Вспоминаем гениальное чтиво начала нулевых.

Дети, родившиеся в девяностые, собирали самые разные сокровища. Составлялись роскошнейшие коллекции из фишек, наклеек, картриджей, дисков и, конечно, игровых журналов. «Навигатор игрового мира», «Игромания», «Страна Игр», «Mega Game», «PC Gamer» и другие тайтлы формировали сознание целого поколения.

В те времена молодые геймеры зачитывали их до дыр, восхищались анонсами и сверяли собственные впечатления от новинок с рецензиями профессионалов. До повсеместного распространения интернета игровые СМИ были в самом расцвете. Сегодня мы поговорим о них, ориентируясь на мои воспоминания и скриншоты из канала «Винтажный игрожур».


Чем были хороши игровые журналы?

Единственный источник информации. На телевидении того времени об играх говорили крайне редко и неохотно. Практически все передачи имели унизительно короткий хронометраж, так что надеяться на них не приходилось.

Исключением была разве что легендарная «Dendy: Новая реальность» с Сергеем Супоневым, но она выходила аж в середине девяностых и работала только на интересы консольщиков.

Для PC-геймеров поколения нулевых такой роскоши не нашлось. Даже «Игры на вынос» с Ильей Мэддисоном появились уже тогда, когда не были нужны никому – всё нужное уже можно было найти в интернете.


Анонсы. Учитывая, что других источников не было, игровые журналы выполняли важнейшую функцию – они советовали нам, на что просить деньги у родителей. Совершить ошибку вслепую было очень легко.

У каждого юного геймера валялось несколько дисков с отборным трэшем, в который невозможно или неинтересно играть. Такие диски старались загнать менее разборчивым знакомым в обмен на что-нибудь посерьёзнее.

Подсказки. И это был не только consumer advice. Анонсы и рецензии – это прекрасно, но как вы в десять лет поймёте, что делать с каким-нибудь непроходимым уровнем. Снова игровые журналы. В них всё нужное расписывалось настолько подробно, насколько это получалось у автора. Получалось не всегда, но для десятилеток – самое то.


Думаю, второй Fallout многим детям, как и мне, хотелось бросить уже после первой локации. Но рецензии в журналах подсказали, что нужно делать. А еще дали понять, что обязательно стоит пытаться пройти дальше. Они были правы.

То же касалось не только самих игр, но и железа. Вот откуда ребёнок мог бы узнать, что вышла первая видеокарта без 3D-акселератора? Думаю, многие родители предпочли бы, чтобы журналы скрывали такую информацию. Зато игроСМИ могли взрастить не только геймеров-дармоедов, но и технарей-энтузиастов.

Коммьюнити. Во времена, когда интернет был медленным и по картам, было крайне сложно поддерживать контакт с другими геймерами. Вам могло не повезти так, что единственный ваш друг с компьютером предпочитал гоночки, но совершенно не принимал стратегии. Игровые журналы решали и эту проблему.

Например, крайне популярных жанр «Письма в редакцию», где можно было не только получить ответ на вопрос, но и найти друзей по интересам, с которыми позже можно было начать играть по локальной сети. Настоящий кайф.

Статус. Хорошая подшивка журналов превращает вас из школьника Васи в хранителя великой мудрости. Журналами обменивались, давали почитать на время и следили, чтобы ваш друг не испортил страницы драгоценных фолиантов. Те же, кто не хотел делиться, заучивали инфу наизусть, превращаясь в живую энциклопедию. Что также прибавляло веса в среде сверстников.

Ещё в некоторых журналах печатались игровые постеры, которыми можно было увесить стену в своей комнате. Здесь геймеров точно поймут футбольные фанаты – в мире спортивной периодики это тоже ценилось.

Бонусы. Некоторые издания прикалывали к номерам диски, где среди пары ненужных программ можно было найти демо-версии свежих или даже невышедших игр. Мелочь, но приятно. Правда, номера с дисками стоили гораздо дороже, но чего только не сделаешь ради коллекции.

Стиль. Главный кайф игровой прессы был в том, что она пыталась общаться с аудиторией на её языке. Некоторые авторы того времени были настоящими звёздами – например, Антон Логвинов из «Игромании» вряд ли бы дорос до такой популярности на ютубе, если бы не построил печатный фундамент. Его рубрика «Видеомания» в своё время могла стать причиной купить именно этот, а не какой-нибудь другой журнал.

Там же встречались статьи под псевдонимом Ричард Псмит, за которым скрывался Андрей Ленский – участник шоу «Что? Где? Когда?» и «Своей игры». Именно он создал журнал «Лучшие компьютерные игры», где было максимальное количество статей и прохождений, и почти не было лишней душнины типа обзоров технических конференций.

Господи, многие уже и забыли, что в «Навигаторе игрового мира» рекламировал свои труды сам Дмитрий «Гоблин» Пучков. Тогда ещё без имени и фамилии. Писал он мегаужасно, но руководство к Quake на дороге не валяется.

За что ненавидели игровые журналы?

Неточность. Хорошие авторы были звёздами как раз потому, что выделялись на фоне чудовищных. И речь тут даже не о стиле, а о безумном количестве фактических ошибок и странных мнений.

Age of Empires должен был стать конкурентом Civilization? Эээ, ну ладно. Но это ещё безобидная мелочь. В журналах встречались неправильные названия, ведущие в тупик гайды и даже домыслы о том, чего в игре нет.

Например, вот этот автор явно не подозревал, что Construction Set – вообще не просто редактор, а «создавать свои миры» – это не просто натяжка, а практически открытая ложь. Обижаться на парня не стоит, ведь редактор он явно видел только одним глазом на презентации от «Бечесды». И таких моментов полно.

Продажность. О, вот этот пункт заслуживает отдельного текста. В начале нулевых западные разработчики работали с прессой ещё не так плотно, но этот пробел восполняли русские компании. Каждый второй журнал считал своим долгом написать полную восторга рецензию на какой-нибудь лютейший отстой, недостойный даже помойки.

Так русский космический шутер The Kreed был «убийцей Doom», хотя в него едва ли можно было играть без слёз. А вот скрин из анонса «убийцы Counter Strike», который (вот сюрприз) так никогда и не вышел.

Похожих примеров полно. Игровые журналы втирались в доверие к читателю, а потом подлейшим образом заставляли его делать самую стыдную покупку в жизни.

И да, современные ютуберы тоже этим грешат, но теперь у нас есть много источников, где можно проверить информацию или хотя бы получить альтернативную точку зрения. Тогда же люди обжигались, чтобы научиться с подозрением относиться к любой русской игре.

А это тоже не совсем честно – возможно, часть обманутых геймеров так и не рискнула купить, например, шедевральных «Космических рейнджеров».

И если анонс в духе «Мы считаем, что игра «Велиан» получится отличной» ещё можно было понять, то хвалебную рецензию на уже вышедший кал было невозможно.

Проблема в том, что в начале нулевых читатели находились в безнадёжной ситуации. Вам всё ещё нужен был журнал, чтобы читать о новинках индустрии, но всегда существовала вероятность обмана. Единственный выход – сменить издание, а через пять-шесть выпусков повестись на очередную помойку уже там.

Отвратительный юмор. Я уже отнёс к плюсам желание быть на одной волне с аудиторией, но иногда (очень часто) у авторов игровой периодики сносило крышу на почве юмора.

Начнём с малого – 95% всех заголовков были каламбурами категории Ж. Но эта болезнь была и у спортивной прессы, и до сих пор остаётся у какой-нибудь «Комсомольской правды». Терпимо.

Вот подписи к картинкам, которые придумывали всей редакцией, уже были грехом похуже. В большинстве случаев вы даже не понимали, в чём юмор и зачем он здесь нужен. Но творческий порыв авторов было не остановить.

И, наконец, анекдоты. Часть журналов держала у себя адскую юмористическую рубрику на страницу, а то и на целый разворот. Шутки варьировались от предсказуемо несмешных (анекдоты про тупых юзеров) до совершенно дьявольских.

Так, например, я видел буквально сотни анекдотов с вордплеем на тему названия DOOM. «Надо поDOOMать» и всё в таком духе. Это слишком плохо в любом году.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал – точно не пропустите крутые новости и тексты

У нас есть топовый канал со скидками. Смартфоны, ноутбуки и аксессуары – на всём можно сэкономить

«Палач» во «ВКонтакте» – все посты, комменты и даже лайки

Главное по теме «любовь»
Андрей Ставицкий
27 Май '20
18 788 
Что такое краш? Объясняем самый странный термин нового поколения
«Этот — краш, это — нет».
Виталий Халюков
13 Май '20
13 859 
Гениальные 90-е и конвейер самоповторов. За что любят и ненавидят Виктора Пелевина?
Плюсы и минусы самого спорного русского писателя.
Андрей Ставицкий
06 Авг '19
28 084 
Парень из твиттера рассказал про свой ужасный любовный треугольник. Чему учит эта история
Не будьте таким, как наш герой.
Андрей Ставицкий
08 Июн '19
7 585 
Футболист Зинченко поцеловал журналистку в прямом эфире. Кто такая Влада «Седан» Щеглова?
Двукратный чемпион Англии и лучший украинский футболист может себе позволить.
Андрей Ставицкий
03 Июн '19
20 875 
«Я админ паблика „Курицы“». Как во «ВКонтакте» вымогают деньги, угрожая позором
Что делать, если вам в личку написал петух?
Павел Городницкий
03 Мар '19
2 893 
За что любили Влада Листьева? [вопрос для всех]
Вопрос, на который у гугла странный ответ.
Комментарии