Собрали все причины.

В каком-то смысле обзоры были на ютубе всегда. Люди начали выкладывать видео, где высказывали мнение о конкретном предмете – вот вам и момент основания формата. Но если мы говорим о жанре со своими правилами и клише, то весь мир заразился обзорами от одного и того же человека – Дага Уокера, также известного как Nostalgia Critic.

Особенно заметно его влияние на русскую сцену. BadComedian, Chuck, Сокол и другие даже не скрывают, что начали как зрители Уокера и Spoony, а потом попробовали обозреть что-то сами. Смесь критики, юмористических замечаний и скетчей – всё это Ностальгирующий Критик.

К сожалению, сейчас он начисто потерял актуальность. У нового поколения блогеров другие кумиры, а Даг снимает импотентные обзоры как будто по инерции. Сегодня мы расскажем о том, почему так произошло, а заодно вспомним, почему Ностальгирующий Критик – великий блогер.

Устарел сам формат обзоров

Об этом мы уже писали в контексте рунета, но для Запада это так же актуально. Когда Ностальгирующий Критик начинал, он был единственным человеком в интернете, превратившим любительскую кинокритику в крутой развлекательный формат. У него не было серьёзных конкурентов, он регулярно создавал мемы, а каждое видео ждали, как большое событие.

Я прекрасно помню специальные фан-группы, где люди постоянно спрашивали «Когда перевод?», «Когда субтитры?» Одним из тех, чьим голосом Критик заговорил на русском, был Кузьма. Тогда ещё не блогер и сайдкик Хованского, а член объединения «ГриМу», куда вместе с ним входил переводчик Ленар Мухутдинов. Влияние Уокера было колоссальным.


В какой-то момент вокруг Дага сформировался целый конгломерат обзорщиков под названием Channel Awesome (а ещё раньше That Guy With Glasses) – что-то вроде наших «Карамбы» и «Спасибо, Евы!». Центральная аудитория состояла из фанатов Критика, но каждый мог выбрать обзорщика на свой вкус.

Обзорщики с TGWG

За комиксы отвечал Linkara, игры обозревал Angry Joe, любителям кинематографа категории Б подходил Cinema Snob, фантастам Sci-Fi Guy, а анимешники смотрели контент человека с никнеймом Bennet The Sage. И вокруг тусила ещё целая куча обзорщиков по тем же и другим сферам.

Изначально система работала отлично. Чуваки мутили коллабы и даже снимали любительские фильмы, но со временем классические ютуб-обзоры безнадёжно устарели. Люди захотели узнавать то, о чём не слышали, а не переваривать из раза в раз похожее мнение одного и того же спикера. И если остальные блогеры вывозили хотя бы за счёт узкой направленности, то Критик начал заметно сдавать.


Было видно, что шутки над фильмами достали не только аудиторию, но и самого Дага. В 2012 году он попробовал оставить образ Критика и создал экспериментальный формат Demo Reel, отдалённо напоминавший веб-сериал с отсылками. Идея жёстко провалилась, так что с 2013 года по сей день выходят новые серии Ностальгирующего Критика – далеко не такие крутые.

Кстати, этот пример показывает, как сильно отстаёт русский ютуб. Западные обзоры умерли в 2012 году – у нас это эра расцвета БэдКомедиана. Грустно, не так ли?

Кризис идей и усталость

Основной идеей персонажа Уокера всегда была ностальгия. То есть, изначально он рассказывал о фильмах, который как-то повлияли на него в детстве. Задача Критика – показать, что мы помним вещи лучше, чем они есть на самом деле.

Ещё до паузы Критик выпустил более двухсот роликов за пять лет, а это очень много. Неудивительно, что у него закончились штуки, о которых действительно хотелось рассказать. Очевидно, чуваку пришлось вымучивать из себя ностальгические темы. Но если фильм не вызывает живых эмоций, то как-то странно ругаться на него в камеру.

Отсюда и появление актёров для скетчей, и более спокойный тон в целом. К тому же поздний Даг начал брать для обзоров и не очень старые произведения. Стало ли разнообразнее? Да. Но всем было понятно, что Критик уже не тот.

Винить его не в чём. Человек годами ненатурально кричал на оператора, рассказывая, что фильм плохой. Тут уж кто угодно устанет! Да и тяжело строить весь контент на ностальгии – будь то приятные воспоминания или жёсткая казнь.

В итоге словосочетание Nostalgia Critic стало просто устойчивым названием персонажа, а Даг высказывал своё мнение даже по свежайшим премьерам. Правда, ютуб не позволял ему вставлять футажи из новых фильмов, поэтому их пришлось заменять скетчами. Все обзоры в этом формате – унылейшая нудянка.

Появились по-настоящему актуальные блогеры

Давайте начнём с очевидного. Даг Уокер родился в 1981 году – на момент написания текста ему под 40 лет. Он прекрасно умеет говорить на одном языке с теми, кому за тридцать и относительно неплохо с теми, кто сейчас старше двадцати пяти. Но ему совершенно нечего сказать по-настоящему молодой аудитории.

Даже PewDiePie уже считается ветераном, но когда Критик уже катился с горы, у Феликса всё только начиналось (разменял миллион подписчиков как раз в 2012 году). Любой спич Уокера зумерам будет непонятен и неинтересен. Они не росли на телевидении 80-х и 90-х – по сути, им ещё рано о чём-то по-настоящему ностальгировать.

Но Даг Уокер перестал быть королём не только по причине возраста и усталости. Дело в том, что его не пощадила цензура. В ранних обзорах Критика бывали (разумеется, иронические) расисткие шутки, панчи про насилие, он мог оскорбить какую-то знаменитость. Сегодня так дела не ведут – это почва не только для скандала, но и для судебных разбирательств.

Весь контент Критика после 2015 года (примерно) стал настолько беззубым, что становится тошно. Его собственный юмор устарел и подвергся цензуре, а новый Дугласу просто не даётся. Поэтому его канал выглядит мегаконсервативно – там даже сохранился древнейший дизайн, которому не помогают обновления.

И всё же это не значит, что Ностальгирующий Критик плох. Нет, он был флагманом целого движения обзорщиков, повлияв на блогеров по всему миру. А некоторые из популяризированных им форматов заходят до сих пор. Например, «10 лучших» и «10 худших» в культурной сфере до него не были так популярны.

Конечно, не он придумал составлять топы, но именно Критик удачно адаптировал этот формат для ностальгирующих гиков. В России сейчас тонны каналов про комиксы и кино, занимающихся исключительно этими же вещами.

Более того, нет ни одного западного блогера, сильнее повлиявшего на русский ютуб. Да, был Рэй Уильям Джонсон, которого скопировали «+100500» и «This Is Хорошо», но это быстро приелось. Был и AVGN, но его смотрели и переводили гораздо меньше. А Критик задал направление русскому ютубу на годы вперёд. По сути, у всех обзорщиков начала десятых было два ориентира – он и Илья Мэддисон. С поправкой на личный вкус, но всё же.

Видосы Критика переводят на русский до сих пор, но сейчас это скорее нишевый контент для гиков. Зато прозвищение Nostalgia Critic снова оправдано, ведь смотрят его, по большей части те, кто ностальгирует по ранним роликам.

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии