Короткие хроники года, который окончательно прикончил батловую культуру в глазах широкой аудитории.

Фраза «батл-рэп умер» превратилась в мем, о реальном значении которого задумываются всё реже. Но обычно люди имеют в виду резкий спад популярности и просмотров. Если мерить только такими критериями, то в 2020-м батлы в России достигли исторического дна.

На деле кризис ещё глубже – почти нет новых лиц, все звёзды друг с другом перебатлили (порой неоднократно) или потеряли мотивацию, а подходы к написанию текста собрались в унылую «методичку», выходом из которой пока что стал только оголтелый и всем надоевший треш.

Формально батл-рэп жив, но окончательно превратился в андеграундную движуху для самых преданных фанатов. Попробуем разобраться, почему в 2020-м ещё пару лет назад популярнейшая субкультура почти полностью изжила себя.

Пандемия застала батл-рэп крайне невовремя

В начале года у всех топ-площадок были большие планы: «Версус» готовил новый эксперимент с элементами кроссовера, Кубок МЦ вводил свежие форматы и планировал большие ивенты, RBL создавал свою «вселенную», на 140BPM начинался новый сезон с попыткой исправить прошлый, а «Рвать на битах» собирал длинный BPM-турнир нового формата. Первая волна коронавируса отменила или отложила эти идеи, вторая либо покромсала их до неузнаваемости, либо отправила в 2021-й.

Грешить на коронавирус очень удобно для движухи, которая полностью держится на атмосферных шоу в тесных барах. Но на деле пандемия только обнажила уже существующие проблемы и ускорила начавшееся разложение батл-рэпа. Теперь уже единственный организатор «Версуса» Ян сделал ставку на звёзд батлов, а не рэпа, и она явно не сыграла. RBL будто бы решил не воскресить, а убить интерес к культуре, набрав аж 48 МС и задумав бесконечный командный турнир – формат, который сам Забэ высмеивал ещё год назад. Батлы на битах окончательно стали надоедливой шарманкой и изжили себя почти в любом виде – теперь же братские РНБ и 140 вообще собираются дублировать друг друга.

Отдельная история – тренд на онлайновые видео-батлы, который задали 17ib с Кубком МЦ и подхватили РНБ с остальными. Довольно логичный выход из ситуации пандемии, но компенсировать оффлайны формат не смог даже отчасти. Батл-рэперы – не актёры и даже не артисты, поэтому любое видео-творчество из их рук, за редким исключением (парочка концептов от МЦ Похоронила и Шумма), превращалось в колхоз. Видео-турниры больше походили на портал в 2008-й год с самопальными клипами и онлайн-баталиями, где не всегда находилось место крепким диссовым партам. Иногда кринж настолько перевешивал, что казалось – лучше уж ничего, чем такие батлы.

Широкой аудитории интересны не батлы, а звёзды – теперь это факт

За последние пару лет было три ярких околобатловых события, которое широко обсуждали и освещали в медиа: Оксимирон на 17ib, уход Ресторатора с «Версуса», Василий Уткин вызывал на батл Владимира Соловьёва. Все три истории напрямую связаны с людьми, которые уже давно стали (или всегда были) чем-то большим, чем батл-рэп.

Ярчайший пример отношения широкой аудитории к батловой культуре – судьба 17-го независимого. Скромный онлайн словил неожиданно много внимания после прихода Окси и звёзд-последователей. Но хватило всего одного твита Мирона, чтобы проект всё потерял – даже с оставшимися звёздами уровня Noize MC и Грязного Рамиреса.

Настоящим фанатам тяжело это признавать, но батл-рэп в России до сих пор напрямую зависит от Оксимирона. Это уже звучит как приговор, учитывая что Окси, равно как и Гнойный, Rickey F, топ-блогеры и другие гаранты больших просмотров окончательно потеряли интерес к батловой движухе.

В топ-15 самых просматриваемых видео «Версуса» вы не найдёте ни одного уважаемого тусовкой батлового героя, вроде Пиэма или МЦ Похоронила. Создавать турниры только с такими чуваками в составе – классный фан-сервис и маркетинговое самоубийство. В батл-рэпе пока не появился свой Marvel, который умел бы талантливо совмещать успех в обоих областях. Организаторы топовых площадок самостоятельно выбрали путь ухода в андеграунд и ставку на мифическое «качество».

Сегодня идеи Ресторатора из интервью «Вписки», которые не разделял Ян, кажутся вполне адекватным шансом на спасение: междурнародные гастроли звёзд «Версуса» и Кубок России с поиском новых талантов – нечто более свежее и перспективное, чем очередной «турнир звёзд», батлящих друг с другом по второму и третьему кругу. Выбрав другой путь, «Версус» превратился в платформу для передачи приветов за донаты и просмотрами уровня RBL.

Батл-рэп стал маргинальщиной

В 2020-м я всё чаще стал замечать, что любое упоминание батлов в разговоре с не сильно погружённым в тему человеком вызывает либо кислую мину, либо сдавленный смешок. Всем фанатам пора вылезти из инфо-пузыря и осознать – большинство людей теперь считает батл-рэп чем-то стыдным, предельно устаревшим и маргинальным, как подъездный рэпчик нулевых или обзоры Макса +100500.

Батл-рэп и начинался как андеграунд, но крутой и самобытный, где просвещённые фанаты могли хвастаться знаниями и не казаться фриками, а после превращаться в лидеров жанра и его главных носителей, когда культура вышла на пик. Сегодняшний уход обратно в андер – это не тру-подземка, а междусобойчик для своих. В одном разговоре бывшая звезда жанра Федя Букер очень точно назвал батл-рэп «штукой на уровне клуба любителей рыбалки». Сегодня это действительно так, как бы фанаты ни надеялись и ни сравнивали путь русской батловой культуры с американской, которая проходила те же стадии, но без сегодняшних возможностей интернета.

Ещё год-два назад можно было бы привести парочку свежих примеров, которые бы доказали разочаровавшемуся в батлах собеседнику, что творчество в жанре до сих пор не иссякло окончательно. В 2020-м тяжело выбрать хоть что-то достойное внимания кого-либо, кроме преданных фанатов. Сегодня батлы – это либо интертекстуальное задроство, которое не понять без погружения в культуру, либо гипертрофированный трешак с переодеваниями, лещами и плевками. Писать традиционный итоговый пост с лучшими батлами года в этот раз невозможно, поэтому даже в «Бадибэге» мы решили выбирать худшие – увы, слабых, скучных, стыдных и посредственных примеров в этот раз намного больше, чем достойных.

Главное
Тимофей Беляков
20 Янв '21
399
Хит продаж Xiaomi Redmi отдают по лучшей цене в МТС. Это лучший девайс за 15 тысяч рублей
Быстрее берем, пока девайс в наличии.
Шамиль Газибегов
20 Янв '21
549
Найден лучший и самый доступный клон AirPods Pro. Это крутые наушники Realme
Топ-вариант за 55 баксов.
Тимофей Беляков
20 Янв '21
7926
Samsung Galaxy A51 сливают по лучшей цене в МТС. Последний шанс взять аппарат по крутому прайсу
Потом будет дороже!
Андрей Ставицкий
15 Янв '21
5976
iPhone 12 дешевеет. Смотрите, как снизилась цена за полгода
Сейчас или никогда.
Андрей Ставицкий
15 Янв '21
6665
Новый Realme 7 раздают по сочнейшей цене. Но нужно поспешить
Недорогой субфлагман со всеми главными спецификациями.
Шамиль Газибегов
15 Янв '21
5826
OnePlus 8 подешевел ниже психологической отметки в России. Теперь это самый выгодный флагман
Лучшее решение за свои деньги.
Комментарии