Все ходы дяди Вити давно известны. 

Загадочная личность Пелевина вызывает вокруг себя немало споров. Многие читатели до сих пор не понимают, кем является Виктор Олегович: конкретным писателем со своим мировоззрением или творческим проектом, который лишь эпатирует публику. Но литературовед и филолог Евгений Жаринов уверен: Пелевин не дотягивает до звания большого автора. И вот почему. 

Жаринов стал гостем Kuji Podcast и рассказал о критериях, которые отличают писателя от проекта. Спойлер: решают герои и владение языком. 

«Для меня писатель – тот, кто владеет словесной характеристикой персонажа. То есть его персонаж говорит так, как свойственно его психологии, тому времени, в котором он живет и тому социуму, в котором он живет. Он просто становится живым – это и есть образ. Писатель, который не владеет образной системой – не писатель, а проект. Это сочинитель, сюжетослагатель, что-то еще». 

В качестве примера Жаринов использовал разговор дворян из романа Пелевина «Чапаев и Пустота». Один – с Дона, в шинели. Второй предал свое дворянское звание: он – в коже английского авиатора. Но персонажи говорят совсем не так, как положено их привелигированному сословию.

«Дворянин другому дворянину сказал: «Глянь-ка». Это что за бытовизм? Люди той эпохи говорят, как Набоков. Ну не скажут они такому же товарищу, как ты: «Глянь-ка». Второй отвечает: «Что?» Он кивает в сторону Роллс-Ройса с красной обивкой сидений. Это два новых русских хвалятся тачкой. Это какое время? Дворянину хвалиться тачкой? Это был моветон. Дворянин воспитывался по-другому».  

Виктор Пелевин

В отличие от Чехова, чьи сюжеты будто разворачиваются самостоятельно и без участия автора, Пелевин постоянно придумывает то, что должно удивить читателя. 

«И вы видите: «Ой, как придумал хорошо, как хорошо придумал!» А в искусстве нельзя показывать как ты придумал. Искусство должно быть пропитано принципом мимесиса, подражания действительности. Чтобы ощущалось, что рассказ перед вами развивается сам». 

Евгений Жаринов

Жаринов не имеет в виду фактическую точность произведений. Все упирается в языковую действительность. Поэтому писателем оказывается тот, кто в совершенстве владеет всеми стихиями языка. Пелевин, к большому сожалению, не тот случай. 


«Он пишет, а я уже знаю, что он напишет. Я знаю, куда он поведет, зачем он это сделает. Все эти игры понятны, поэтому это проект. Я Гюго могу взять, и сколько раз я не перечитываю начало романа «Человек, который смеется», у меня всегда будут мурашки по телу. Потому что он так будет словом играть, что вы в это слово будете вставлять собственные эмоции. Вы додумывать будете, дорисовывать». 

Чтобы охладить пыл юных поклонников Пелевина, предупреждаем: перед началом книжной казни Жаринов намекнул, что его мнение о литературе может быть чуть устаревшим. Поэтому только вам решать, кем на самом деле является Виктор Олегович – живым классиком или графоманом. 

Телеграм-канал автора. Молюсь за российский телик

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии