От формата больше вреда, чем пользы.

На ютубе полно заезженных форматов: однообразные интервью, челленджи, бесконечные влоги и прочее. Один из самых трудоёмких и вместе с тем раздражающих – объяснение концовок и отсылок в фильмах от киноблогеров разного калибра.

В каком-то смысле это даже хуже, чем обзоры. Там человек хотя бы выражает мнение, а тут только говорит зачастую очевидные вещи ленивому зрителю. Сегодня мы расскажем, что не так с этим форматом, не забыв и про лидеров жанра.

Откуда взялся жанр объяснений?

Пожалуй, первый раз, когда большому количеству людей понадобилось объяснить популярный фильм – это «Начало» Кристофера Нолана. Во-первых, кино стало безумно популярным. Одно время «Начало» возглавляло топ «Кинопоиска», да и сейчас стабильно торчит наверху. Во-вторых, в 2010 году интернет был уже почти в каждом доме. До этого такой потребности просто не могло существовать.

А третий и главный пункт – это, конечно, сама концовка. Издевательский открытый финал с крутящимся волчком заставил публику спорить о том, что случилось на самом деле. Очевидно, Нолан сделал это специально. Так вот, шалость удалась. С выходом «Начала» начали появляться ютуберы, чья единственная задача – объяснять зрителям то, что они не поняли.


К 2020 году таких каналов уже ну очень много, а к толкованию смысла фильмов и сериалов добавилось перечисление отсылок и фанатских теорий. Теперь вам необязательно смотреть фильм внимательно – и это ужасно!

Формат до боли напоминает «Киногрехи»

Наша казнь унылого поиска ляпов лежит вот здесь. К сожалению, концепт поиска отсылок похож на него. Тут автор тоже многократно пересматривает кино, чтобы найти нечто скрытое. Разница лишь в том, что момент с исчезающим реквизитом не меняет суть фильма, а отсылки в нём зачем-то нужны. Но так ли это на самом деле?

Просмотр кино – это в первую очередь ваши эмоции. Хороший режиссёр умело манипулирует зрителем, заставляя его чувствовать грусть, радость, боль, а то и предлагая считать определённый смысл. Вряд ли ваше отношение к «Джокеру» поменяется, если вы узнаете, что идея с убийством ведущего ток-шоу была в комиксе Фрэнка Миллера.

Но такая отсылка хотя бы даёт крупицу инфы, которой можно будет удивить друзей. Вот только большинство таких каналов выдаёт за отсылки даже самые очевидные моменты. Прикиньте, бородатый чувак из «Однажды в Голливуде», беседующий с Шэрон Тейт, на самом деле – Чарльз Мэнсон. Вот это да!


Проблема в том, что если вы ничего не знали о нём и «Семье» до просмотра, то отсылка вам никак не поможет. Вы и так были лишены полноценного опыта и одной из главных тем, которые засунул Тарантино. Это как поменять своё мнение о съеденном блюде, узнав, что там был розмарин. Полная бессмыслица.

Cut The Crap не так уж хорош

Когда-то у нас был текст, где Котокраба называли одним из самых полезных киноблогеров. Это правда, но только отчасти. Он – однозначно самых старательный и прошаренный собиратель отсылок на русском ютубе. Cut The Crap всегда приводит максимальное количество инфы, давая общую перспективу, а не просто перечисляет. И это здорово, но лажает даже он.

Возьмём для примера ролик о мультфильме «Человек-паук: Сквозь вселенные». Что сообщает нам Cut The Crap? Оказывается, плакат Koca-Soda – это на самом деле отсылка к «Кока-коле».

Что бы мы делали без этой информации! И да, в ролике прямым текстом говорится, что это очевидно. Но зачем тогда было вставлять этот момент? Это же просто мусор.

Буквально через двадцать секунд после этого откровения, на нас сбрасывают следующее. Сцены с остановкой поезда и вертикальным поцелуем, скопированные из «Человека-паука» с Тоби Магуайром, на самом деле скопированы из «Человека-паука» с Тоби Магуайром. Ого!

Если зритель не знает этого, то может вместо видео он лучше пойдёт и посмотрит какие-нибудь фильмы? Опытных людей, пришедших за неочевидными вещами, такие штуки будут только раздражать. Создаётся чувство, что Cut The Crap создан для беспомощных зрителей, которые не могут даже самостоятельно посмотреть кино.

При этом на канале есть и полностью нормальные видеоэссе на интересные темы. С фактурой и авторскими мыслями. Обидно, что главный источник популярности и ядерный контент Cut The Crap – как раз объясняшки для слепых и глухих.

Объяснения обесценивают просмотр фильмов

Давайте раз и навсегда разберёмся, для чего нужны отсылки. Режиссёры и сценаристы вкладывают их в свои произведения, создавая дополнительные смыслы. Более того, с их помощью авторы общаются с насмотренными и внимательными.

Смысл каждой отсылки не в том, что она означает, а в искренней радости от того, что вы самостоятельно что-то заметили и поняли. В том же «Однажды в Голливуде» один из фильмов в нарезке снял Антонио Маргрейти – режиссёр, чьим именем представлялся один из «Бесславных ублюдков». Если вы считали всё сразу, то этот привет от Тарантино адресован лично вам. И никому больше.

Привычка же смотреть видосы с объяснением – позорная уравниловка. Теперь каждый обладает одинаковым количеством информации. И не потому, что все зрители вдруг научились понимать отсылки, а потому что за них это сделал условный Cut The Crap.

Кликая на такой видос, вы не признаёте себя глупым или ленивым, но точно обесцениваете свой личный опыт просмотра. Нет ничего страшного в том, что вы не поняли все пасхалки до последней. В конце концов фильмы крутят на нормальной скорости, а не в 0,5, да и где-то вы можете не знать контекст. Кино смотрят не для этого, а для удовольствия.

Желание получить больше информации – это нормально. Даже хорошо. Но ведь у этих каналов есть постоянные зрители, которые включают каждый ролик. Как они смотрят кино – загадка.

И то же самое касается объяснения концовок. Если для вас фильм становится хорошим или плохим в зависимости от того, поняли ли вы концовку, то у меня для вас неприятные новости. Вероятно, что вы один из тех странных людей, кто открывает книгу с конца, чтобы узнать, кто убийца.

На самом деле всё намного проще. Если кино действительно хорошее, то вы получаете удовольствие от процесса просмотра, а не от результата. Умение так делать отличает человека от робота. «Вот здесь я заметил пятьдесят отсылок – это хороший фильм. А тут всего десять – не очень». Звучит странно, не так ли?

Смиритесь с тем, что вы – не Антон Долин. И вы не обязаны им быть. А если уж вы настолько любознательный синефил, то ищите скрытые смыслы сами. Пересматривайте, стройте теории и тренируйте насмотренность. Просмотр Cut The Crap и других подобных каналов не делает вас прошареннее, но точно отнимет время. А в худшем случае ещё и удовольствие от просмотра.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал – точно не пропустите крутые новости и тексты

У нас есть топовый канал со скидками. Смартфоны, ноутбуки и аксессуары – на всём можно сэкономить

«Палач» во «ВКонтакте» – все посты, комменты и даже лайки

Главное
Шамиль Газибегов
28 Ноя '20
23 746 
Цена на Google Pixel 4a упала ниже психологической отметки. Это самый выгодный камерофон?
Похоже, что да.
Шамиль Газибегов
28 Ноя '20
3 461 
Уникальный Samsung Galaxy сейчас стоит как самый дешевый iPhone 12 mini. Брать или нет?
Жирнейший дискаунт.
Шамиль Газибегов
28 Ноя '20
7 558 
iPhone X с бесконечной памятью исчезает из магазинов. Берите, пока не поздно
Оптимальное iOS-решение за 530$.
Андрей Ставицкий
27 Ноя '20
1 975 
Xiaomi Poco M3 уже можно взять на Али. Знаем способ, как добыть смарт максимально дешево
Предложение одного дня.
Андрей Ставицкий
25 Ноя '20
2 576 
В магазине Honor началась «Черная пятница». Например, Honor 30 Pro отдают со скидкой 10 тысяч рублей
Цены нормальные – мы проверяли.
Андрей Ставицкий
25 Ноя '20
2 208 
Как буквально каждый день получать скидки и подарки от компаний и магазинов? Очень подлый лайфхак
Просто праздник какой-то!
Комментарии