Людям с хорошим вкусом смотреть на свой страх и риск.

Титульный спонсор на майках футболистов никогда не был только источником прибыли. Каждый ребёнок из нулевых знает, насколько культовыми были Vodafone у «Манчестер Юнайтед», Samsung у «Челси», Siemens у «Реала» и «O2» у «Арсенала». Болельщики «Ливерпуля» покупали Carlsberg не из-за вкуса, а из клубного патриотизма. Великие времена.

В 2020 году всё гораздо грустнее. Культовых маек стало меньше, спонсоры меняются чаще, а дизайнеры выдают один скучный пресет на всех заказчиков. Но то, что вытворил московский ЦСКА, достойно отдельного разбора. Смотрите.


Десять спонсоров сразу, как будто игроки ЦСКА превратились в тачки NASCAR. ВЭБ, Россети, Wildberries, Hyundai, «Фонбет», Joma, Икс-холдинг, «Аэрофлот», ПСБ и «Тинькофф». Мне пришлось проверять, не забыл ли я кого-то.

Самое забавное, что клуб сначала выдал презентацию дизайнов (без спонсоров), а потом уже посыпались новости о подписанных контрактах. Жутчайшее уродство, но у него есть объяснение. Разберёмся, что именно произошло.

Клубу нужны деньги

Футбольный мем «Гинер всё купил!» не актуален уже лет десять как. ЦСКА давно живёт по бюджету, а слухи о том, что клуба нет денег становятся только громче. В апреле Евгений Леннорович закрыл сделку с ВЭБ, который стал владельцем 77% акций клуба. С частным спонсорством покончено. Но это не значит, что ЦСКА вдруг превратился в «Зенит» с бесконечным бюджетом.


И если, помимо государственных спонсоров, вроде ВЭБ и «Аэрофлота», находятся настоящие частные компании, дающие чемодан денег за принт за ткани – то  почему бы и нет? Логика именно такая. И она в том числе позволяет производить нормальные трансферы: например, платить 8,5 млн евро за южноамериканского нападающего Гайча.

Надписи на футболках помогают обмануть УЕФА

Ну не то, чтобы прям обмануть, но спонсорский логотип даёт госкорпорациям совершенно легальный повод вкладывать в клуб деньги. А так получается, что и бабло приходит, и с финансовым фэйр-плэй проблем у ЦСКА никаких.

Я бы сказал, что это красивый ход, не будь он таким уродливым. Но давайте смотреть правде в глаза – обычно функционерам и спонсорам глубоко плевать, как выглядит футболка. Болельщики погрустят, но результат для них однозначно важнее.


Такие решения подрывают доверие спонсоров

Мы же не просто так упомянули в начале все эти легендарные надписи на футболках серьёзных клубов. Они – пример сделки, выгодной всем. Шанс, что олдовый болельщик «Челси» при прочих равных выбирает Samsung, был далёк от минимального. Закажет ли фан ЦСКА что-нибудь на Wildberries? Может быть, но точно не из-за микроспического лого на футболке.

И Wildberries, и Hyundai отдали деньги практически ни за что. Одёжа настолько пёстрая, что многие и к концу сезона не будут точно помнить, какие компании спонсируют ЦСКА. Очевидно, частные компании в следующий раз трижды подумают, прежде чем вписываться в такой движ.

Получается, что мимолётная прибыль для ЦСКА важнее репутации и долгосрочных отношений со спонсорами. Условному «Фонбету» явно плевать – они возьмут своё другими интеграциями. Но вообще жутко некрасивая история.

Всё можно было сделать изящнее

Пожалуй, можно было бы размазать спонсорские лого по другим местам, не трогая форму. Причём как по физическим, так и по контенту. Например, завести на клубном ютубе несколько шоу, крепко завязанных на спонсорских контрактах. Заставить того же Гайча кататься на Hyundai перед камерой, ненавязчиво светить картами «Тинькофф» в инстаграме, сделать клубные спецпредложения на Wildberries и так далее. А есть ещё и всякий инвентарь!

Одно другому не мешает – это да, но, разгрузив футболку, ЦСКА бы сохранил репутацию и ценность для будущих спонсоров. А то такими темпами клубные цвета станут неразличимы под давлением цветастых плашечек. Очень плохой и недальновидный маркетинг.


Канал с лучшими скидками – здесь. Акции, промокоды, распродажи. Xiаomi, iPhоne, Gаlaxy – новые скидки каждый день.
Скорее подписывайтесь!

Подписывайтесь на наш Telegram-канал – точно не пропустите крутые новости и тексты

У нас есть топовый канал со скидками. Смартфоны, ноутбуки и аксессуары – на всём можно сэкономить

«Палач» во «ВКонтакте» – все посты, комменты и даже лайки

Главное по теме «Дизайн»
Комментарии