Никогда так не делайте.

Подкасты – это круто, разве нет? Посмотрим со стороны контентмейкера: их легко производить, они не требуют больших затрат и вам не нужно беспокоиться о внешнем виде, если не выбираетесь на ютуб. Со стороны слушателя всё тоже здорово и удобно: идёшь и получаешь информацию прямо в уши.

Простота и доступность – главные причины популярности. Кажется, к 2021 году собственный аудиоблог не завёл только немой. Но сейчас, в эпоху доминации подкастов, легко заметить их многочисленные недостатки. Большинство подкастов просто невыносимо, потому что их создатели не соблюдали простые правила. Что же так бесит в этом скромном жанре?

Найти хороший подкаст невероятно тяжело

Если вы хоть раз искали новый подкаст без чьих-то рекомендаций, то понимаете масштаб проблемы. Их просто слишком много! При этом навигация в большинстве ресурсов, будь то Apple Podcast или Яндекс.Музыка, не позволяет вам нормально искать их. Всё, что вы будете получать – подборки и рекомендации, практически не учитывающие ваши интересы.

Эта проблема актуальна и для тех, кто планирует запустить собственный проект в аудио. У вас вообще нет шансов без рекламы и репостов. Рынок подкастов забит шипящими проектами для десяти калек, а все хорошие ниши заняты кем-то крупным.

А это очень важно, учитывая специфику жанра. Большая часть аудитории выбирает себе несколько любимых голосов и на этом останавливается. У меня, например, всего семь подкастных подписок. И даже их я не всегда успеваю слушать вовремя, потому что в мире существуют фильмы, игры, книги, текстовые медиа, работа и живое общение. Насколько же хорошим должен быть проект, чтобы я начал регулярно жертвовать чем-то из этого?

Лучшие подкасты 2019-го на русском языке: версия Apple

Ни на один из своих любимых подкастов я не натыкался случайно. Это всегда был контент от людей, за которыми я следил, или их рекомендация. Получается суперобидная ситуация. Если я хочу делать подкаст, то не могу прийти в этот жанр с улицы. А если я хочу слушать что-то крутое и новое, это почти нереально найти.

Подкасты – ужасный формат для медиа

Из первой проблемы плавно вытекает вторая: подкасты просто отвратительно выполняют информационную функцию. Да, почти каждый день то тут, то там выходят выпуски с интересными гостями или важными темами. Но на всё просто не хватит рук и ушей.

Суть подкастов в формировании преданной аудитории. Но, если вы не жирный проект с выходом на ютуб, ваш контент редко будет вытекать за пределы этого пузыря. Более того, огромная часть подписчиков послушает всю эту красоту не в день выхода, а когда многое уже потеряет актуальность.

Если все СМИ вдруг станут подкастами, это вернёт нас в Средневековье, когда информация распространялась с унизительно низкой скоростью. Что говорите, король умер? Два года назад? Оу, а мы ему только гонца отправили.

Как я отказался от YouTube в пользу подкастов — BIG GEEK MEWS

Есть хороший шанс, что на прошлой неделе в каком-то из подкастов было сказано несколько мегаважных тезисов от крутого спикера и набежало ещё два десятка остроумных цитат. Мы никогда об этом не узнаем. И это ужасно.

«Это же подкаст!» – жалкое оправдание для плохих интервью

Представьте, что Владимир Познер вдруг начал перебивать гостя двадцатиминутными разгонами о том, как он сходил в магазин. А ещё заразительно смеяться, отвлекаться от темы и доминировать в разговоре. Тогда мы все коллективно решим, что старика наконец-то настиг маразм, а Константин Эрнст разорвёт с ним контракт. То же касается Дудя, Шихман, Собчак и всех, кто открыто работает в жанре интервью.

Владимир Познер: «Уровень цензуры сегодня необыкновенно высок» | Colta.ru

К счастью, есть способ обойти эти ограничения. Просто назовите свой неуклюжий диалог с гостем подкастом. Отсутствие подготовки, минимум монтажа и, главное, никакой ответственности. Удобно! Так поступают Поперечный, Джарахов, Мезенцев и ещё целая куча подкастеров, которая позорно прячется за словом «интервью».

И ладно ещё Попер. Его можно оправдать хотя бы тем, что многие врубают выпуски скорее из-за самого Данилы, чем из-за гостя. Но если вам захотелось вычленить фактуру из подкаста Джарахова, придётся проходить через галлоны ненужной информации и пустого трёпа. А хочешь пожаловаться, так ты дурак – не понял, что это просто подкаст, а не интервью.

Если вам так хочется говорить самому, а не слушать гостя, заводите сольный подкаст или зовите подходящего по темпераменту напарника. Но где-то 80% гостевых подкастов невозможно слушать как раз из-за ведущего, который забирает на себя всё внимание. Зачем звал человека тогда? Всем этим людям нужно поучиться у хороших радиоведущих. Потому что там, помимо разговора, существует ещё и очень полезный ограничитель в виде эфирного времени.

Бывают случаи, когда неформальный диалог с гостем оказывается шикарным контентом. Причём в процессе слушатель понимает, что удовольствие заключается именно в свободной форме разговора. И это супер. Но очень часто словом «подкаст» маскируют бездарное разваливающееся интервью. И с этим пора заканчивать.

Эпидемия неоригинальности

Кстати, раз уж мы затронули тему жанров. Какие вообще бывают подкасты? Есть подкаст с гостем – раз. Новостной подкаст с двумя ведущими – два. Подкаст, где люди обсуждают какую-то большую тему – три. Реже можно встретить сольный подкаст, напоминающий скорее аудиовлог – это четыре.

А больше в голову ничего и не приходит. Почему? Да просто почти все подкасты собраны из этих типов и их составляющих. Вот весь максимум разнообразия, на который способен жанр, где нет визуала. Иногда встречаются жемчужины вроде «Истории на ночь» Евгения Чебаткова и Расула Чабдарова, но таких вещей меньшинство.

Тем страннее, что люди, запускающие новые подкасты, продолжают бить в одни и те же точки. Зачем ещё один подкаст с обсуждением новостей, если в этой нише уже сидят сотни, а то и тысячи человек? Так что если вы планируете завести подкаст, сначала обзаведитесь уникальной идеей. Их в целом тяжело искать, а без отличительных черт уж точно.

Претензия на ламповость и атмосферу

Попробуйте закрыть глаза и представить себе типичный подкаст. Давайте я угадаю, что вам пришло в голову. Вероятно, на фоне заиграла вонючая лаунж-музыка, под которую ведущий медленным томным голосом мурлыкает вступительную часть. Как же это ужасно!

Подкаст – что это такое? | Простыми словами

Как будто подкастеры считают, что ядерная часть их аудитории включает выпуск дома, лёжа под пледом с чашкой какао. Нет, чуваки, я еду в маршрутке и прямо сейчас чья-то огромная спина размазала меня по стеклу, как в мультике. А кто-нибудь другой занимается на тренажёре, и ему тоже не до расслабона. Так что, пожалуйста, поменьше пауз и побольше сути.

Когда Павел Пивоваров и Максим Иванов из подкаста «Не занесли» на марафонской скорости проносятся по темам и успевают выдать пару-тройку панчей на каждую – вот это мастерство, атмосфера и то, что реально хочется слушать. А все тормоза с лаунжем и театральными паузами отправляются в блэклист.

Отсутствие нормального монтажа

Отдельная проблема всех этих пауз и медленной подачи – неуважение ко времени слушателя. Да, на большинстве платформ есть функция ускорения, но это костыль, а не решение. Не знаю, как вы, а я предпочитаю слушать нормальную человеческую речь, а не бормотание, ломающее часть слов. Ускорение должно быть оружием последнего шанса, а не нормой.

То же касается и монтажа. Такое чувство, что какой-то подлец специально сказал всем подкастерам, что в их жанре можно не заморачиваться и оставлять всё как есть. Сложно передать, насколько это неправильный подход.

Когда я включаю выпуск на полтора-два часа, то ожидаю, что из него уже убрали всю чушь. Если формат развлекательный, в нём должны остаться только лучшие шутки и моменты со смехом ведущих. Если серьёзный, нужно подрезать паузы и повторения. А из подкаста с гостем хорошо бы выкинуть все моменты, когда происходит долгий диалог ни о чём. Учитывая, что многие слушают подкасты на ходу, перемотка – тоже слабый вариант.

Подкаст: апрельские новости кибербезопасности | Блог Касперского

Хорошие ведущие даже заводят привычку, называемую в англосфере podcast mindset. Это когда вы несколько раз подряд повторяете одно и то же слово или предложение на записи, чтобы потом на монтаже выбрать хороший вариант. Есть побочные эффекты – иногда такие люди начинают повторяться и в жизни. Но это производственная травма профессионала, а трёхчасовой выпуск, в котором настоящего контента час – очень плохая сделка. Жаль, что большинству подкастеров об этом никто не сказал.

Главное
Шамиль Газибегов
12 Июн '21
1 001 
Xiaomi Poco X3 Pro доступен по исторически низкой цене. Он идеален за свои деньги
Есть только один нюанс.
Шамиль Газибегов
11 Июн '21
2 902 
Эти смарт-часы Honor рухнули в цене. Берем аксессуар со скидкой в 10 тысяч рублей
Скидка дня.
Шамиль Газибегов
11 Июн '21
2 520 
Xiaomi Redmi AirDots вновь подешевели. Это классические беспроводные наушники за тысячу рублей
Что ж, пора брать.
Андрей Ставицкий
11 Июн '21
2 956 
Самые дешевые наушники с шумоподавлением уже в продаже. Покупаем Xiaomi Redmi AirDots 3 Pro со скидкой
Премьера на AliExpress.
Шамиль Газибегов
11 Июн '21
2 422 
Xiaomi Mi Band 6 отдают меньше чем за 3 тысячи рублей. Это лучшее предложение в России
У вас осталось мало времени.
Андрей Ставицкий
10 Июн '21
8 473 
Официальный Xiaomi Redmi Note 10 Pro стоит сущие копейки. Нужно запомнить промокод и шустро заказать
Божественная акция.
Комментарии