Настоящий реликт девяностых.

Многие помнят фильм про великого телеведущего Сергея Супонева, который когда-то снял Юрий Дудь. Там говорили про такие шедевры эпохи, как «Звёздный час», «Зов джунглей» и другие, но одно культовое шоу сильно обделили вниманием. А ведь программа «Dendy: Новая реальность» была суперхитом. Для маленьких геймеров того времени это былая абсолютно главная передача на телевидении – единственное место, где серьёзно говорят об играх.

В силу возраста я не был знаком с шоу, когда оно выходило в эфир. Но много слышал от друзей постарше, а потом решил ознакомиться с ним ретроспективно. И знаете, для современного человека «Dendy: Новая реальность» может стать реальным культурным шоком. Почему? Сейчас разберёмся.

Каждый выпуск – бардак и хаос 90-х

В период, когда немногие семьи могли позволить себе приставку, «Dendy: Новая реальность» буквально открывала зрителям портал к чему-то недоступному. Это особенно чётко прослеживается по ранним выпускам. В шоу показывают бабушек, отложивших всю пенсию на подарок внукам.

Например, в этом выпуске детишки, которых опрашивает Супонев, сообщают, что приставка стоит полтора миллиона. В две тысячи любом году это жутко режет слух. Да, в России девяностых рекламировали даже Super Nintendo, которую уж точно могли себе позволить только единицы.

Бросается в глаза и то, что у создателей шоу не было никаких источников информации об играх. Часто зрителям приходилось полагаться только на то, насколько хорошо Сергей Супонев знает английский. Количество странных переводов тут просто зашкаливает. Легендарный Road Rash Супонев перевёл, как «Дорожные передряги», а с Tiny Toon он и вовсе не справился – сказал, что там непереводимая игра слов.

Ещё «Новая реальность», как и многие передачи того времени, страдала от технологических проблем. Иногда игры шли подряд, а иногда с заставкой. Когда контента не хватало, Супоневу приходилось тянуть время и лить воду. А бывали и вот такие случаи:

Ещё один реликт эпохи – лексика девяностых. Привычного слова «босс» у первых российских геймеров не было. Во всяком случае, Супонев (особенно в первых выпусках) заменял его на веский термин «главный». Звучало примерно так: «Сейчас мы расскажем вам, как убить первого главного в игре Castlevania».

Естественно, «стрелялка», «бродилка», и другие анархронизмы тогда были очень даже в ходу. И если с первым всё понятно сразу, то словом «бродилка» обзывали любую игру, где нужно много ходить. То есть, почти все игры своего времени.


Авторы совершенно не разбирались в играх

Вернёмся обратно в 2020 год. Сегодня, если вам нужно узнать что-нибудь о новом тайтле, вы всегда в одном клике от десятков мнений экспертов, интервью с разработчиками и ещё целой кучи контента. Тогда этого всего просто не было. Поэтому создателям приходилось импровизировать.

Помогало мастерство Супонева, который большую часть текста явно выдавал фристайлом. Работало это не всегда. Бывали случаи, когда дядя Серёжа просто не знал, что сказать о конкретной игре, и пускался в пространный монолог о том, что все игры произошли от Mario.

Сам же Супонев, судя по всему, в игры не играл вообще. Нет, Сергей прекрасно отыгрывал чудо-взрослого, понимающего детей и их развлечения, но регулярно допускал чудовищные фэйлы. Например, комментируя фрагмент с прохождением Sonic The Hedgehog, он ухитрился раз десять сказать слово «жизни», хотя в самой игре и близко нет ничего похожего.

Такое было в каждом выпуске. Любой опытный ребёнок разоблачил бы дядю Серёжу за секунду. Но дети всё равно смотрели и оставались довольны.

Кстати, о фрагментах с прохождением. Почти всегда они смотрелись так, как будто за геймпадом сидит абсолютно безрукий человек. Всё дело в том, что у авторов не было времени по-настоящему играть в игру. Запустили, отсняли и в продакшн. Телевидение девяностых в лучшем виде!

Шоу рекламировало мошенников и наживалось на детях

Начнём с очевидного. Все знают, что «Денди» – пиратский клон Famicon от Nintendo, распространяемый только в СНГ. Занималась этим мутная компания Steepler, а шоу создавалось при её непосредственном участии. Очевидно, что это делает «Новую реальность» огромной рекламой пиратства.

Давайте рассуждать логически. В те времена пиратским было вообще всё. А в московских магазинах «Dendy» продавались и Sega, и Super Nintendo. Так что здесь всё, во-первых, объяснимо, а, во-вторых, не так плохо. Steepler можно даже поблагодарить за «Новую реальность» и журнал «Видео-асс Dendy».

Но только до момента, пока дело не касается пиратских картриджей. Чувствуется, что даже Супоневу было тяжело импровизировать, когда приходилось толкать такие жуткие вещи, как Somari – пиратский плод инцестуальной любви маскотов Sega и Nintendo.

Тяжело как раз потому, что «Dendy: Новая реальность» – прежде всего, рекламное шоу. Если в магазине появлялся новый картридж, его нужно было красиво продать. Поэтому 99% игр Сергею Супоневу приходилось нахваливать. Позже эта традиция перешла в русские игровые журналы, но там был хотя бы намёк на критику.

Очередной парадокс эпохи – главное и любимое детское шоу было создано исключительно для того, чтобы опустошить карманы родителей. Были и приятные моменты – например, конкурсы. Но и они превращались во что-то страшное.

Только представьте себе: в «Новой реальности» объявляли не просто имя победителя, но и его точный адрес вплоть до квартиры. В криминальное время, когда любая приставка стоила немалых денег, это какой-то непростительный риск. Страшно подумать, что на ТВ тех это было нормой.

Супонев не старался, но передача всё равно великая

Нужно признать, что Юра Дудь не просто так проигнорировал «Новую реальность» в своём фильме. Сергей Супонев – величайший детский ведущий в истории российского телевидения. Он действительно умел разговаривать со школьниками (а то и дошколятами) на равных, и это правда было делом его жизни.

Только в других передачах. В «Звёздном часе» и «Зове джунглях» мы видим того самого Супонева, которого с любовью вспоминают те, кого воспитывал телик тех лет. А «Dendy: Новую реальность» дядя Серёжа вёл расслабленным полуфристайлом и как будто без интереса.

Но даже маленькой части его таланта хватало, чтобы шоу стало культовым. Поэтому оно успешно перенесло переезд с «2х2» на «ОРТ», где потеряло слово Dendy в названии. И поэтому мы помним такие фразы, как «Водка – плохо. Super Nintendo – хорошо».

Детей не смущали ни кривые гайды, ни отборная ахинея, которую Супонев выдумывал на ходу. Главное было то, что с ними говорят об играх. А определить, хочешь ты конкретный картридж или нет, можно было и по маленькому кусочку футажа.

Многие именно там увидели свой первый Mortal Kombat и другие мегахиты вроде Battletoads или Contra. Чёрт, да им даже давали шанс выиграть Super Nintendo, которая стоила сильно больше средней месячной зарплаты по стране. Чего ещё желать?

Не являясь олдовым зрителем, я всё равно испытал мегазаряд ностальгии, пересматривая выпуски «Новой реальности». До неё не было ничего подобного, а все шоу после начали обрастать душнильским профессионализмом и поскучнели. Всё-таки великим передачу сделали не честность и точность, а ощущение чего-то волшебного и настоящего – даже в самых искусственных моментах.

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии