Храм великих мультов и экспериментов.

Когда говорят о величии российского телевидения, то вспоминают что-то из классического набора: мощь раннего Эрнста, «600 секунд» Невзорова, «НТВ» времён Парфёнова и свободный MTV. Развлекательный канал «2×2» обычно выносят за скобки, причём совершенно справедливо.

Но «2×2» формировал сознание поколения. И в отличие от покойного MTV, сумел пронести часть своей магии в серую современность. Сегодня мы говорим о прошлом и настоящем гениальнейшего канала.

Хаос и эксперименты

Возможно, вы удивитесь, но канал «2×2» появился не с западной волной девяностых, а ещё при СССР, в 1989 году. Изначально он назывался «Коммерческий телеканал» и транслировал музыкальные клипы, но уже скоро сменил название на «2×2».

На старте канал не мог позволить себе круглосуточное вещание, поэтому одни и те же блоки программ и клипов повторялись подряд. И всё же это было одно из первых мест, где российскому зрителю начали показывать западные клипы и переведённые передачи британского Super Channel, Discovery, а позже и американского MTV.

А дело было в начале девяностых. Даже «Муз-ТВ» стартовал только в 1996 году, чтобы стать рупором предвыборной кампании Бориса Ельцина «Голосуй или проиграешь!» На относительно пустом рынке «2×2» удалось заработать небольшую лояльную аудиторию, хотя на тот момент канал был олицетворением хаоса эпохи.


Но уже в середине девяностых на «2х2» появились первые легендарные шоу. Именно там транслировали «Черепашек-ниндзя», «Горца», «Лесси» и собственное шоу «Dendy – Новая реальность» с Сергеем Супоневым.

К сожалению, в 1997 году канал практически умер, превратившись в диванный магазин. Но «2×2» неосознанно ухитрился сделать себе хороший задел на будущее. Для этого всего лишь нужно было пару лет посотрудничать с медиабизнесменом Зосимовым.

Основа и преемник для MTV

Если вы внимательно смотрели фильм Дудя про MTV, то знаете, что костяк той великой команды был собран Борисом Зосимовым ещё на BIZ-TV. Это был не отдельный телеканал, а продакшн-студия, арендовавшая часть эфирного времени у «2×2». Пожалуй, на то время это был главный эксперимент в истории канала.


Во-первых, благодаря BIZ «2×2» привез в Россию немного контента MTV. Клипы и VJ-шоу транслировались в хаотичном порядке, порой даже без перевода. Но на то время это была норма: похожий конфуз происходил и с выпусками новостей от BBC. Зато почти все звёзды будущего MTV появились именно в этот момент.

Тогда же «2×2» начал показывать первые легендарные мульты. Например, «Бивиса и Баттхеда», которые позже перешли на MTV вместе с остальной продукцией, закупленной Борисом Зосимовым для BIZ-TV.

Забавно осознавать, как плотно связаны судьбы «2×2» и MTV. С полноценным открытием главного музыкального канала «2х2» на годы ушёл в тень, по-настоящему возродившись только в середине нулевых.

Тогда, в районе 2007 года, «MTV Россия» окончательно скатился, уронив большую часть крутого контента. И как вы думаете, кто его подхватил? Как раз «2х2», где только что произошёл большой ребрендинг. Жанр «Магазин на диване» был изгнан поганой метлой, а основную часть эфирной сетки заняли мультики.

Великие мульты – основа любви к «2х2»

Итак, что показывали на канале в 2007 году? От «РЕН-ТВ» и MTV компании достались «Симпсоны», «Футурама», «Гриффины», «Саус Парк», «Звёздные бои насмерть» и «Человек-паук». Были докуплены «Флинстоуны», «Джетсоны», «Кураж», «Бэтмен» и ещё куча всего.

Ставка на мульты сыграла идеально. В середине 2007 года рейтинг «2х2» среди молодёжи был выше, чем у «ТНТ», «Первого» и развалин «MTV Russia». То есть, это был самый популярный канал для детей и подростков. Уверен, что многие из вас смотрели любимые мультфильмы после школы именно на «2×2».

Поколение анимешников тоже должно испытывать определённые чувства к каналу. Ещё в 1991 году «2х2» показывал забытое богом аниме «Макрон 1». Потом там же показывали «Сейлор Мун», а в двухтысячных на канале крутили всё: от «Наруто» и «Блича» до «Евангелиона». К качеству перевода были вопросы, но важен сам факт, как сильно канал ставил на молодёжь.

Практически каждый, кто провёл детство в России нулевых, в той или иной степени был преданным зрителем «2×2». У кого-то это пара мультов из классического набора, а у кого-то более странные вещи. Например, «Поллитровая мышь».

Да и разграбление MTV в какой-то момент стало любимым приёмом канала. Начиная с шестого эпизода, «Реутов ТВ» также крутили по «2×2». А это ведь поколенческая вещь. Но дело было уже ближе к современности.

В 2014 году канал был куплен «Газпромом» вместе с «Пятницей!» и «ТВ-3». Но даже после этого «2×2» сохранил собственное лицо и продолжил влиять на аудиторию. Прежде всего, с помощью мультипликации.

Позже на «2×2» появились собственные анимационные проекты: например, «Подозрительная сова». Она не могла конкурировать с условным «Саус Парком», но в России всегда было сложно с анимацией для широкой аудитории. А «2×2» предоставил возможность делать что-то своё.

Современный «2×2» всё ещё очень неплох

Удивительно, но нынешний «2×2» всё ещё выглядит очень хорошо. В 2018 году заработала онлайн-версия, а в вещательной сетке не стало меньше хитов. Зацените, как выглядит программа на день написания текста (это воскресенье).

В эфире только мегапопулярные тайтлы: «Гриффины», «Симпсоны», «Рик и Морти» и «Спанч Боб». В другие дни крутят «Коня БоДжека», «Аватара» и «Время приключений». Довольно круто. Причём не только для ностальгирующих по прошлому телегиков. В сетке хватает и отличных современных мультов. Чего только стоит «Крайний космос».

Есть ещё как минимум две вещи, которые меня удивили в современном «2×2». О них стоит сказать отдельно.

Оформление очень стильное, а иногда и рискованное. Год назад я случайно попал на трансляцию «2×2» и удивился дизайнерским решениям в рекламных паузах. Канал использовал образы из культового фильма «Чужие среди нас», где пришельцы давно захватили мир, транслируя в мозг землянам разрушительные образы.

Просто осознайте степень риска, на который пошёл человек, ответственный за это решение. Во-первых, фильм «Чужие среди нас» вышел аж в 1987 году, так что современный зритель может о нём просто не знать.

Во-вторых, телеканал вдруг сделал глобальную отсылку к продукту, в котором все медиа и реклама – тотальное зло. Какой-то запредельный уровень иронии, не находите? А самое прекрасное то, что это действительно выглядит великолепно.

Сайт «2×2» выглядит и работает шикарно. Серьёзно, это полноценное конвергентное медиа. Есть не только лента новостей и ссылка на онлайн-трансляцию, но и журнал с текстами и красивым оформлением.

Как правило, телеканалы вообще не парятся по поводу своей онлайн-версии. Для сравнения давайте зайдём на сайт первой кнопки страны.

Всё очень строго, сжато и официально. Хочется поскорее найти то, зачем пришёл, и убежать. У сайта «Первого» есть ряд служебных функций и всё. А сайт «2×2» хочет, чтобы я остался и провёл на нём какое-то время. Кто-то старался. И это при абсолютно невыдающихся просмотрах!

Эти два момента вызывают очень смешанные чувства. С одной стороны – круто, что у одного из любимых каналов моих подростковых лет осталось узнаваемое лицо и желание удивлять. С другой – глядя на это понимаешь, как же много у «2×2» нереализованного потенциала.

Да, он действительно формировал поколение, но куда чаще был удачным посредником между контентом и потребителем, чем собственно производителем. Исключения в виде «Денди – Новая реальность» и пары других шоу относятся к совсем уж древним временам.

Если бы не внезапный спад в начале двухтысячных, «2×2» вполне мог дорасти до того же уровня культа, что и MTV. А так он останется в истории складом любимых мультфильмов и развлекательных шоу. Но эту роль не следует недооценивать.

Понятно, что у телевидения вряд ли есть будущее в том смысле, в каком оно было десять и двадцать лет назад. Но хочется верить, что «2×2» ещё выстрелит хотя бы как платформа для контентмейкеров. Время от времени канал всё ещё позволяет российским фрешменам от мультипликации сделать что-нибудь своё. Чаще получаются слабые копии, но если мы когда-нибудь увидим великий российский мультсериал, то он обязан выйти там. Хочется верить, что «2×2» не закончился, как великий ретранслятор.

Главное
Андрей Ставицкий
13 Май '21
2 210 
Бескомпромиссный iPhone 12 круто подешевел. Мечта для фанатов Аpple?
О да, как же он хорош!
Андрей Ставицкий
13 Май '21
2 285 
Сейчас iPhone 12 Pro – лучший флагман Аpple. Он стоит каждую копейку, которую за него просят
Дождались!
Андрей Ставицкий
13 Май '21
2 113 
Нашли на Али копеечные смарт-часы со всеми функциями Xiaomi Mi Band. Сейчас они продаются со скидкой
В этом ценовом диапазоне у них нет конкурентов.
Шамиль Газибегов
12 Май '21
3 253 
Пора брать Samsung Galaxy Buds+. Беспроводные наушники продают за половину цены
Такого дискаунта ещё не было.
Шамиль Газибегов
11 Май '21
5 579 
Google Pixel 4a стал еще доступнее. Где взять самый выгодный камерофон по лучшей цене?
У нас есть ответ.
Шамиль Газибегов
10 Май '21
8 648 
Уникальный Samsung Galaxy рухнул в цене, но скоро исчезнет из магазинов. Стоит ли брать девайс?
Потом таких предложений не будет.
Комментарии