Рецензирует Георгий Матавкин.

О новом альбоме Монеточки «Декоративно-прикладное искусство» есть две новости – плохая и хорошая. Плохая – он, увы, слабее предыдущего. Сделан теми же людьми, Елизаветой Гырдымовой и Витей Исаевым – но Исаев здесь слышен заметно хуже. Стилистически вроде бы такой же разнообразный – но впечатление производит не многогранное, а ровное. Всё ещё с прилипчивыми мелодиями, остроумными находками, ловко пойманными чувствами… Но без бэнгеров в духе «Каждый раз» и «90-е», которые в 2020-м уж точно разорвали бы TikTok.

Хорошая новость – «Декоративно-прикладное искусство» сделано таким нарочно, это не просчёт, а решение. Значит, Монеточка всё ещё лучшая. Она просто захотела сделать такой альбом – тихий, личный, идущий поперёк ожиданиям и трендам. Apple Music определяет эту работу как «признание в любви эстраде XX века», Лиза в текстах часто возвращается в детство. То есть выдав взрослым раскраски, она сама отправилась на поиски утраченного времени. Пусть ищет, если ей так хочется, а мы пойдём за ней, в какую бы сторону она ни шагнула. А шаги она сделала такие.


«Крошка». Претендент на звание главного хита «Декоративно-прикладного искусства». Именно «Крошку» Монеточка спела на «Вечернем Урганте», именно ей анонсировала новый альбом на летних концертах. Интересно, что песня про талантливого, но продавшегося исполнителя у Монеточки уже была – «Нет монет» с «Раскрасок для взрослых». «Крошка» в другом стиле (куплеты напоминают какого-нибудь Вертинского) и с новыми удачными образами («На всех банкоматах

ты смело поддержишь любые форматы: наличку и карты»), но ровно о том же. И это уже знак – сама Монеточка не продалась, коммерческая музыка ей отвратительна, повторять прошлый альбом она не будет.

«Папина любовница». Тоже потенциальный хит, «Папина любовница» звучит как трек, который в последний момент убрали из прошлого альбома, но всё же решили вставить в этот. Написана от лица ребёнка, но рассказывает, на удивление, не о распаде семьи, а о женском одиночестве – «Она уедет ничейная/ А дома ни вина, ни цветов, ни ваз».


«Ириски и риски». Самая весёлая песня альбома – о статистической вероятности смерти. Монеточка расстраивается, что скорее умрёт от ВИЧ или подавится ириской, чем попадёт в руки пиратов, террористов или Бабки Ёжки. «Ириски и риски» звучат по-детски и напоминают даже не предыдущий альбом, а те ироничные видео, которые Монеточка несколько лет назад записывала, сидя дома перед синтезатором. Когда была ещё не главной певицей страны, а максимум звездой ВКонтакте.

«Лёд». А вот эта песня затрагивает уже новые душевные струны, раньше Монеточка так не звучала. Суетливая зимняя атмосфера в столице, все разъезжаются по югам, а лирическая героиня вспоминает родную провинцию – «Там, где я никому не чужая». Как Монеточке удаётся через образы льда, снежной корки и холодного уральского хребта передать такую теплоту – это какое-то поэтическое чудо. Вернее, даже не какое-то, а предновогоднее. Через пару месяцев «Лёд» станет только актуальнее.

«Коза». Единственный совместный трек на альбоме – с куплетом от старого друга Монеточки Noize MC, у них уже были исполненные в дуэте «Люди с автоматами» и «Чайлдфри». Эта песня не такая остросоциальная, как предыдущие, ну или просто вся социальщина в ней чуть лучше спрятана под сказочной обёрткой. Что за рогатая коза имеется в виду? Сначала можно подумать, что это вторая волна пандемии. Потом – что русский рок. Что страшнее, так сразу и не скажешь.


«Тугие косы». На «Раскрасках для взрослых» были «Кумушки» – отповедь красоткам из Instagram, исполненная в стиле русской народной песни. «Тугие косы» – «Кумушки» нового альбома. Только у них и в тексте нет ничего актуального и современного, они вполне могли быть придуманы несколько веков назад, слова и музыка народные. Неожиданно смело для Монеточки, которую все так любят за её умение поймать дух времени.

«Шприц». Самая скандальная песня альбома (если, конечно, вообще допустить, что Монеточка способна на скандал). Завуалированный дисс на группу «Ленинград», любовь к которой здесь представлена как болезнь, поразившая отца семейства. Проблема в том, что «Шприц» наполнен фирменными приёмами группы «Ленинград» – здесь тот же речитатив, тот же псевдоискренний надрыв в финале, даже совершенно шнуровский юмор в припеве («Папе сде-, папе сде-, папе сделали укол»). Понятно, что это шутка, но если уж она работает – получается, «Ленинград» не так и плох.

«Рентгенограмма». Самая, наверное, слабая песня альбома, не запоминающаяся ни текстом, ни музыкой. Может быть, я ещё не дорос до её понимания. Ну, или это Монеточка не доросла до того, чтобы выведенная ей героиня-старушка была бы интересна.

«Мартовские коты». Песня о лете в деревне. Снова обращение в детство – и снова удачное. Впечатление «Мартовские коты» производят примерно как детский рассказ какого-нибудь русского классика – вроде бы ничего особенного, но слова подобраны и расставлены так, что крапиву, солнце и берёзы чувствуешь кожей. Из-за строчки  «А ты липнешь к губам как дачное варенье» Монеточку можно было бы обвинить в поддержке ЛГБТ, но, во-первых, за такое надо не обвинять, а хвалить, а во-вторых, она часто делает лирического героя мужского пола.

«Переживу». Вероятно, лучшая песня на «Декоративно-прикладном искусстве». Иронично, что она так похожа на творчество Земфиры, например, на песню «Итоги» – «Я ухожу, оставляя горы окурков, километры дней, миллионы придурков…». Два года назад Земфира Монеточку критиковала, а сейчас Монеточка делает такую сильную песню-каталог (то есть играет на поле Земфиры, она же знаменита своими перечислениями), да ещё и обещает всех пережить. И нет сомнений, что она и переживёт. К слову, ходил слух, что Земфира тоже выпустит альбом в эту пятницу – но эту пятницу Земфира проиграла.

«Америка». Ещё один привет русскому року, свой вариант «Гудбай, Америка, ооо, где не был никогда». А может, и нет никакой Америки? Той, где девчонки не носят лифчики, где вымыты с мылом скверики, где царствует демократия. С нашего берега её и правда пока что не видно.

Но с Монеточкой нам хорошо и здесь. Потому что, ещё раз, даже с альбомом слабее предыдущего Монеточка всё ещё лучшая. Как в той избитой байке про Тарантино: « – Почему вы так и не сняли ничего лучше, чем «Криминальное чтиво»? – А кто снял?».


Подписывайтесь на наш Telegram-канал – точно не пропустите крутые новости и тексты

У нас есть топовый канал со скидками. Смартфоны, ноутбуки и аксессуары – на всём можно сэкономить

«Палач» во «ВКонтакте» – все посты, комменты и даже лайки

Главное по теме «Музыка»
Андрей Ставицкий
22 Окт '20
2 923 
Пропал Андрей Губин. У него очень болело лицо
Мальчик-бродяга потерялся.
Андрей Ставицкий
18 Окт '20
2 494 
Google представила убийцу Shazam. Наконец-то песни можно просто напевать
Это вообще законно?
Виталий Халюков
08 Окт '20
29 804 
В 2021 году состоятся концерты группы «Сектор газа» с голограммой Юрия Хоя. Помните, кого ещё воскрешали?
Звучит как полное безумие.
Андрей Ставицкий
07 Окт '20
3 966 
Умерла певица «Чика из Перми». 10 лет назад она предсказала свою смерть
Последний трек «Чики» вышел месяц назад.
Андрей Ставицкий
06 Окт '20
11 907 
Моргенштерн раскрыл тайну трека El Problema с Тимати. Юнусов уже ответил
Говорят, что такого еще никто не делал.
Андрей Ставицкий
04 Окт '20
3 795 
«У него же ВИЧ был». Умер автор музыкальных телеграм-каналов Богдан Гастин
Ему было 27 лет.
Комментарии