Собрали все проблемы лидера группы «Кино».

Виктор Цой – безусловно, один из культовейших советских музыкантов. Причём его культовость – вполне измеряемое понятие. Большинство людей, знающих о Цое, не слышало ни одной песни «Кино», кроме двух-трёх мегахитов, исполняемых на каждой лавочке в пьяных и заспанных районах.

Нетрудно догадаться, чем ленинградский кореец заслужил такую славу. Он и при жизни был востребован, а трагическая гибель создала Цою вечную ауру российского Кобейна. Но ненавистников Виктор оставил после себя не меньше, чем фанатов. И сегодня мы разберемся, за что же так не любят Цоя и группу «Кино».

После смерти Цой стал неприкасаемым

Традиции русской смерти работают всегда одинаково – те же люди, которые при жизни считали покойного эталоном дурновкусия, мгновенно начинают осознавать, переосмыслять и писать о том, какого великого человека мы все потеряли. Тот же Эдичка Лимонов, давно воспринимаемый в качестве сошедшего с ума старика, умер великим русским писателем. С Цоем вышло не вполне так, но близко.

Миф об Икарусе, подлетевшем слишком близко к звезде по имени Солнце, превратил музыканта чуть ли не в святого. «Стеной Цоя» становилась каждая стена, исписанная любимой представителями говнарского движения идиомой «Цой жив».

И ладно ещё те, кто реально в хлам заслушивал дискографию «Кино». Но большинство адептов редко заходило дальше «Кукушки». Естественно, такое лицемерие не может не раздражать. Но сказать ничего нельзя – оскорбляешь легенду.

Помните, как Юра Хованский воевал с фанатами Цоя? Я не уверен на сто процентов, но мне кажется, что им двигала как раз похожая мотивация. Спровоцировать лицемерную аудиторию, осквернив святыню – один из старейших приёмов в комедии.

Люди, ненавидящие Цоя в этом смысле, говорят не о нём, как о человеке, а о надоевшем культурном конструкте. Просто есть такое понятие «Виктор Цой», которое некие люди беспочвенно призывают уважать. Но это – только один аспект этой нелюбви.

Плагиат

Как и всякая позднесоветская/постсоветская рок-группа, «Кино» сильно вдохновлялась западными гигантами. Иногда настолько сильно, что сейчас это смотрится действительно стыдно. Но нужно отдать должное Цою и Каспаряну – они воровали в нескольких местах сразу.

Если «Агата Кристи» была чистой калькой на The Cure, а в «Арии» сложно не узнать очень плохую версию Iron Maiden, то «Кино» гораздо хитрее. У легенд пост-панка The Cure и The Smiths парни брали примерно поровну – в зависимости от настроения. Первые шли в ход, когда писался готический мрачняк, а вторые в периоды жизнеутверждающей иронии.

Иногда у «Кино» даже таинственным образом совпадали темы. «Когда твоя девушка больна» и Girlfriend In A Coma, конечно, не одна и та же песня, но это вряд ли совпадение. Тем более, когда «Это не любовь» вчистую копирует хит The Smiths под названием Reel Around The Fountain.

Что бы ни говорили фанаты Виктора Цоя, но плагиат в творчестве «Кино» – такой же медицинский факт, как и то, что воровать – нехорошо. И вся критика в этом направлении абсолютно оправдана.

Другое дело, что на тогдашней советской сцене адаптировали западную музыку практически все – это называется «Я тоже так хочу». Если бы братьям Самойловым не привезли пластинку Disintegration, то «Агата Кристи» так и играла бы ультрапомойный арт-рок про гномов-каннибалов. А коллективы, которых ни разу не ловили на копировании, скорее приятное исключение.

Почему же тогда столько претензий летит именно в сторону Цоя? Во-первых, из-за священного статуса из предыдущего пункта. Во-вторых, копировать можно по-разному. Адаптировать стиль под советские реалии – не стыдно. Копировать и музыку, и темы – ужасно стыдно.

