Очень близко, но не в цель.

Удивительно, но качественные русские сериалы редко формировали повестку на десятилетие. Например, нулевые запомнились многим по ширпотребным тайтлам вроде «Папиных дочек» и «Моей прекрасной няни». Поэтому так превозносят успех первого сезона «Метода» и молятся на «Эпидемию».

Спасительным автором мог стать режиссёр Роман Волобуев, создавший два реально важных сериала, описывающих дух эпохи – «Последнего министра» и «Просто представь, что мы знаем». Они круто передали атмосферу своего времени, но получились разными по качеству и допустили ряд непростительных косяков. Что же пошло не так? Давайте по порядку.

Кстати, очень многие сериалы можно заценить на Кинопоиск HD. По этой ссылке лежит жирный промокод на два бесплатных месяца подписки на Кинопоиск HD Мульти с кучей приятных бонусов: скидки на такси, бесплатная Яндекс.Музыка и многое другое – всё лежит там.

«Последний министр»

Однозначно один из главных российских сериалов 2019 года и первая мощная политическая сатира в стране, где таких вещей обычно не бывает. Разумеется, мы о периоде после 2000 года.

Роман Волобуев, если кто не знал, не только режиссёр, но ещё критик, журналист и мегаостроумный блогер. Во всяком случае, для тех, кто переваривает фейсбук и твиттер.

В «Министра» Волобуев завернул кучу шуток и мнений, сдобренных собственным пониманием русской действительности. Что это такое? Сериал рассказывает о лишнем и ненужном Министерстве перспективного планирования. Годами там сидел неподвижный чиновник-бобок, которого после смерти заменили на героя Яна Цапника.

А тот, вместо того, чтобы не отсвечивать, решил поиграть в настоящую политику и делать дела для народа. Сама завязка уже смешная и нереалистичная. «Последний министр» – смесь ситкома в британском духе и «Карточного домика».

Присутствие второго тут выражается в специфических терминах русской политики: между собой борются башни Кремля, Набережная и другие странные силы. А ситком-составляющая – всё остальное. Чтобы понять всё о сериале, достаточно посмотреть два спаянных между собой первых эпизода. Если вас разнесла мегашутка в финале, то зайдёт и остаток серий. Если нет, то не тратьте время.

Главное достоинство «Последнего министра» – баланс между фантастической нелепостью и реализмом. Каждый, кто хоть раз работал в бюрократической структуре (тем более в государственной), моментально узнает и героев, и ситуации. А ещё всё ужасно стильно снято. Даже опеннинг – оммаж на «Молодого Папу» Соррентино.

Конечно, в сериале есть и гора совершенно необъяснимых неточностей. Ближе к концу начинаются сюжеты, связанные с российским футболом. И там любому спортивному человеку очевидно: вообще всё неправильно. Нигерия на чемпионате Европы? Это сильно. А если это не ЧЕ, то почему матч Россия – Румыния проходит в Бирмингеме? Странно, в таких случаях проще не вдаваться в детали.

Самая большая проблема «Последнего министра» – высокий порог вхождения. Те, кто не оценит политические шутки (в диалогах про парк «Зарядье» герои недоговаривают, чтобы получалось парк «Заряяя…»), могут решить, что это министерская версия «Интернов». А это совершенно не так.

Получилось, что Волобуев изящно выстебал актуальную повестку и выдал первый крутой политический сериал в новейшей истории страны, но смотреть его могут далеко не все. Зато Роман заработал себе право пушить новые эксклюзивы для «Кинопоиска». И вот тут уже пошло не так абсолютно всё.

«Просто представь, что мы знаем»

Телепортируемся обратно в 2020 год. Помните этот поток новостей о десятках каратинных фильмов и сериалов, снятых с помощью Zoom? Такие инфоповоды попадались всем, а вот сами произведения никто даже не включал. Потому что это унылая идея-однодневка, о которой забудут уже в следующем году. Настоящий движ давно происходит в телеграме.

И России, конечно, нужен был мощный импульс, осмысляющий эпоху Telegram. Сериал «ППЧМЗ» должен был стать как раз таким спасительным бэнгером. Идеальная тема, идеальный тайминг и как будто бы идеальный режиссёр. Всё говорило о том, что Волобуев вот-вот станет главным летописцем конца десятых – начала двадцатых.

Казалось, что «Последний министр» был разгоном, а новый сериал исправит его ошибки. Что ж, это совсем не тот случай. Волобуев отказался от экспансии и снял непробиваемый междусобойчик, который могут не понять даже тележные энтузиасты.

Прототипы героев – звёзды сетевой журналистики. И если Олега Кашина узнать легко, то с остальными могут возникнуть трудности. Всё очень внутряково, причём только для тех, кому что-то говорят названия «Незыгарь», «Караульный», «Планёрка» и так далее.

Из «ППЧМЗ» мог выйти отличный сериальный лонг о современной журналистике. Но Волобуев выдал четыре серии остроумных, но слишком уж свойских отсылок. К тому же эту кухню точно не понять в провинции. Если «Последний министр» мягко касался всех, то «ППЧМЗ» заточен на сложносочинённом столичном сегменте телеграма, где крутятся большие деньги.

Самое обидное, что тема давно висела в воздухе. Хороший сериал о нравах по-настоящему современных медиа мог бы разрушить вечный поток шоу о бандосах и копах. Люди сказали бы: «Ого, даже так можно!» Но странно представить, что в ближайшее время кто-то рискнёт повторить опыт «ППЧМЗ».

Что не так с Романом Волобуевым?

Совершенно очевидно, что он – талантливый автор. Язвительный, насмотренный и не стесняющийся рисковать. Волобуев неприлично близко подошёл к тому, чтобы создать культовые сериалы, по которым будут судить о десятилетии. Не «Бригада», которую смотрели все, но важнейший шаг в создании новых форм контента для нового зрителя.

К сожалению, он очень несвоевременно включил режим творца-интроверта, работающего на себя и своих друзей. Было бы куда лучше для индустрии, если бы это случилось в момент, когда Волобуева смотрят уже все. А так получается, что главным воспевателем русской реальности остаётся лубочный и грузный Юрий Быков, а не тот, кто снимает про действительно современные вещи.

В итоге «Последний министр» – мощный, но слегка недокрученный и сильно недораскрученный. А общий тон «ППЧМЗ» обесценивает его лучшие моменты – например, обыгрыш покушения на Кашина и прямое цитирование Марго Симоньян.

И да, эти работы Волобуева – всё ещё важные. Их всё ещё нужно и можно смотреть. Поскольку оба сериала – эксклюзивы Кинопоиск HD, не забывайте про наш волшебный промокод. Два месяца бесплатной подписки и куча бонусов – по этой ссылке.

Остаётся надеяться, что такие смелые штуки продолжат появляться, да и сам Волобуев ещё выдаст то, что потом назовут его главной работой. В эпоху стриминга возможностей для этого больше, чем когда-либо. Ни «Министра», ни «ППЧМЗ» на эфирном ТВ представить невозможно.

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии