Вот кто настоящий народный герой.

Когда у нас выходила казнь Лёхи Щербакова, многие ошибочно подумали, что его проблема в доступности. Слишком простые и понятные шутки, совсем не как материал условного Долгополова. Но дело совсем в другом. И, к счастью, есть пример того, как можно делать действительно качественный юмор, оставаясь при этом на сто процентов народным. Речь про комика Сергея Орлова.

Мы немного говорили о нём, когда обсуждали последние концерты русских стендаперов. Но Орлов заслуживает куда больше внимания – это комик со стадионным потенциалом. Даже его история идеальна для того, чтобы стать главным комиком страны. И сейчас вы в этом убедитесь.


Откуда взялся Сергей Орлов?

Делать стендап Сергей начал ещё когда жил в поселке Депутатский под Якутском. Но первая серьёзная популярность в среде комиков пришла к нему уже в Москве, когда он начал выступать в «Stand-up club №1». Вот – ключевой отрывок, благодаря которому на Орлова обратили внимание.

Сергей рассказывает о бедности, алкоголизме матери и смерти отца. Для комика это всегда большой риск. Если зритель начнёт жалеть – это плохо. Если же сможет посмеяться вместе с автором – прекрасно. У Орлова получилось сделать этот кусок одновременно весёлым и глубоким, описывающим не только его жизнь, но и в целом суть российской провинции.

Это момент, когда Орлов нашёл свой голос в стендапе. Он – рупор провинциальной жизни. А все его истории сочетают искренность с самоиронией и терапевтическим эффектом. То есть, это гораздо мощнее стандартной комедии наблюдений, где комик рассказывает о том, что заметил в метро или такси.


Вторая ступень в популярности – выступление на «Вечернем Урганте». Одним из ключевых авторов шоу работает Гарик Оганисян – резидент того же «Stand-up club №1». Орлов рассказал, что Ургант сам увидел какой-то из его отрывков в интернете и попросил Гарика позвать Сергея на шоу.

К тому моменту в «Вечернем Урганте» уже не было таких проблем со стендапом, как на начальном этапе – об рассказывал ещё Долгополов у Дудя. Но многие комики по какой-то причине у Урганта выглядели не так хорошо, как могли бы. Орлов тоже выступил слегка нервно, но всё равно отлично. С тех пор его начали узнавать.

Орлов – главный исследователь провинции в русской комедии

Что и говорить, если человек назвал свой спэшл «Генетическая Провинция». По сути, это набор лучших шуток и историй на схожие темы, но у него всё равно есть некая структурная стройность. И это при том, что у многих русских комиков спэшлы – это просто большие концерты, записанные на видео.


Но даже если считать, что «Провинция» работает так же, но с общей темой – невозможно не заметить магию Сергея. Он поднимает темы, с которыми легко отождествляться, но смотрит чуть глубже самой шутки. Лучше всего это видно по финальному куску с посылом о том, что у русских людей бедность прописана на генетическом уровне.

И вот это – самое главное. Шутки Орлова вполне зайдут как широкой аудитории, которая смотрит «ТНТ», так и более искушённым зрителям. Его юмор не делит аудиторию на «щербаковцев» и «долгополовцев».

А это чуть ли не самая важная проблема стендап-среды. Зрители «Что было дальше?» не готовы к сложносочинённым партам того же Долгополова или абсурду Женька Сидорова, а ядерная аудитория «Стендап клуба» не выносит простецкий юморок Labelcom. Орлов же идеально подкован, чтобы работать на две аудитории, не меняя и не подстраивая материал.

Сергей невероятно продуктивен

Очень важное качество для хорошего комика. В России полно талантливых ребят, которые годами работают на один единственный спэшл. У той же «Генетической Провинции» полно вполне нормальных кусков с невошедшим материалом. Это при том, что основная версия и так очень плотненькая.

К тому же Орлов отлично импровизирует, что тоже полезное качество. Посмотрите выпуски «Чужих шпаргалок» Кирилла Сиэтлова с ним. Это шоу, где комик должен сориентироваться в абсурдной теме так, как будто у него есть по ней проверенный материал.

Или ещё пример. У «Стендап-клуба» есть формат «Шоу историй». Название говорит само за себя – выходит комик и рассказывает какую-нибудь длинную историю, которая обычно ведёт к грандиозному панчлайну в конце. Идея шикарная – на открытых микрофонах такое не покатит, а в концерте может не вписаться в концепцию.

Сравните истории от Сергея Орлова с выступлениями других комиков. Плотность шуток у него гораздо выше, чем у большинства, хотя сама история может не быть настолько убийственной. Это просто талант рассказчика и умение вставлять микрошуточки в нужные места. А жизнь в вечном алкотрипе под Якутском как будто готовила его к стендаперской карьере, обеспечив запасом материала на годы вперёд.

Пример Орлова показывает, чем крут «Stand-up club №1»

Долгое время «Стендап клуб» был андеграундной альтернативой юмору из телевизора. Часть команды всё равно светилась на ТВ, но в клубе они имели больше свободы. И всё равно у их комедии была репутация контента «не для всех», в котором готовы копаться только стендап-гики.

Успех «Порараз Бирацца», Саши Долгополова, Идрака Мирзализаде и других вывел «Стендап клуб» на новый уровень, но по хайповости они всё ещё находились в тени ТНТ, Labelcom и больших продюсерских денег.

И если Сергей Орлов выстрелит так, как он может и должен, то это покажет куче комиков, что можно стать популярным и не подстраиваясь под вкусы телевизионных редакторов. Да, Сергей много раз говорил, что никогда не испытывал хейта к ТВ и вполне мог оказаться там, но ситуация подталкивает именно в этом направлении.

И это прекрасно. Возможно, Орлов сейчас – главный актив «Стендап клуба». Особенно во времена, когда непонятно, будет ли продолжение «Порараз» с новым составом, или нет. Да и просто было бы очень красиво, если бы независимый комик вдруг стал флагманом жанра.

Саша Долгополов подобрался к этому статусу очень близко, но его стиль и позиции отталкивают многих зрителей. Александр, конечно, делает это осознанно, но факт остаётся фактом – он вряд ли выйдет на уровень популярности Щербакова. Судьба Саши – быть известным, но всё ещё нишевым.

Орлов – народный комик. Щербаков – нет

Раз уж мы вспомнили Алексея, хотелось бы внятно донести разницу между его юмором и юмором Орлова. Возьмём тот самый популярный отрывок про домашние задания.

Он популярен потому, что обычные люди с детьми могли бы выразить те же мысли, что и Щербаков. Это обыкновенная комедия наблюдений. Не важно даже то, что примерно такой же отрывок был у Джима Джеффриса. Нас интересует только стиль.

У Щербакова это просто наблюдения, которые он доносит с комичным возмущением. Когда же Орлов рассуждает на простые темы, у него есть настоящие шутки. С панчлайнами, разрушающими ожидания, и какой-то структурой. Плюс он сильнее и по харизме, и по выбранной интонации. Нет ни одной причины, по которой Алексей Щербаков должен быть популярнее.

Кажется, Дудь поспешил, сделав из Лёхи народного героя от комедии. Но если всё пойдёт хорошо, и Орлов не сбавит темп, то через годик в этой роли напротив Юры будет сидеть именно он. Пример Вани Усовича говорит о том, что это возможно.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал – точно не пропустите крутые новости и тексты

У нас есть топовый канал со скидками. Смартфоны, ноутбуки и аксессуары – на всём можно сэкономить

«Палач» во «ВКонтакте» – все посты, комменты и даже лайки

Главное по теме «Юмор»
Виталий Халюков
19 Окт '20
2 560 
Михаил Шац постоянно участвует в шоу с молодыми комиками. Как он там смотрится – стыдно или органично?
Старая гвардия в деле.
Виталий Халюков
19 Окт '20
2 885 
Комик Денис Чужой нашёл уморительный твиттер, где издеваются над едой. Это и правда смешно
Контент напоминает один известный ютуб-канал.
Виталий Халюков
15 Окт '20
3 300 
Проект Outside Stand Up может перевернуть русский юмор, а может его разрушить. В чём его крутость и риски?
Идея крутая, но есть много нюансов.
Редакция «Палача»
06 Сен '20
2 866 
Антона Лапенко обвиняли в аполитичности. В новом выпуске он сравнил Путина с Путаной
Актер ходит по крайне тонкому льду!
Виталий Халюков
01 Сен '20
4 469 
Долгополов, Соболев и Чужой. Какие стендап-концерты стоит смотреть, а какие нет?
Гайд по современному русскому стендапу.
Тимофей Яценко
01 Сен '20
8 736 
«Тупо пробили дно, у меня нет слов». За что зрители разнесли новый выпуск «Comment Out»?
Насмехаться над Светланой Тихановской никто не захотел.
Комментарии