и о том, что квнщики матерятся, конечно, тоже. Но главным образом это кусок истории русского юмора, о котором всегда забывают сказать – то ли из-за низкого качества самих шуток, то ли потому что эта движуха всегда находилась в тени.

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии