Всё честно: там крайне слабый менеджмент.

На днях на VC вышел крайне резонансный пост о том, что активная аудитория «ВКонтакте» ежегодно сокращается. Внутри материала была и статистика, и субъективные причины, но руководство VK считает, что всё супер: там считают уникальных посетителей, гордятся статусом самой популярной соцсети в РФ и утверждают, что методология изначального исследования не совсем корректна.

Возможно, пост на VC и правда не во всем верный, но за последние 5-6 лет я еще не встречал человека, который бы сказал: «Ох, как же я люблю сидеть во «ВКонтакте»! Обожаю там переписываться, загружаю туда все фотографии, постоянно смотрю там видосы». Конечно, это звучит как эвристика доступности, но виден общий тренд: VK перестал быть таким центром силы, как в нулевые. Ниже – моя версия, почему так вышло:

Нет удобного мессенджера

Клон тикток от вк: скриншот

«ВКонтакте» копировала Instagram (неудачно) и TikTok (провально), а вместо этого лучше бы позаимствовала мессенджер у того же фейсбука. Очень многие пользователи VK говорят: мы там сидим только ради музыки и переписок с родственниками, которых нет в Telegram. Следовательно, у соцсети был шанс стать аналогом WhatsApp или Viber, но боссы решили: нет, здесь мы сохраним самобытность.

Напрасно. Переписываться в ВК откровенно неудобно – сравните хотя бы скорость интерфейса там и в телеграме. Мессенджер Павла Дурова приятнее в разы. При этом у «ВКонтакте» есть козырь – распознавание речи, когда войсы расшифровываются автоматически. Да, там хватает ошибок, но это настоящая киллер-фича, на которую всем плевать, потому что мессенджер внутри основного приложения – анахронизм.

Имидж сливателя переписок

Наберите в гугле «ВК сливает переписки» – сразу выпадут десятки текстов о том, как соцсеть сдавала пользователей силовикам. При этом чаще всего данные передавались законно (по запросу), но были и кейсы, когда людей преследовали за сохраненные картинки – все помнят историю Марии Мотузной. Из-за таких громких дел имидж «ВКонтакте» капитально просел: в последние 2-3 года соцсеть напрямую ассоциируется с товарищем майором. Конечно, VK пыталась что-то с этим сделать и даже скрыла список репостнувших какую-либо запись, но эти меры не помогли. Люди запомнили: общаться во «ВКонтакте» небезопасно, хранить там мемы – тоже. Разумнее всего удалить страницу или завести фейк чисто для прослушивания музыки.


Феноменальная жадность

Начнем с того, что в ВК платные стикеры – на фоне телеграма это выглядит просто жалко, здесь даже нечего обсуждать. Поэтому поговорим про видео во «ВКонтакте». Итак, нативно залитые ролики (даже совсем короткие) запускаются строго после просмотра рекламы. Премиума нет – окей. Но до недавнего времени не было и монетизации. То есть человек загружает видео, собирает просмотры, а все деньги забирает ВК. Если бы ютуб работал по такому принципу, он бы не стал ютубом.

Скрин с рекламой из вк

Окей, совсем недавно во «ВКонтакте» решили исправить эту несправедливость и ввели монетизацию для сообществ. Ссылка на правила лежит здесь. Почитайте ради интереса: там куча требований, но вообще нет конкретики – ни примерных сумм, ни еще каких-то четких условий. Такое ощущение, что монетизацию добавили только для заголовков в духе «ВКонтакте» заплатит миллион за видеоролики». Неудивительно, что заливать туда видосы почему-то по-прежнему не хочется.

Нет адекватной рекламы

Как работает реклама в телеграме? Там фактически нет правил, зато есть сформировавшийся рынок. Поэтому во втором квартале объем рынка рекламы в ТГ составил 4,94 млрд рублей. А знаете, сколько за год получили авторы контента в ВК? 84 млн рублей. Рынок рекламы во «ВКонтакте» тупо мертв. Ради этих грошей нет смысла ни заводить паблики, ни пыхтеть на личных страницах – все равно тебя придавит ВК-биржа, которая отсчитает твои гроши и отправит отдыхать.


Статистика по объему рекламного рынка в Telegram: 4,94 млрд. рублей

Немного аналогий. Какие соцсети сейчас развиваются? Телеграм – про него уже сказали. Инстаграм – там всё в рекламе. Ютуб – там полно рекламы. ТикТок – там тоже хватает самой разной рекламы. Но ВК взялась за регламентирование авторских доходов – и провалилась. Сейчас ни один вменяемый человек не пойдет в эту соцсеть, чтобы делать там контент. А без контента соцсеть не слишком-то и нужна.

Нет лидера

Pavel Durov

После ухода Павла Дурова не очень понятно, кто вообще всем рулит. Попробуйте вспомнить имя босса без гугла – скорее всего, у вас не выйдет. Раньше ВК ассоциировался со свободой, молодостью, свежестью и бунтарством. Сейчас ВК – это бюрократия, алчность, громоздкость и сотрудничество с властями.

Нет человека, который поведет за собой. Нет человека, который объяснил, что к чему. Нет человека, который готов радикально улучшать соцсеть – пусть даже так резко и спорно, как с исчезновением стены. Сейчас ВК обезличен. Какие-то люди сидят в офисе и на автопилоте обслуживают то, что создавалось и накапливалось в нулевые. Поэтому буду сильно удивлен, если в результате «ВКонтакте» все же выберется из кризиса.

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии