Что же он такого наговорил?

Главный парадокс карьеры БэдКомедиана в том, что все те годы, что Женя критикует русское кино, создатели фильмов почти полностью его игнорируют. Они презрительно отмахиваются от вопросов о Баженове в интервью, а иногда ведут себя ещё более некрасиво: например, отправляют судебный иск. И, конечно, в такой ситуации Бэд всегда выглядит победителем.

Даже очный диалог с Сариком Андреасяном оказался нудной шляпой, где оба звёздных спикера как будто стеснялись взаимодействовать. Но так же совсем не интересно! Почему ему не отвечают? К счастью, после разгромного обзора на фильм «Непосредственно Каха», Евгену наконец записали подробный ответ. Режиссёр Виктор Шамиров в компании актёра Данила Иванова сделали обзор на обзор.

Возможно, это важнейший момент в карьере БэдКомедиана. Его наконец-то восприняли серьёзно и дали ответ. Наш текст – не апология «Кахи». Фильм действительно плоховат, но Шамиров интеллигентно и мягко указал Бэду на слабые места в его контенте.

В чём суть ролика?

Виктор Шамиров смотрит обзор от Баженова и пытается найти в нём адекватные претензии. Он говорит подчёркнуто мягко, без криков и оскорблений, разбирая в процессе творческий метод Евгена. Особая ирония здесь в том, что БэдКомедиану нравится один из старых фильмов Шамирова – «Со мною вот что происходит». Он рекомендовал его и в паблике, и в одном из роликов.

Видос начинается с того, что Шамиров с Ивановым читают токсичные комментарии и угрозы, прилетевшие им от зрителей Бэда. Там есть пожелания смерти, упоминания матерей и обычные оскорбления. Но это ни разу не похоже на аналогичное видео с Бондарчуком, где Фёдор пытался издеваться над комментаторами. Видно, что Шамирову грустно от такого фидбэка и он действительно пытается разобраться.


Ещё раз: это первый случай, когда режиссёр даёт Баженову подробный ответ и пытается услышать критику за потоком оскорблений. А их действительно много. Обзор на «Непосредственно Каху» – один из самых злых тейков в истории БэдКомедиана.

Что сказал режиссёр о БэдКомедиане?

Шамиров несколько раз за ролик подчёркивает, что он искренне считает, что мог снять плохой фильм. И поэтому хочет услышать аргументы: «Мне интересно, почему это происходит. Я понимал, что фильм не всех обрадует. Но не ожидал такой резкой истерической реакции».

В процессе просмотра режиссёр так и не услышал ничего, кроме стандартных претензий Баженова по поводу морали персонажей и туалетного юмора. Зато он нашёл много косяков у самого Евгена. Мы постарались их упорядочить.


БэдКомедиан всегда говорит утвердительно. Максимализм – одно из главных свойств обзоров Жени. Он всегда точно знает, что хорошо, а что плохо. Вот что заметил Шамиров: «Он вычёркивает из людей тех, кто смеялся над этой шуткой. Не признаёт людей, которым это понравилось». А вот кусочек из выводов ближе к концу ролика:

«У него есть желание разделить на хорошее и плохое. И нельзя, чтобы существовало плохое. Его критерии просты. Шутки ниже пояса – плохо. Агрессивные кавказцы – плохо. Отрицательные герои, у которых нет положительных мотивов или морального урока – плохо. Либо зло будет наказано, либо перевоспитается. Если бы было так, он бы сказал: «Ну хоть что-то!» Мы этого не сделали, и он проклял нас окончательно».

Баженов критикует героев, как живых людей. Шамиров поражался, с какой искренней ненавистью главный критик рунета говорит о героях «Кахи». Для него Каха и Серго – не вымышленные персонажи, которых придумали плохими, а настоящие отвратительные люди. Когда они совершают преступление, он орёт в камеру, что герои – мрази.

