Иди своей дорогой, сталкер!

23 июля компания GSC Game World показала официальный трейлер S.T.A.L.K.E.R. 2, вызвав бурю восторга у русскоязычной публики. Ничего удивительного – игру ждали более десяти лет. А первые части давно стали объектом народного поклонения.

В интеллигентной среде серию «Сталкер» принято не любить, но я давно заметил, что даже те геймеры, для которых игра была детским увлечением, вспоминают её с тёплой ностальгией и даже любовью. А ведь речь о насквозь кривом продукте, из которого на релизе вырезали большую часть контента. Так за что его любить?


Говоря объективно, у «Сталкера» есть свой шарм. И любят его как раз потому, что он такой, какой есть, а не вопреки всем неточностям. Сейчас мы поговорим о том, почему украинская игра стала народным феноменом по всему СНГ.

Сеттинг

Существует популярное мнение, что русскоязычный разработчик – бездарь и лентяй, чей единственный скилл – до конца штопать мобильные поделки в жанре «Три в ряд». Это совершенно не так. Украинцы, помимо «Сталкера», сделали великих «Казаков», белорусы – гениальную This Is The Police, а в России есть исполинские «Космические рейнджеры» и целая студия гениев под названием Ice-Pick Lodge.

Но игр с сеттингом, близким любому постсоветскому человеку, не так уж много. Никто ведь всерьёз не кайфовал от «Бумера 2» или мода на первую «Мафию», стилизующую игру под фильм Балабанова «Жмурки» (было и такое).


В этом смысле «Сталкер» бьёт в десятку. Чернобыль и без того был окутан городскими легендами, а тут ещё и лёгкий оммаж на произведение Стругацких. Плюс индустриальный пейзаж, напоминающий о заржавевшем советском величии со шныряющими повсюду вооружёнными бомжами.

Даже серия «Метро 2033» не даёт ничего подобного – там всё слишком фантастично и условно. А людям нравится осмыслять то, что они знают и видят. «Сталкер» всего лишь доводит до гротеска унылый пейзаж каждого провинциального постсоветского города. Вот так смотришь в окно и думаешь – «Почти то же самое. Хорошо только, что бомжи без оружия».

Именно эта магия и заставляла игроков терпеть даже самые унылые и  сломанные моменты. Скажем так, если бы GSC выпустили такую же смесь РПГ и шутера в абсолютно выдуманном сеттинге, его бы выключили спустя полчаса.


Постсоветская чернуха

В новостной программе Сергея Минаева есть рубрика «Русь хтоническая». «Сталкер» не совсем об этом, но около того. Сальная культура анекдотов, костров, физического и морального уродства, бандитизм и жадность – вот составляющие персонажной и сюжетной части «Сталкера».

На эту атмосферу работает всё – от торговца Сидоровича до последнего припять-кабана. Разработчики хотели показать мир, в котором всё плохо и безнадёжно. Получилось явно не везде, но однозначно зашло в народ. Некоторые приняли мир «Сталкера» до того близко к сердцу, что покупали чудовищные графоманские книжонки по этой вселенной. Но об этом лучше даже не вспоминать.

Я не хочу сказать, что каждый из нас подсознательно мечтает запивать консервы водкой «Казаки», сидя в радиоактивной помойке. Но какой-то общий нерв русскоязычной публики в GSC Game World определённо нащупали, пусть даже очень криво и утрированно. Из-за этого нерва «Сталкер» стал для многих формой постыдного удовольствия, когда вам одновременно и нравится, и стыдно.

Мемы

Ещё одна причина народной любви к «Сталкеру» – его бесконечная меметичность. Возьмём хотя бы первую фразу, которую слышит игрок в «Тени Чернобыля»: «Короче, Меченый, я тебя спас и в благородство играть не буду: выполнишь для меня пару заданий – и мы в расчете».

Это так клишировано, кондово и по-мужицки глупо, что даже прекрасно. Вы сразу понимаете, в какой именно мир погружаетесь. И я уже молчу о том, что каждая цитата бандосов – платиновый мем.

«Пацаны, я маслину поймал!», «Срисовали нас!», «Кандёхаем веселей!» – так не говорили даже в самых стрёмных фильмах про братву. В «Сталкере» все NPC – утрированные архетипы из гаражных анекдотов. И фраза «Внимание: а-нек-дот!» только всё подтверждает.

Надо понимать, что «Сталкер» вышел как раз в эпоху, когда в рунете ещё был популярен казарменный юмор – «Тупичок Гоблина» и всё такое. Но со временем всё наследие той эпохи стало восприниматься, как иронический мэшап.

Самое удивительное, что «Сталкер» продолжает рожать мемы даже после утраты актуальности. Так Илья Мэддисон несколько лет назад, проходя серию на стриме, случайно канонизировал бравого пулемётчика Вову Виста. Как раз такие моменты и делают «Сталкер» не просто плохонькой игрой своего времени, а великим феноменом.

Игры серии «Сталкер» сломаны. Но это не так плохо

Как известно, изначально в серии планировалось реализовать гораздо более масштабный выживач в жестоких условиях Зоны Отчуждения. На деле же получилось слишком аркадно и просто – укрыться от выброса не проблема, ловушки и аномалии действуют по примитивным паттернам, а геймплей слишком нудный и одинаковый.

И тут на помощь пришли баги и прочие недостатки. «Сталкер» мешает в себя играть, создавая дополнительный челлендж для игрока. Над вами всегда висит риск вылета, NPC начинают залипать в углы даже в пропатченных версиях, а главный герой так и норовит намертво прилипнуть к текстурам.

При этом игры серии «Сталкер» в своё время буквально насиловали видеокарты – в основном, из-за системы динамического освещения. А физические уродства – только часть проблемы.

Для игры, в которой вы постоянно жмёте на курок, в «Сталкере» просто отвратительная стрельба. А все квесты сводятся к категории «принеси/подай». Игра сломана почти по всем параметрам.

Но, как ни странно, в этой инвалидности скрыта часть того самого шарма игры. Во-первых, благодаря проблем, игра кажется более сложной, чем она есть на самом деле. Во-вторых, воспоминания о борьбе с багами в «Чистом небе» тоже могут восприниматься, как нечто приятное. К тому же врождённые недостатки превратили серию в клондайк для создателей модов.

Секрет легендарного статуса серии «Сталкер» в симбиозе привлекательного чернушного сеттинга и невероятном количестве дефектов, через которые он заставлял проходить. И то, что такое нудное превозмогалово сохранило народную любовь – безумный кейс. Такого никогда не было и никогда больше не будет.

Канал с лучшими скидками – здесь. Акции, промокоды, распродажи. Xiаomi, iPhоne, Gаlaxy – новые скидки каждый день.
Скорее подписывайтесь!

В 2006 году разработчики из GSC Game World были чуть ли не первопроходцами. Нет ничего стыдного в том, что они не смогли оправдать изначальный замах. S.T.A.L.K.E.R. 2, конечно же, будет совершенно другой игрой. Но часть преданной аудитории, которую он заработает уже на релизе, привлекает именно дефективное величие первых игр.


Канал с лучшими скидками – здесь. Акции, промокоды, распродажи. Xiаomi, iPhоne, Gаlaxy – новые скидки каждый день.
Скорее подписывайтесь!

Подписывайтесь на наш Telegram-канал – точно не пропустите крутые новости и тексты

У нас есть топовый канал со скидками. Смартфоны, ноутбуки и аксессуары – на всём можно сэкономить

«Палач» во «ВКонтакте» – все посты, комменты и даже лайки

Главное по теме «игры»
Андрей Ставицкий
22 Сен '20
2 503 
«PS5 – позорище полное». Илья Мэддисон отрецензировал новые поколения игровых консолей
Дед снова недоволен.
Иван Ковальчук
20 Сен '20
1 778 
Скрытый уровень и гигантские фасолины. 5 странных фактов о Fall Guys – детской игре, покорившей Twitch
В это играют все.
Андрей Ставицкий
17 Сен '20
1 563 
Русская цена Sony PlayStation 5 – ухх! Игры тоже будут дороже, чем раньше
Есть плохая и хорошая новости.
Виталий Халюков
13 Сен '20
2 378 
Игровые журналы – великие СМИ нашего детства. За что их любили и ненавидели?
Вспоминаем гениальное чтиво начала нулевых.
Андрей Ставицкий
07 Сен '20
3 501 
Xbox 360 в России сломался. Причем проблемы только в нашей стране
Какая русофобская консоль!
Редакция «Палача»
07 Сен '20
2 604 
5 настольных игр на замену скучной Мафии. Они гораздо бодрее и увлекательнее
Вадим Комаров – об играх, которые подойдут даже новичкам.
Комментарии