Вспоминаем времена, когда этот рынок был куда беднее.

Современный сегмент ютуб-интервью настолько широк, что смотреть всё нет ни сил, ни желания. Его неоспоримый король – Юрий Дудь, а все остальные либо довольствуются объедками, либо окучивают отдельные ниши. Но какие видеоинтервью и мы смотрели до эпохи «вДудя»? Мы напрягли память и собрали всё важное. В списке не только классика жанра, но и странные разговорные форматы.

Познер

Как и все мальчики, планирующие стать большими журналистами, Юра Дудь с упоением смотрел монументальные интервью в исполнении Владимира Познера. Даже легендарный вопрос про Путина – относительно смешная переделка любого вопроса Познера из опросника Пруста: «Оказавшись перед богом, что бы вы ему сказали?»


Интервью Познера редко были драйвовыми, но великих гостей и диалогов в его активе безумное количество. Горбачёв, Хиллари Клинтон, Джулиан Ассанж, Стив Возняк, великий журналист Фил Донахью, философ и политолог Ноам Хомский. Все серьёзные люди идут к Познеру.

О многих гостях такого уровня Дудь может только мечтать – причём несбыточно. Зато Юре удалось поговорить с самим Познером в непривычном формате без монтажа.

Для нового поколения интервью Познера, наверное, слишком тяжеловесные, но пересматривать и изучать их будут ещё очень долго.


В гостях у Гордона

Украинский журналист Дмитрий Гордон – один из самых странных медиафеноменов. Бесконечно нелепый, со странными формулировками и непередаваемо смешными реакциями, он всё равно ухитрялся гениально раскрывать самых сложных гостей. Он актуален даже сейчас – чего только стоит разлетевшееся на мемы вью с Лукашенко накануне белорусских выборов.

Гордон может всё. Как записать серьёзный диалог о грузинском экономическом чуде с Кахой Бендукидзе, так и выдать форменный (но великий) трэш с Отариком Кушанашвили или Алексеем Паниным.

Крутость Гордона в том, что он может одновременно выдавать суперкачество и оставаться человеком-мемом. Самое классное в Гордоне то, что он заработал безумные деньги давно, а интервью занимается из любви к профессии. Во всех отношениях блестящий пример, который, правда, невозможно повторить.


Ночной Гордон и Гордон Кихот

Другой Гордон, который Александр, с 2001 по 2004 год вёл культовейшее разговорное шоу «Гордон», также известное, как «Ночной эфир». Если вам кажется, что «ещёнепознер» слишком сложный, то попробуйте осилить хотя бы один выпуск этого шоу. А ведь оно подавалось как «научно-развлекательное».

Просто зацените названия выпусков: «Ностратическая лингвистика», «Квантовые компьютеры и модели сознания» и даже «День дельфина». То был контент для суперзамороченных интеллектуалов, который сейчас пересматривают только самые отбитые маргиналы.

Но сам факт того, что такая передача пережила более двух сотен выпусков, поражает. Разговор всегда стартовал как будто с середины, а в тёмной студии сидели эксперты, которых простой зритель совершенно не обязан знать. Эти граждане могли превратить в сложносочинённый дискурс даже такие народные темы, как футбол. Реальное безумие.

Гениальность этого Гордона заключается в безграничном цинизме и снобском подходе абсолютно ко всему. Он растил самых мерзких интеллектуалов в своём роде и был велик ровно поэтому.

А уже в поздних нулевых Александр Гарриевич вёл другое спорное шоу, и тоже в формате «почти интервью». Речь о «Гордон Кихоте», где ведущий в смешанном формате ток-шоу и диалога намеренно и нагло противостоял гостю. Безусловно, формат далёк от классического интервью, но содержит много его важных элементов. И вот такой формат уже мог бы зайти даже на современном ютубе.

Конфликт и острые вопросы заходили даже несмотря на то, что в большинстве выпусков студия сильно пахла постановой. «Хейт Ток» на ТНТ – не что иное, как бессовестно слабый камбэк «Гордон Кихота». Но Александр Гордон всё равно остаётся крутейшим теневым экспериментатором.

Минаев Live

На «Палаче» когда-то выходил прекрасный текст о том, что Дудю нужно срочно звать к себе Минаева. С тех пор ситуация не поменялась. Сергей Сергеевич всё так же актуален как гость. А всё потому, что «Минаев Live» – до сих пор лучшее интервью-шоу в истории рунета. Там в прямом эфире творились вещи, которые у Юры не всегда получаются с редактурой и монтажом.

Во-первых, делать смотрибельное интервью в лайв-формате с постоянной импровизацией – дико сложно. Во-вторых, в «Минаев Live» всегда был миллион вариантов развития событий – звонки в студию, звонки из студии, реакция на комментарии, гениальный троллинг и странные гости.

Жанр «интервью с негодяем» также раскрыт. Чего только стоит выпуск с Максимом Марцинкевичем в разгар движения «Оккупай педофиляй».

После «Минаев Live» были великие эфиры на Kontr TV в паре с Антоном Красовским и, к сожалению, не зашедший камбэк шоу «Анчоусы и Маргаритки». Минаев – отличный журналист, прекрасно работающий в предложенных обстоятельствах.

Такого собеседника довольно сложно побороть, что не так давно показала Ирина Шихман в «А поговорить?». Этого дядю не шкварит даже связь с Кремлём. Обязательно посмотрите что-нибудь из «Минаев Live», если не видели – это большое искусство.

Ранний «Дождь»

Современные интервью на телеканале «Дождь» стреляют не так громко и точно, как ранние. С этим бессмысленно спорить. Это предсказуемый политизированный контент, идущий по примерно одним и тем же рельсам. И всё же в архиве «Дождя» лежит несколько гениальных выпусков.

Мой любимый из них – позор Сергея Фурсенко, которого в студии размотали хищные журналисты. Бессмертный пример как для любой PR-школы, так и для журналистики.

Похожий пример – допрос Юрия Лужкова после его отставки. В 2011 году это было очень резонансное видео. Конечно, не так красиво, как с Фурсенко, но тоже вполне ничего. Главное преимущество «Дождя» тех лет – нарочито острые вопросы, которые никто не задаст на центральном телевидении. Сегодня такого контента больше, так что впечатление слегка смазывается. Но девять лет назад это был разрыв.

Кстати, Тихон Дзядко – один из самых сильных представителей школы «Дождя» по части интервью, потом вёл вполне достойное шоу «На троих» на RTVi в паре с Алексеем Пивоваровым. Нормальное продолжение традиций.

Школа Злословия

Окей, это плохое шоу. С него уходил Леонид Парфёнов, на него жаловался Владимир Сорокин, да и вообще всегда оставалось много недовольных. Но «Школа злословия» всё равно важна с исторической точки зрения. Во-первых, её вели женщины – Татьяна Толстая и Авдотья Смирнова. А это само по себе прецедент.

Второй момент – подача. «Школа злословия» была настоящим испытанием для гостей, подвергавшимся постоянным провокациям и давлению. Для 2002 года, когда программу запускали,  это вообще был нонсенс.

И то, что интервью в «Школе злословия» были плохими – тоже стиль. Можно даже сказать, что это первый случай антиинтервью в российской истории. Толстая и Смирнова – идеальный плохой пример того, как не нужно беседовать с гостем. Но всё изначально задумывалось как провокаторский трэш.

Наверное, «Школу злословия» можно считать не столько предтечей странных ютуб-интервью, сколько предшественником «Что было дальше?» И это был один из смелейших экспериментов с желтухой и мерзостью, продержавшийся в эфире аж двенадцать лет.

Открытая Библиотека

А вот, кстати, прямой исток программы «ещёнепознер». «Открытую библиотека» была пространством, организованным Николаем Солодниковым для интеллигентских диалогов двух гостей – почти то же, что он делает на собственном ютуб-канале. Конечно, это не вполне интервью, но ещё это не вполне дебаты и не вполне Q&A.

Идея в том, чтобы гости, ведя беседу, как бы интервьюировали друг друга, обсуждая заданную тему. Ведущий-модератор в виде Солодникова или Катерины Гордеевой был нужен для того, чтобы задавать вопросы и направлять разговор.

У диалогов в «Открытой библиотеке» всегда было два основных направления – политика и культура. С первым всё понятно, а вот культурные выпуски – одни из лучших в истории разговорных жанров в российском медиаполе.

Юра Дудь, кстати, тоже однажды был его гостем и спровоцировал совершенно гениальный диалог:

Дудь: Я, конечно, абсолютно точно самый глупый человек, кто сидел на этих диалогах…

Солодников: Юр, на этом стуле сидел Владимир Мединский.

Проект, кстати, жив до сих пор, несмотря на то, что из Библиотеки им. Маяковского диалоги выгоняли в другие локации. Главная прелесть тут в том, что всё напрямую зависит от спикеров. Солодников и Гордеева просто создавали условия и старались не нарушать гармонию. И смотрится всё именно как тематическое интервью. И чем это не аналог «ещёнепознера»?


Канал с лучшими скидками – здесь. Акции, промокоды, распродажи. Xiаomi, iPhоne, Gаlaxy – новые скидки каждый день.
Скорее подписывайтесь!

Подписывайтесь на наш Telegram-канал – точно не пропустите крутые новости и тексты

У нас есть топовый канал со скидками. Смартфоны, ноутбуки и аксессуары – на всём можно сэкономить

«Палач» во «ВКонтакте» – все посты, комменты и даже лайки

Главное по теме «Интервью»
Виталий Халюков
29 Сен '20
28 329 
«Не может связать двух слов». Нелепое интервью Романа Ротенберга стало спортивным мемом недели в соцсетях
Живая методичка по ораторскому искусству!
Андрей Ставицкий
21 Сен '20
13 345 
«Слава богу, что так». Босс Booking Machine рассказал о расставании агентства с Оксимироном
Оксимирон тянул BM вниз, а BM — Оксимирона.
Виталий Халюков
12 Сен '20
20 091 
Дмитрий Глуховский у Дудя – тот случай, когда не стыдно потратить два часа. Гость оказался намного круче своих книг
Один из самых разносторонних спикеров.
Виталий Халюков
10 Сен '20
7 011 
Муж Ксении Собчак жёстко отозвался о Дуде в интервью. Юре нужны гости-хейтеры, но искать их лучше в другом месте
Жаль, но Константина Богомолова вряд ли позовут во «вДудя».
Виталий Халюков
09 Сен '20
3 889 
Ксения Собчак перепутала свою гостью Юлию Снигирь с другой актрисой. А вы бы смогли отличить?
Привет внимательной редактуре!
Виталий Халюков
08 Сен '20
29 439 
«Шнуров – предатель и конъюнктурщик». Что Алиса Вокс рассказала на интервью у Виталия Милонова
Главные тезисы очень трэшового видео.
Комментарии