Особенно режиссёра заинтересовали два момента. В первом Женя прокомментировал сцену грабежа в фильме шуткой о том, что деньги от проката пошли в воровской общак. Как будто если герои воруют, то воруют и сценаристы.

Второй момент связан с исполнителем главной роли Артёмом Карокозяном. Баженов приводит факты из его биографии, вроде рекламы онлайн-казино или поддержки поправок в Конституцию, смешивая живого человека с персонажем. При том, что в фильме Шамирова такой рекламы не было – это касается только ютуба.

Цитаты, вырванные из контекста. В одном из моментов обзора Бэд показал вставку с актёром из «Кахи», сказавшим в каком-то интервью, что фильм не похож на «Горько!» После он вставляет две похожие сцены и делает вывод, что создатели фильма врут. Некрасиво.

Для Бэда плохие герои означают плохой фильм. Эта претензия повторялась чуть ли не в каждой сцене обзора. И постоянно приводит кадры из комедий Гайдая. Шамиров связывает это с тем, что в системе ценностей Евгена зло обязательно должно быть побеждено, а главные герои не бывают аморальными. Иначе фильм плохой.

«Он осуждает моральную сторону деятельности персонажей. Они плохие и это плохо. Поэтому плохое кино. Ему нужно, чтобы у героев была моральная опора. Для него персонажи несут зрителям прямое сообщение о том, какими нужно быть».

Баженов находится в ловушке формата. Один из мощных прямых вопросов, который Шамиров задал БэдКомедиану. Связан он, главным образом, с потоком оскорблений в сторону создателей кино. Кажется, у нас новый момент из серии «Что забыл спросить Дудь?»

«Для того, чтобы у Евгения были зрители, ему нужно как можно более жёстко разносить людей. Но я так же понимаю, что его внутренняя задача на резкий разнос, в сущности, является этически сомнительной. Вы должны оскорблять людей, чтобы удерживать и увеличивать свою аудиторию.

Но ведь это просто кино. Это как если бы я нарисовал что-то или сыграл на дудочке фальшиво. Очень плохо играл (и не дай бог кавказскую мелодию). Но вы, чтобы жить, должны оскорблять меня. Насколько вы с этой позицией внутри себя согласны?»

Евгену нужно ответить Шамирову. Иначе это слив

Конечно, будет очень легко отделаться фразой о том, что всё уже сказано в обзоре. Но режиссёр Шамиров поставил так много вопросов о творческом методе Бэда, что ему просто нужно ответить. Обзор на фильм «Непосредственно Каха» вообще не выглядит как развлекательное шоу. Это просто трансляция ненависти. И если там были важные аргументы, неплохо бы повторить их громко и чётко. Этот ответ – то, что отделяет Баженова-блогера от хоть какого-то статуса кинокритика.

Важно и то, что Шамиров был готов признать, что ошибся. Несколько раз он почти срывался с фразами вроде: «Почему это плохо? Я должен понять, почему эта сцена плохая». Но главное, что есть в видосе – финальное обращение.

«Я абсолютно уверен, что могу снять отвратительное кино, потому что я человек. Я могу увлечься чем-то, что по факту окажется неинтересным. Но я хочу услышать, в чём я ошибся. Услышать критика, который разберёт мой фильм. И я готов анализировать, признавать свои ошибки. Это, конечно, не рецензия. В любом случае это заставляет меня задуматься. Но мне жаль, что этот обзор не дал мне возможности поучаствовать в разумном диалоге о кино. Потому что мне он был бы интересен».

Именно из-за этого призыва ролик и заслуживает внимания. Вопрос не в том, сказал ли бы Бэд то же самое в лицо создателям фильма или нет. Но он годами вёл себя, как борец за чистоту российского кино. Бесился от того, что киноделы не понимают очевидных, по его мнению, вещей. Так когда говорить с ними об этом, если не сейчас?

Главное
Комментарии