Значимость «Кино» сильно переоценена

Вообще, влияние и наследие – очень сложный вопрос. Если взять голые цифры концертов, трибьютов и упоминаний, то Виктор Робертович Цой и «Кино» втопчут в грязь все позднесоветские рок-группы так быстро, что не успеют вспотеть. Даже Егор Летов не в состоянии конкурировать с Цоем по узнаваемости.

Но, говоря об этом, мы касаемся исключительно популярности. На деле же в кругу знатоков «Кино» ценили значительно меньше, чем других представителей ленинградского рок-клуба – причём даже таких топорных, как «Алиса» и ДДТ. А на фоне «Аквариума» «Кино» и вовсе выглядело, как несмешной анекдот.

Цой однозначно повлиял на гигантское количество малообразованных любителей рока, но его влияние на российскую музыкальную сцену ничтожно. Маленький плевок под ногами БГ и Летова. И это при в разы большей популярности.

«Кино» была стадионной рок-группой своего времени. Самым попсовым выбором в жанре. Человеку, испачкавшему стену надписью «Цой жив!» это, конечно, не объяснишь. Он либо дойдёт до этой мысли самостоятельно, либо так и останется с «Группой крови» в ушах. Кстати, об этом.

«Кукушка» и остальной кошмар

Чувствую, как ваши ладони начали превращаться в кулаки. Виктор Цой несёт ответственность за одни из самых чудовищных дворово-переходных хитов. Уличные музыканты, не осознающие собственного грехопадения, бесстыдно играют «Кукушку», «Группу крови», «Пачку сигарет» и «Звезду по имени Солнце». Если хотите увидеть подробную доску музыкального позора, то кликайте вот сюда.

Проблема этих песен в том, что они плохи даже по меркам группы «Кино». Но эй, бомж с расстроенной гитарой просто не в состоянии сыграть тревожную чернуху вроде «Транквилизатора».

Да, как правило, самые популярные песни группы – как раз самые отстойные. Radiohead и Creep, Nirvana и Smells Like Teen Spirit, Blur и Song 2. Винить в этом стоит не столько исполнителей, сколько ужасный вкус их фанатов. Но частенько шутки про «Икарус» рождает как раз лютая ненависть к условной «Кукушке».

К сожалению, каждая из этих песен переживёт последнего человека, дослушавшего дискографию «Кино» до конца. А Виктора Цоя будут вечно винить за  то, что он завещал нам пить гадкий рассол от огурцов, посаженных на сами знаете каком поле.

И это вполне справедливо. Так выглядит расплата за популярность и доступность, породившие орды ПТУшников с гитарами. Всё это, от вторичности до статуса «священной коровы», и составляет образ Цоя, каким он останется в истории. Полулегендарная личность, канонизированная неприятными людьми.

Худшая часть наследия Виктора выживет даже в условиях, когда жанр русского рока окончательно умрёт где-нибудь на заброшенной стройке. Конечно, если это уже не произошло. Видимо, в этом и есть его феномен.

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Главное
Виталий Халюков
14 Май '22
Галат был мемом на Versus, а стал продюсером Доры и Мэйби Бэйби. Как он поднялся?
Вспомнили не просто так.
Андрей Ставицкий
11 Май '22
Apple похоронила iPod. Компания больше не выпустит ни одного плеера
Ушла эпоха.
Виталий Халюков
11 Май '22
За что так любят Александра Пушного? Ностальгия по «Галилео», работа с Шацем и кристальная репутация
Нашли человека, которого любят почти все.
Виталий Халюков
06 Май '22
Игорь Вдовин был первым солистом «Ленинграда», пока не начал петь Шнур. Куда пропал Игорь?
Знали такого персонажа?
Данил Тармасинов
04 Май '22
Из Black Star ушел еще один певец. Лейбл оставил его без имени и песен
В бывшем продюсерском центре Тимати скоро останется одна Клава Кока.
Андрей Ставицкий
30 Апр '22
Как узнать, какие треки исчезли из Apple Music из-за санкций? Есть простой способ
Самый забавный лайфхак недели.
Комментарии