Интеллигент Георгий Матавкин наконец психанул.
Я регулярно не досматриваю видео «ещёнепознера». Дело не в хронометраже — по сравнению с последними видео Дудя он у Солодникова ещё щадящий. На многие интервью Солодникова хочется кликнуть тут же, как прочитаешь фамилию гостя. Им хочется выделять время, хочется садиться за просмотр и ни на что не отвлекаться. Но всё это — ровно до начала видео, а дальше эти желания улетучиваются с каждой минутой. Я насчитал пять причин, почему так происходит.

Это авторское шоу Николая Солодникова
Солодников, кажется, вообще ни на кого не ориентируется ни в выборе гостей, ни в задаваемых им вопросах, ни даже в оформлении видео. Он настоящий автор и далеко не очередной эпигон Дудя, делает что хочет. И это супер!
Не супер, что интересы Солодникова очень редко пересекаются с моими личными — и, соответственно, редко полностью совпадают с интересами каждого его зрителя. Вот любит он Летова — и каждого гостя спрашивает про него. «Нравится вам Летов?»
А почему Летов? Не оспариваю его значимость, но ведь на его месте мог быть вообще кто угодно. Почему не Гребенщиков и не Тарковский, не Кубрик и не Хичкок, не Оксимирон и не Слава КПСС? Представьте, что Дудь бы у Навального и Гуриева спрашивал, как им группа «Порнофильмы».
А, скажем, как раз Навального Солодников не любит — и поэтому разговор с Навальным мы в «ещёнепознере» никогда не увидим, хотя судя по второму интервью Дудю он большой фанат современной поп-культуры (или нет, и это как раз можно было бы легко раскрыть). Если раньше можно было надеяться, что «ещёнепознер» закроет потребность в интервью с не так широко известными на YouTube интеллектуалами, то сейчас надежды рухнули — он закрывает только потребности Николая Солодникова.

Солодников — плохой интервьюер
В этом он признаётся сам, говорит даже, что вообще не интервьюер и умеет только слушать. Разным людям он задаёт одни и те же вопросы, спрашивает про любимый фильм Тарковского, любимый альбом Beatles, топ-5 книг. На интервью это и правда не тянет, а напоминает скорее заполнение школьной анкеты. Неудивительно, что разговоры с частыми героями YouTube, — Дмитрием Быковым, Юрием Сапрыкиным, Антоном Долиным, — у Солодникова получаются самыми скучными, всех этих людей лучше слушать в других местах.
Ещё одна любимая тема Солодникова — спрашивать гостей не про них самих, а про других людей. Полтора часа разговора с Любовью Аркус превратились в обсуждение Германа и Балабанова. Ещё они долго обсуждают с ней Сокурова, хотя Сокуров уже и сам был гостем в «ещёнепознер».
С Аркус можно было бы обсудить журнал «Сеанс», фонд «Антон тут рядом» и множество связанных с ней скандалов — но нет, Солодникову интересно, понравился ли Сокурову «Груз 200». А ведь интервью такого масштаба, ещё и в формате видео, ещё и на такую большую аудиторию, у Аркус уже вряд ли когда-нибудь возьмут — и все вопросы так и останутся без ответов.
«Честь и радость жить с ним в одно время»
В описании нового видео с Юрием Арабовым правда есть строчка про честь и радость. Арабов — действительно «блестящий интеллектуал» и «свободный и независимый человек». «Выдающийся сценарист, поэт, педагог», да. «Его работы стали основой лучших фильмов Александра Сокурова, Кирилла Серебренникова» — тоже не спорим. Но неужели кто-то на самом деле испытывает радость просто потому, что живёт с Арабовым в одно время? Это же далеко не то же самое, что «выпала честь обсудить с ним его новый сценарий» или «рад был с ним поговорить».
Солодников, конечно, искренен в своём восхищении каждым гостем. Он даже в интервью «Палачу» рассказывал, что «ещёнепознер» — это случайная встреча со знакомым, которому ты за три секунды матом объясняешь, почему ему срочно нужно посмотреть сокуровского «Фауста». Это не просвещение, не аналитика, не рецензия — это «Вау!», «Ого!» и «Ух ты!». Это, наверное, тоже нужно и даже тоже работает — но за полтора-два часа хотелось бы услышать и что-то более содержательное, чем набор междометий.

«ещёнепознер» живёт прошлым
Как раз Арабов в интервью высказывает мысль, что большинство людей, к сожалению, не думает о настоящем или будущем, а живёт прошлым. Солодников как всегда грустно кивает и спрашивает: «А вы сами — такой человек?» (самый острый вопрос за час сорок!). «Нет, я не такой». Солодников снова кивает. А потом — «А как вы познакомились с Сокуровым?», «А тяжело было в те годы найти Платонова?», видео из архива.
Во многих вопросах и высказываниях Солодникова так и сквозит мысль «Вот раньше было время!» С каким восторгом он расспрашивает гостей о их прошлом и с какой болью чаще всего говорит о настоящем. На ностальгию явно есть запрос, это видно даже по комментариям под каждым видео «ещёнепознер», где каждый раз встречается что-нибудь вроде «Эх, да, сейчас таких людей уже не делают…».
Но если даже гости Солодникова просят его переходить от прошлого к настоящему (вот Арабов, та же Аркус спрашивала: «Ты уверен, что хочешь говорить про мертвецов?») — почему он их не слушает? Он ведь так гордится своим умением слушать.

«ещёнепознер» делает кино, а не интервью
По крайней мере, пытается. Режиссёры, операторы и даже монтажёры Солодникова явно люди более творческие, чем команды Дудя или Шихман. На канале хватает и чистых документалок. В описании к видео зрителей часто просят не смотреть его урывками, а посмотреть целиком, как цельное произведение. Нам не просто дают информацию, нам предлагают почти искусство.
А нужно ли нам это? Красивые виды Питера. Необычно снятый лестничный пролёт. Дым сигареты Аркус, который медленно улетает наверх к книжной полке. Если это не интервью, а кино, то зачем смотреть его, когда можно смотреть и пересматривать Тарковского и Сокурова? Ведь таких людей, как Тарковский и Сокуров, сейчас уже не делают.