Казнь самого ушлого российского писателя современности.

Книжный рынок в современном мире – сложный и неоднозначный мир, в котором довольно тяжело зарабатывать. Чтобы продать книгу желательно как минимум иметь какую-то аудиторию изначально, но даже это не гарантирует успех. А знаете, чего можно не делать? Вам совершенно необязательно писать что-то хорошее. И лучшее тому доказательство – популярность писателя Александра Полярного, автора «Мятной сказки».

Этот текст – не обзор на плохую литературу. На том же ютубе валяются десятки роликов, где книжные блогеры и комик Денис Чужой казнят Полярного за низкое качество. Гораздо интереснее, как он добился популярности. В этой истории есть шантаж, подлейший пиар и куча подозрительных деталей.

Откуда взялась «Мятная сказка»?

Начнём с главной книги Полярного. Если вы зайдёте в ближайший книжный магазин, то с высокой вероятностью обнаружите её на видном месте. Кажется, в «Читай-городе» она лежит в разделе бестселлеров. Это кривая и косая история о сироте по имени Сойер, практически полностью состоящая из вконтачных статусов образца 2013 года. «Новый год – это лишь новых 365 поводов грустить»,  – реальная цитата из книги.

Изначально проект назывался «Сказка о самоубийстве» и был амбициозным самиздатом, на который Полярный собирал деньги на Boomstarter. Планировалось собрать сто тысяч рублей, но люди скинули более 400 000. Книжные блогеры утверждают, что свои экземпляры получили не все патроны, но это мы проверять не будем. Главное, что у Полярного как будто всё получилось.

Когда проект стал популярным в сети (и его выложили в открытый доступ), Александр заключил договор с издательством АСТ, так что пришлось поменять название, чтобы соответствовать требованиям Роскомнадзора. Так или иначе, в 2019 году сказка стала самой продаваемой книгой «Эксо-АСТ» с тиражом в 240 000 экземпляров.

При этом «Мятная сказка» – графоманский фанфик без внятной структуры, зато с огромным количеством стилистических ошибок и банальной лексики. Она просто плохо написана. Можете убедиться сами, чекнув пару глав на Wattpad. Так как же из такого продукта выросла история успеха молодого писателя? Вот тут начинается настоящий трэш.

«Сказку» продвигали по очень стрёмным схемам

Мы не будем адресовать Полярному прямые обвинения – как минимум потому, что он из тех, кто угрожает книжным блогерам полицией. В 2011 году пользователь под ником Chocopie Dieanimal угнал паблик «Стереотипы» у его оригинальных владельцев. Вернуть доступ им так и не удалось, как и доказать причастность Александра Полярного. На тот момент у ресурса было 300 000 подписчиков, что на то время довольно немалое число.

В конце 2014 года, когда «Стереотипы» выросли до миллиона, в паблике начали публиковаться цитаты из книги «Сказка о самоубийстве». На тот момент никакой книги ещё не было. Сбор на Boomstarter открылся только во второй половине 2015 года. Получается, Александр Полярный (постил уже точно он) заранее интриговал аудиторию, цитируя в паблосе-миллионнике то, чего ещё не существует. Неслабая рекламная кампания получилась.

Но дальше было ещё круче. Александр вполне здраво рассудил, что продать несколько сотен книг – недостаточно, а потому запустил масштабную пиар-кампанию. И вот где проявился его гений пиарщика. Автор самого крупного ютуб-расследования про Полярного приводит целую кучу книжных топов, появившихся сначала в паблике «Стереотипы», который стал называться (и до сих пор называется) «твоей прекрасной юности момент», а потом и в других сомнительных пабликах с крупной аудиторией.

Ну, вы знаете, как выглядят эти топы: «50 книг, которые нужно прочитать до 25 лет», «10 книг, которые заставляют задуматься» и прочая тошнятина. Там книга А. Полярного «Сказка о самоубийстве/Мятная сказка» постилась на одном уровне с Брэдбери, Хемингуэем и Ремарком, то есть настоящими классиками. Нормальное сравнение, ничего не скажешь. На тот момент «Сказка» была ноунейм-проектом с краудфандинга, так что это был хитрый рекламный посев.

Естественно, такая популярность в итоге и привела к тому, что Полярный подписался с АСТ и стал хитовым автором. Но если бы всё закончилось на этом, то он остался бы средней руки трэшоделом с плохой репутацией и неплохой хваткой в пиаре.

На вторую книгу Полярного собрали денег, но она так и не вышла

Если вы изучите страницу Полярного на том же Boomstarter, то заметите и второй проект, появившийся уже после «Мятной сказки». На книгу с пафосным названием «Тлеющие ветви леса Блум» писатель просил привычные 100 тысяч, а собрал целых 788 645 рублей. Неплохой стартовый капитал для издания, не так ли? Не совсем.

В 2017 году Полярный писал у себя в паблике, что книга вот-вот выйдет, но обронил вот такую фразу: «На момент запуска проекта у меня не было издательства, но была рукопись». Раз рукопись была, то тем страннее, что «Ветви» так и не вышли. А многие донатеры, согласно данным тех же книжных блогеров, так и не получили свои деньги назад.

Ситуация очень обидная, особенно учитывая, что Полярный, жалуясь на отсутствие денег, рассказал, что потратился на крутого редактора. Возможно, получилась бы даже книга, а не помойная графоманская брошюрка, как было с «Мятной сказкой». Но Полярный не удосужился издать «Тлеющие ветви леса Блум» даже в электронке, для чего, по сути, хватит и одной рукописи. А если и там были какие-то подводные камни, то о них неплохо бы рассказать фанатам.

Но окей, мы допускаем, что какая-то часть производственного процесса пошла не так. Почему нельзя было выпустить эту книгу уже после мегауспешного 2019 года? Напрашивается только одна версия: Полярный придумал название, но поленился или не смог написать вторую книгу, после чего надел клоунский нос и ушёл в закат.

Полярный угрожал покончить с собой, если новая книга не продастся

Теперь самое смешное – шантаж. Не хочется заниматься психоанализом Полярного, но чувак повёрнут на тебе самоубийств. Сначался он убивался по поводу того, что издательство АСТ не захотело оставлять «Мятной сказке» суицидальное название, а в 2020 году пошёл ещё дальше – Александр обещал уйти из жизни, если его новый проект «Юпи» не превысит по продажам цель в 100 000 экземпляров.

То есть, не обещал, а написал, что «будет вынужден». Почему? По мнению Полярного, его книги несут добро, а он хочет «сделать мир чуточку добрее». Отличная подводка к угрозе самоубийством!

Теперь к самой книге. Тем более, что на её обороте Полярного объявили «легендарным». На самом деле «Юпи» – совместный проект Полярного с иллюстратором Мистером Сопкиным, и это скорее комикс, чем полноценная книга. Но учитывая, что «Мятную сказку» можно прочитать за двадцать минут, другого никто и не ожидал. Текста Александра там максимум странички на две.

Кстати, рекламируя «Юпи», Полярный заявил, что его выгнали из издательства АСТ из-за давления хейтеров, а его семью травят из-за ненависти к его творчеству. Издание «Такие дела» связалось с издательством, которое ничего не говорило об изгнании, а только написало, что с автором ведутся переговоры. Нытьё про токсичных хейтеров – не только ещё один топовый метод продаж от Александра Полярного, но и достойный пример поведения для подростков. К сожалению, на этом цирк не закончился.

Полярный ушёл из литературы, чтобы тут же вернуться

Итак, угрозы уйти из жизни были в августе, а уже в сентябре 2020 года Александр Полярный всё-таки покинул нас. Правда, ушёл он не из жизни, а из литературы. В своём неповторимом стиле господин писатель сообщил, что отказывается от прав на «Юпи» и передаёт все гонорары соавтору Мистеру Сопкину.

«Я действительно очень устал от писательства и ухожу из этой жизни, творческой, имеется в виду. И буду заниматься какими-то другими вещами. Я считаю, что это не та цена, которую современный автор в 2020 году должен платить, чтобы быть писателем. Нет слов».

Кстати, «нет слов» – отличное описание любой книги Полярного. Их там действительно маловато. А вот на комментарии завязавший с творчеством бриллиант русской литературы совсем не скуп. Самый топовый звучал так: «В общем, токсичность победила! Всем удачи, всех люблю. До новых встреч, возможно, в какой-то другой сфере».

Ох, неужели литература потеряла такого интересного героя? Самые проницательные уже тогда подозревали, что всё это начало новой слёзной пиар-кампании – особенно учитывая, что книга «Юпи» продалась не так, как ожидал её автор.

Триумфальное возвращение состоялось совсем недавно, в декабре 2020 года. Полярный вдруг одумался и выпустил книгу «Снежная сказка». Разумеется, сразу в двух обложках – утренней и вечерней, чтобы можно было продать побольше.

Этот приём, в отличие от книг Александра, читался так отчетливо, что вызывает смех, стыд и восхищение одновременно. Полярный – действительно главный самородок в современной русской литературе, пусть он и совершенно не умеет писать. Такие ушлые гении кринжа рождаются раз в тысячу лет, поэтому за его творчеством нужно следить как можно пристальнее. Но желательно всё же не покупая. Честным писателям должно быть обидно, но на них в современности давно никто не рассчитывает.

Главное
Андрей Ставицкий
25 Фев '21
4509
Xiaomi Mi 10T мощно скинул в цене. C промокодом девайс выйдет еще дешевле
Такой низкой цены мы еще не видели.
Андрей Ставицкий
24 Фев '21
5069
Крутые часы для туристов продают со скидкой. А еще за покупку Honor Watch GS Pro отсыпят бонусов
Они стоили неприлично дорого, но теперь подешевели.
Андрей Ставицкий
24 Фев '21
4270
Samsung Galaxy S20 Ultra подешевел до исторической отметки. Дают не только скидку, но и кучу полезных бонусов
«М.Видео» просто раздает деньги.
Андрей Ставицкий
23 Фев '21
2959
iPhone XR все еще очень хорош. А теперь бестселлер стоит 40 тысяч рублей
В студии — самый сбалансированный айфон в истории.
Андрей Ставицкий
23 Фев '21
3602
За четыре месяца iPhone 12 Pro сильно подешевел. На сумму скидки можно купить приличный девайс от Xiaomi
Вот это сейл!
Шамиль Газибегов
23 Фев '21
9471
Берем хитовый телевизор Xiaomi на 55 дюймов по лучшей цене в истории. Вариант с 4K и Smart TV
Подсказываем, как максимально сэкономить.
Комментарии