А как хорошо всё начиналось, правда?

Репутация – потрясающая штука, на которой можно действительно далеко уехать. Уважаемым людям прощается любая чушь, а тем, к кому изначально относятся с предубеждением, тяжело доносить даже мегаздравые мысли. Многие до сих пор считают, что «Редакция» Алексея Пивоварова – крутой проект и провайдер «настоящей журналистики» на русском ютубе. Так было, да, но сейчас канал создаёт исключительно душный контент. И этого не видит почти никто.

«Редакция» сегодня – фабрика вторичного и бессмысленного сора, который совершенно не хочется смотреть. Все хорошие выпуски остались в 2019 году, но Пивоварова продолжают хвалить по старой привычке. Простите, но мы устали это терпеть.

Темы предсказуемы до тошноты

На старте у «Редакции» выходили по-настоящему мощные темы. Выпуски про шмотки, 2007-й, русский мат, политэмигрантов можно было смотреть с удовольствием. Но с какого-то момента Пивоваров начал стрелять только по очевидным мишеням, как в рельсовом шутере. Чтобы предсказать новый выпуск, не нужно быть ни магом, ни букмекером.

Как только в инфополе появляется любой заметный социально-политический скандал, можно ждать нового ролика. Протесты в США? Вот выпуск! Хабаровск? Выпуск! Кого-то хотят посадить? Выпуск! Экологическая катастрофа? Конечно, ещё один выпуск!

Из канала, берущегося за разные темы, и унаследовавшего миссию передачи «Профессия – репортёр», «Редакция» превратилась в городских сумасшедших, кричащих о том, как всё плохо. Как будто Алексей Пивоваров забрал с НТВ не только трудовую книжку, но и отвратительный ресентимент редакции «Чрезвычайного Происшествия».

Даже выпуск про захоронение Ленина, бывший одним из лучших тейков прошлого года, построен на старых сюжетах главного спикера Павла Лобкова как раз с НТВ. И, опять же, на шумном инфоповоде. А если вы чем-то интересуетесь, то к моменту выхода ролика уже знаете миллион разных мнений на тему. Так просто нельзя.

Куча импотентных форматов

Следующий грех Пивоварова – полное отрицание своих сильных сторон. «Редакция» была хороша своими репортажами, но к ним добавили ещё целую кучу лишнего: слабенький новостной дайджест с интонациями федерального теледиктора, слезовыжимательные экскурсии по русской провинции и, конечно, бессмысленные интервью.

Последнее – просто какая-то шутка. Пивоваров уже поговорил ни о чём с Ириной Шихман, сделал самое нехаризматичное вью в истории Собчак и зачем-то позвал Жеку Савина с канала «Красава». Всё это очень плохо, но можно было бы закрыть глаза, если бы не случилось катастрофы. Последний герой – блогер Стас Просто Класс. Серьёзно?

Этого персонажа настолько везде пережевали, что он уже успел побыть и сайдкиком Басты, и сходить на «Коммент Аут», и посидеть в машине с Кареном Адамяном. Что он делает в «Редакции», где все давно и намертво прописались в Серьёзнощщанске? До этого, кстати, был Вилсаком, который тоже недавно ходил к Маркони. Либо гости закончились одновременно у всех, либо это не совпадение.

Видимо, это очередная попытка Пивоварова устроить старческий флирт с молодой аудиторией. Иногда он позволяет себе осторожно уронить пару бойких молодецких фраз – например, сказать «во вконтосе» или с годичным опозданием упомянуть тиктокеров.

Пивоваров слишком беззубый и осторожный

А правда, вы вот помните хотя бы один раз, когда бы Пивоваров кого-то всерьёз укусил? «Редакция» так явно угорает по социалке, но никогда не называет вещи своими именами. Вместо того чтобы ответить на вопрос «Кто виноват?», Алексей отделывается намёками – «Ну, мы-то с вами понимаем, в какой стране живём». Цитата неточная, но таких выражений у него много. Ещё немного, и Пивоваров появится в толстовке с надписью «Все всё понимают».

