Объясняем, почему самый ожидаемый рэп-релиз года может разочаровать.

С момента выхода «Горгорода» прошло больше пяти лет, а новый альбом от Оксимирона активно ждут ещё с весны 2020-го – когда появились первые намёки о написании свежего материала. Велика вероятность, что альбом выйдет в самое ближайшее время. В сети появляется всё больше сливов и теорий, а Окси уже несколько месяцев соблюдает предрелизную традицию с твиттер-молчанием. Но в начале 2021-го слухи и новости о новом материале от самого ажиотажного рэпера второй половины десятых вызывают больше опасений, чем надежд. Вот почему.  

Русская музыка сильно изменилась

Этот материал наглядно показывает, какое место занимает Оксимирон в сегодняшней индустрии. Сейчас его гуглят реже, чем ещё менее продуктивную в последние годы Земфиру. Теперь в топе Моргенштерн и вечно молодой Киркоров, который всегда первым осваивает новые тренды. Тенденция симптоматична: сейчас людям интересны не загадочные поэты-затворники, а угар и веселье. Особенно после мрачного 2020-го.

Пока Оксимирон боролся с биполяркой, пытался развивать батлы и выпускал редкие фиты, русская музыка радикально изменилась. Важнейшая для индустрии революция стримингов случилась уже после выхода «Горгорода». Законы маркетинга в музыке теперь совсем иные. Рулят частые и короткие релизы с максимально простым текстом и качёвыми минусами. Проще говоря, сегодня символ русской музыки не Оксимирон, а Моргенштерн.

Что из этого следует? Чтобы выпустить суперуспешный альбом и вернуть корону, Мирону придётся либо совершить революцию (что сегодня почти невозможно, но об этом позже), либо поддаться тренду и адаптировать его под себя. Второй вариант крайне маловероятен. Просто вспомните сколько у Окси по-настоящему качёвых треков для слэма на концертах. Вряд ли вы даже с натяжкой насчитаете больше трёх.

Не вписывается Яныч и в другой ключевой тренд последних лет – поворот в сторону русской культуры. Оксимирон всегда писал только о себе и ориентировался на запад. Все лучшие релизы последних лет очень почвеннические. IC3PEAK и Shortparis выстрелили, когда запели на родном языке, Хаски исследует русскую хтонь и становится всё популярнее, а Noize MC открыл второе дыхание, удачно деконструируя стихи великих поэтов и метко стреляя в актуальную социальную повестку.


2020-й только подтвердил тенденцию на эксперименты с языком и наследием прошлых лет. Ностальгические и перерабатывающие советское прошлое релизы вышли у Монеточки, Хадн Дадн, Tesla Boy, группы Интурист, Стереополины, невидимки, Kate NV и ещё огромного числа исполнителей из топов нашей музыки за прошлый год. Окси, конечно, никакой не Хаски – за все годы творчества у него ни разу не получилось ухватить в лирике русскую ментальность. Как известно, его менталитет – это Лондон против всех.

Оксимирон стал величиной, которая, как Борис Гребенщиков, Баста или та же Земфира, совершенно не вписывается в актуальную русскую музыку. Даже на «Палаче» посты про Окси не вызывают былого ажиотажа, а «главный по Оксимирону» Глеб Чернявский ушёл с этой должности на пенсию.

Сегодняшний Окси – не молодой и злой, а взрослый и сытый

Перечисление из прошлого абзаца не случайное – Янычу почти 36, он уже статусный и взрослый артист, который размывается по другим сферам и пробует себя в продюсировании. Злоба времён первых батлов и последующего переворота игры давно прошла. С тех пор Окси наелся и спит.


Спрос на молодецкую агрессию остался только у самых преданных фанатов. Остальные выросли вместе с артистом. Сегодняшний Мирон давно обзавёлся статусом звезды интернета и телика (вспомните, как на премьере «Бифа» за ним охотился Первый канал), кучей денег, дружбой с русской интеллигенцией и вниманием к политическому активизму. Мирон обрёл стабильность в личной жизни и выглядит для медиа не хулиганом, уходящим за сцену с фанаткой, а почти что семейным человеком.

Все революции остались в прошлом, а все игры перевёрнуты. Да и переворачивать в нашем рэпе уже нечего. Жанр идёт на спад, его каноны давно утверждены, а все эксперименты не раз проделаны. Ничего нового уже не придумаешь. Всё, что остаётся Оксимирону – утвердиться в нише большого артиста, оставившего след в истории русской музыки. Что бы Окси ни делал, он навсегда останется осколком прошлого, актуальным только для самых хардкорных фанатов и молодящихся бумеров, вроде Собчак и Парфёнова.

Судя по всему, это будет проходной релиз

Во-первых, тайминг уже точно будет неудачным. Затворничество в эру стриминг-сервисов и быстро сменяющихся трендов не работает как фактор привлечения внимания. Дальновидные артисты выпускают релиз внахлёст громким перфомансам и актуальным событиям. В этом смысле Мирон просрал все шансы. Московские протесты забылись, 17 независимый давно прошёл и ещё до финала утонул в задротстве, а камбэка с громким батлом на ушедшем в андеграунд «Версусе» ничто не предвещает.

Во-вторых, все слухи и сливы сосредоточены на том, что это будет классический проходной релиз. Для старого Окси и его ядерной аудитории это синоним провала, ведь «Вечный жид» и первый микстейп были новым словом в русской рэп-лирике, а «Горгород» открыл для многих формат концептуального альбома. Попытки в сквозной нарратив станут повторением пройденного, а эксперименты с вокалом и звучанием мы и так уже слышали на фитах последних лет и в батлах «семнашки». Не удивило.

Пока самый реалистичный слив – теория об альбоме «Amo». Правдоподобно, что сегодняшний Окси напишет материал про любовь с налётом концептуальности. Это и актуально для него, и глобальный размах в старом мегаломанском стиле, и небольшой шажочек вперёд: эту тему Окси ещё ни разу искренне и по-взрослому не исследовал. Ставка на фиты – тоже закономерное решение для Оксимирона-2021: у него появилось слишком много статусных друзей в русской музыке, чем грех не воспользоваться, а фит с ЛСП станет огромным инфоповодом и добавит сотни тысяч прослушиваний.

Если слив хотя бы отчасти правда, а не шутки фанатов, то Окси точно забронзовел. Такие темы и фиты ближе к Басте и Монеточке, чем к злому умному рэпу. Проходной, в рамках дискографии, релиз вряд ли вызовет резонанс, сравнимый с прошлыми альбомами и батлами. В контексте творчества Окси это и есть провал.

Но, вероятно, для самого Мирона всё это уже не важно. К четвёртому десятку приоритеты меняются – логично, что Окси наконец-то повзрослел и нашёл что-то важнее творчества. Логично, что с созданием семьи и уходом в наставничество, музыка перестаёт быть приоритетом. Тем более для человека, который постоянно говорит о своих психических проблемах. Стабильность в таком случае точно полезнее амбиций.

Буду рад ошибиться, но новый альбом Оксимирона вряд ли оправдает ожидания. Его поругают и похвалят профильные медиа, разберут блогеры и растаскают на цитаты паблики. Но волна первого внимания быстро пройдёт и забудется за очередной выходкой Моргенштерна и релизами фрешменов. Время революций в рэпе прошло, равно как и время Окси.

Главное
Комментарии