Вспоминаем древних богов и демонов русскоязычной комедии.

В наше время, говоря об истоках русскоязычного юмора, первым делом обычно вспоминают «Камеди». Дальше идёт история о том, как господа с «ТНТ» стали слишком сытыми и форматными, а теперь миром правят стендаперы и ютуб.

Камедиклабовцы действительно сделали что-то новое и пробили цензуру, но до них на телевидении было немало мегапопулярных шоу. Сегодня мы исследуем главные из них. В списке как чудовищно несмешные варьете для стариков, так и по-настоящему новаторские проекты. Только помня их можно понять, почему революция «Камеди» была так важна.

Джентльмен-шоу

Начнём с практически забытой передачи, созданной участниками олдовой команды КВН «Клуб одесских джентльменов». Звучит как что-то вроде «Уральских пельменей», но это было совершенно не так. Одесское скетч-шоу было гораздо острее.

Главной звездой и ведущим был Олег Филимонов. Человек с лицом то ли сильно пьющего интеллигента, то ли очень хитрого рыбака. Словом, идеальный баланс между филармонией и вонючим кабаком. Сейчас образ смотрится сально и пыльно, а тогда в самый раз.

С темами в «Джентльмен-шоу» всё было отлично. Мужчины высмеивали всё, что характерно для полумифической реальности девяностых: рекламу МММ, бандосов (скетч-сериал назывался «Вованиада), а рубрика «Одесская коммунальная квартира» была настолько популярна, что её подборку отдельно издавали на VHS.

К сожалению, «Джентльмен-шоу» было слишком сильно завязано на эпохе. С 1991 примерно по 2000 год шоу сохраняло харизму, а после бегало по разным каналам и уже не представляло интереса. Было видно, что банда Филимонова исписалась. Поэтому новое шоу «Филимонов и компания» уже никто не смотрел.

Маски-шоу

В том же 1991 году, когда стартовали одесские джентльмены, появилось и «Маски-шоу». Смесь немого юмора 1920-х, театрального размаха декораций и немного постперестроечной пошлятины – вот рецепт успеха «Масок». Борис Барский крутил усами, Эвелина Блёданс регулярно заголялась, а на фоне звучало что-то похожее на саундтрек к «Шоу Бенни Хилла».

Забавно, но проект тоже появился в Одессе, поэтому в первое время «Маски» плотно сотрудничали с «Джентльменами», появляясь друг у друга в передачах. О понятии «кроссовер» в то время никто ещё не знал.


Лично мне «Маски» никогда не казались особо смешными. Уж точно они проигрывали в сравнении с проектами, где ситуационный юмор соседствовал с текстовым. Но нужно отдать труппе должное: совместить флёр немой комедии с чем-то современным и узнаваемым было очень сложно. А по декорациям совершенно нельзя было сказать, что шоу работало на скромном бюджете.

Кстати, на российском телевидении шоу умерло как раз во времена расцвета «Камеди». Канал ТНТ транслировал «Маски-шоу» с 2004 по 2006 год. Сомнительное вложение для нулевых. Откровенно говоря, к тому моменту «Маски» уже смотрелись как что-то мезозойское.

Городок

Великая и неповторимая передача, от которой чаще становилось грустно, чем смешно. «Городок» стыдно называть вульгарным термином «скетч-шоу», он был провинциальной трагикомедией, романтизирующей маргиналов. Вспомните хотя бы беднягу Модеста, или кого-нибудь из алкашей. Проект Олейникова и Стоянова был вроде народным, но смотрелся сложнее и глубже соседей по «РТР».

Успех «Городка» полностью построен на харизме и таланте его авторов. Номинально они делали то же, что и все остальные: шутили про рекламу, новых русских, депутатов и исторических персонажей. По степени погружения в гротескную реальность «Городок» сравним только с сериалом «Осторожно, модерн!», а по дарковости образов с безумным украинским «Шоу Долгоносиков».

В современности атмосферу «Городка» отчасти подхватил Антон Лапенко, хоть он и пользовался совершенно другими референсами. Но эффект «не столько смешно, сколько атмосферно» бесспорно совпадает с пиком карьеры Ильи Олейникова и Юрия Стоянова.

Клуб «Белый попугай»

Практически забытое шоу, созданное Эльдаром Рязановым и Юрием Никулиным. Там они в компании Григория Горина и Аркадия Арканова травили анекдоты и рассказывали истории. Изначально программу готовили к изданию сборника «Антология мирового анекдота», но в итоге она оказалась намного популярнее, чем ожидали создатели.

«Белый попугай» – одно из тех шоу, которые невероятно плохо постарели. Сейчас его можно пересматривать разве что из исторического интереса, чтобы узнать, каким в жизни был Юрий Никулин. Поздние выпуски так вообще не вызывают ничего, кроме грусти. В них видно, что у великого актёра уже не всё в порядке со здоровьем.

После смерти Никулина его место занял Михаил Боярский, но это было уже совершенно не то. «Белый попугай» по инерции просуществовал ещё пару лет, но уже в качестве ходячего мертвеца. Сидят себе неактуальные, но заслуженные люди и пинают мёртвый жанр. Зачем?

Каламбур

И ещё одно великое скетч-шоу, оставшееся в памяти миллионов. Как правило, большинство помнит оттуда только немую буффонаду «Деревни дураков», ставя «Каламбур» в один ряд с передачей «Маски-шоу». Очень зря. На деле всё было гораздо глубже.

Лично у меня любимым сюжетом всегда было «Крутое пике». В хтонической истории самолёта «Бройлер-747», терпящего бесконечное крушение в безвременном пространстве, прекрасно было абсолютно всё. От шуток про мыльные драмы до дьявольского смеха двинувшегося кукухой Командора. Посмотрите в эти глаза. Именно так смеются в лицо неминуемой смерти.

Ещё одна великая рубрика называлась «Железный капут». Там команда секретного немецкого танка борется против «непокорных зусулов». Очевидно, авторский состав «Каламбура» сильно вдохновлялся британцами из «Монти Пайтона». Они тоже обыгрывали похожие ситуации. Так что «Каламбур» – первые абсурдисты на русском ТВ.

Кстати, в отличие от многих соседей по списку, шоу сумело вовремя умереть. В 2001 году проект закрылся после пяти лет успешных эфиров. Возможно, именно поэтому о нём помнят и говорят только хорошее.

О.С.П.-студия

Шоу, сделавшее звёздами Михаила Шаца, Татьяну Лазареву, Сергея Белоголовцева и Андрея Бочарова. «О.С.П-студия» была самой экспериментальной передачей на телевидении. Там постоянно рождались новые форматы, смелые шутки и рубрики. Тот же ситком «33 квадратных метра» появился именно здесь.

Крутость «О.С.П.-студии» была в том, что их не сдерживала цензура. С 1996 по 2001 год программа выходила на частном ТВ-6. Лучшие выпуски были рождены именно в этот период. На РТР и СТС шоу стало более форматным, хотя всё ещё остроумным. А передача-наследник «Хорошие шутки» стала уже совсем безобидной.

Говорят, что шоу пытались возродить после закрытия, но качество юмора в пилотном выпуске не устроило самих авторов. Значит, восемь лет в топах – вполне достаточно. Но приятно видеть, что тот же Михаил Шац и сегодня прикладывает руку к актуальному юмору, правда, уже в компании комиков со Stand-Up Club №1.

Аншлаг

Хронологически это чудовище появилось даже раньше «Джентльмен-шоу» – в ещё советском 1987 году. Там выступали с импотентными монологами советские сатирики, вроде Лиона Измайлова или Виктора Коклюшкина. А к «молодому» составу относились Геннадий Ветров, Сергей Дроботенко и Святослав Ещенко. «Аншлаг» вырастил целое поколение, которому в кошмарных снах является состав группы «Экс-ББ».

Но в девяностые, когда параллельно с «Аншлагом» существовал и качественный юмор, передача не вызывала столько хейта. Можно было просто отобрать у бабушки пульт и переключить. Настоящим разрушителем миров Регина Дубовицкая стала уже в нулевых.

К тому моменту все важные и крутые шоу закончились или потеряли актуальность, поэтому «Аншлаг» и несколько похожих передач буквально захватили комедийный эфир. Получается, революция в «Камеди» случилось в по-настоящему смутное время. Темнейшая ночь наступает перед рассветом, как учил нас Бэтмен.

Кривое зеркало

Сейчас уже смешно вспоминать, что у «Кривого зеркала» с «Аншлагом» было что-то вроде комедийного конфликта. Они пародировали друг друга, хоть контент питомцев Петросяна и Дубовицкой был невероятно похож. Да, у «Зеркала» было больше сюжета и действия, выходили целые музыкальные спешлы, а «Аншлаг» чаще работал в статике.

Но всё равно метод один и тот же: душный невыносимый юмор, слишком старый даже для своей эпохи. Мамочки и бабули в зале угорали над куплетистами и пышной причёской Александра Морозова, который, кстати, плотно сидел на наркотиках.

Если рассматривать существование «Кривого зеркала» и «Аншлага» как битву, то победила команда Дубовицкой. «Аншлаг» (шок!) существует до сих пор, а последний выпуск «Зеркала» отгремел в позорно позднем 2013 году. Но если совсем честно, то и тех, и других вытеснил современный юмор, а аудиторию стариков забрали «Уральские пельмени».

КВН

Нет ничего более абсурдного, чем КВН. Место, где юмор оценивают цифрами люди вроде Юлия Гусмана, а молодые шутники упражняются в лизоблюдстве на глазах у восковой статуи Александра Маслякова. Тем не менее, именно КВН родил гигантское количество комиков, успешно ушедших в другие проекты. Даже среди современных стендаперов, многие – выходцы из КВН.

И это не значит, что программа была качественной. Конечно, в своё время она выгодно отличалась от дичи, вроде «Кривого зеркала» и «Аншлага», но всегда была источником душноты и цензуры. Молодые шутники платили за участие, лишались лучшей части материала и уставали от форматного юмора.

Стоит вспомнить хотя бы историю команды «Фёдор Двинятин», где участвовал Александр Гудков. Их ненавидели, травили и старались не допускать к большим эфирам. Почему? Потому что слишком оригинально. Нужно, чтобы команда начинала петь песню, а потом их прерывал игрок-антагонист кондовым клише: «Так, стоп!»

Машина смерти имени Маслякова работает до сих пор, но именно её ограниченность и зашоренность создала плацдарм для революции. Люди устали от одинакового юмора и начали искать новые формы. КВН выстрелил себе в причинное место по методу Ройзмана. А сейчас он нужен только для того, чтобы над их выпусками смеялся Денис Косяков. Вот уж действительно незавидная судьба.

Главное
Шамиль Газибегов
12 Июн '21
5 861 
Xiaomi Poco X3 Pro доступен по исторически низкой цене. Он идеален за свои деньги
Есть только один нюанс.
Шамиль Газибегов
11 Июн '21
5 501 
Эти смарт-часы Honor рухнули в цене. Берем аксессуар со скидкой в 10 тысяч рублей
Скидка дня.
Шамиль Газибегов
11 Июн '21
4 946 
Xiaomi Redmi AirDots вновь подешевели. Это классические беспроводные наушники за тысячу рублей
Что ж, пора брать.
Андрей Ставицкий
11 Июн '21
5 657 
Самые дешевые наушники с шумоподавлением уже в продаже. Покупаем Xiaomi Redmi AirDots 3 Pro со скидкой
Премьера на AliExpress.
Шамиль Газибегов
11 Июн '21
4 727 
Xiaomi Mi Band 6 отдают меньше чем за 3 тысячи рублей. Это лучшее предложение в России
У вас осталось мало времени.
Андрей Ставицкий
10 Июн '21
10 432 
Официальный Xiaomi Redmi Note 10 Pro стоит сущие копейки. Нужно запомнить промокод и шустро заказать
Божественная акция.
Комментарии