Вот здесь-то и начинается то, что фанаты программы называют «настоящей журналистикой». Пивоваров прячет страх выразить реальное мнение под методичкой. Мы-то что, мы просто делаем свою работу – вот вам спикер с одной стороны, а вот с другой. Решайте как-нибудь сами.

Кстати, «а вы уж решите», «только время покажет» и прочие журналистские штампы-окончания всегда считались в жанре признаком бездарности. Почему это не касается мистера Пи – непонятно. Он, конечно, ругает власть, но довольно абстрактно. Часто добавляет «Нам бы ещё демократические институты», но тоже осторожно. Как будто Алексей хочет быть героем, но пока не готов.

Антон Красовский в интервью «ещёнепознеру» как-то раскрыл эту тему сильнее. Он сказал, что главная трагедия Пивоварова в том, что он стал звездой НТВ в тот момент, когда журналистов уже не узнавали на улице. То есть, чувак круглосуточно торчал в телике, но не мог потешить тщеславие.

Проблема Алексея в том, что он хочет одновременно прославиться и остаться чистеньким. Быть правдорубом, но рисковать по-минимуму. К сожалению, быть чистеньким и остроумным сразу сложно. Отсюда и все беззубые моменты: от выпуска про мат, где весь мат запикан, до извинений перед БэдКомедианом. Даже появление этих несчастных интервью подавалось овечьим извиняющимся тоном: «Ой, мы тут попробовали».

Пивоваров мягкий и местами скользкий, как слайм – именно поэтому ему далеко до популярности слайма. Или хотя бы Дудя, который гораздо чаще говорит, что думает, и не боится показаться глупым.

Алексей не может оставить НТВ в прошлом

Главное, что вышло у «Редакции» в 2020 году – фильм про Ангарского маньяка Михаила Попкова. Его сделала журналистка Саша Сулим, а Пивоваров выпустил у себя. Получилась крайне достойная документалка, совсем не похожая на колхозные «маньячные» спецвыпуски с того же НТВ.

Естественно, Алексею нужно респектнуть за то, что он продвинул этот сюжет. Но забавляет сам факт: пока основная «Редакция» делает примерно одни и те же скучные ролики, в рубрике «Спецреп» появляется что-то свежее и крутое. Ещё раз: лучший выпуск в году сделал сторонний человек.

Это показывает ещё одну важную тендецию. Пивоваров носит с собой слишком много багажа старого НТВ. Он во всём: лексика, интонация и даже конвейер социальных сюжетов. Посмотрите на заголовки «Редакции News»: «Привит. Но ковид», «Залёт нормальный», «Упрямо по курсу» и даже «Патриархайп». Фу! Вот уж доисторические каламбуры точно можно было оставить на телике. Дальше – только «Коммерсантъ».

Как будто название «Редакция» стоит понимать совсем буквально. Не как авторский проект от людей с телевизионным опытом, а как негибкое СМИ с очень конкретной редакционной политикой и примерно одинаковыми задачами.

И тут как раз раскрывается настоящая трагедия Пивоварова – а она глубже, чем то, о чём говорил Красовский. Он всё ещё живёт временами НТВ. В выпусках постоянно появляются то Лобков, то Парфёнов, то ещё кто-нибудь из золотого состава. Не с конкретной целью, а чтобы пофлексить авторитетом.

Алексей Пивоваров не захотел стать, по любимому выражению Ильи Мэддисона, мужчиной честной судьбы, вроде Андрея Лошака. Тот снимает шикарные документалки, но мало где светится и славы не просит. А еще Пивоваров не смог стать фигурой вроде Парфёнова и Дудя – тут уж просто не хватило таланта и смелости. Поэтому Алексею только и остаётся, что прикрываться «настоящей журналистикой».

А пока он это делает, «Редакция» стагнирует и производит только уныние. Кто бы мог подумать полтора года назад, что такой перспективный проект будет собирать клики на Стасе Просто Классе. Я не вижу ни одной причины, чтобы продолжать следить за каналом в 2021 году. Он умер. А о социальных кейсах лучше расскажут в других местах.

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии