Я актер, это все постановка.

Вопреки мнению зрителей, бомбящих на фейковые драки и пранки, создать ощущение заранее прописанной, но «живой» реальности – большое искусство. О том, как постановочные элементы становились важной составляющей российских телешоу, рассказываем чуть ниже. Спойлер: без гнусной лжи не обошлось. 

Сценарий на «Прожекторперисхилтон»

Ведущие «Прожектора» не раз признавали, что импровизация – всего лишь часть шоу. Шутки, придуманные на ходу, прорываются в эфир, но не могут полностью заменить заранее подготовленный материал. Отсюда – ТЭФИ за лучший сценарий и емкая казнь проекта от Сергея Доренко. Расстрига был на шоу в качестве гостя, а покинув съемочную площадку, раскрыл жестокую правду. 

«Шутки актерам «Перисхилтон» пишет сценарист, они просто хeрачат с листа. 3 часа. Потом монтаж делает из этого меньше получаса. Это удивило».

Сигал и его листочек

Прописывают не только гэги, но и отдельные реплики. В 2009 году в кадр попал листок с ответами на вопросы ведущих. Им пользовался американский актер Стивен Сигал: чтобы не тупить, дожидаясь переводчика. Но разговорный полуимпровиз «Прожектора» так и не приспособили к заморским гостям. Антонио Бандерас, например, постановочно смеялся, слушая приколы на незнакомом языке. А что поделать, если вместо перевода синхронистка ржала над шутками Ивана Урганта. 

«Они говорили по-русски. Мы сидели за столом и предполагалось, что будет смешно. Я вообще не понимал, о чем они говорят… Я очень рад, что мне удалось выбраться оттуда живым».

Патриотизм на «Больших гонках» 

Не подумайте: быки действительно месили телезвезд. Лешу Блинова из «Что? Где? Когда?» даже забирали на скорой. Но легендарное шоу с Дмитрием Нагиевым отметилось как минимум одной бессовестной фальсификацией. Постановочным оказался финальный конкурс, в котором гимнасты из разных стран, подтягиваясь, забирались на горку. 

Оригинальная версия

В финале девятого сезона быстрее всех были спортсмены из Казахстана. Наша сборная проиграла всего одну секунду, но этого хватило, чтобы Первый канал записал альтернативную версию концовки. Пока весь мир наблюдал за грандиозным триумфом казахов, российского зрителя оставили с унылой ничьей. Факт постановы подтвердила Анна Шатилова. Она капитанила и все видела. 


Версия Первого канала

«Это все происходило рядом. Рядом стояла команда Казахстана, там съемочка была, кубок. Потом через 10 минут там закончили и тут же перешли. Мы уже стояли – команда России, и Оливье-ведущий вручал кубок нашей российской команде. Значит, Казахстан свое показывал, а мы — свое».

Это самый известный, но далеко не единственный кейс. Судя по воспоминаниям случайных пользователей, вместо спортивной конкуренции проектом правил дешевый патриотизм. 

Советы на «Доме-2»

От честных реалити отказались еще в начале нулевых. Зрителям нужно шоу, а неуправляемая кучка тунеядцев, забежавшая «в периметр» ради раскрутки инстаграмов, не может дать высоких рейтингов.

Это не значит, что каждый диалог прописан в мифическом сценарии, но участников постоянно подталкивают к «правильным» решениям. Во всяком случае на «Доме-2». Уверен, что за несколько лет ничего не изменилось, поэтому вот краткий список инсайдов. 


  • Редакторы могут приукрасить скучные биографии участников. 
  • Голосование на вылет (хотя бы раз) перезаписывалось. Выгнали не того. 
  • Если звезда уходит на проект, а потом вдруг возвращается –вероятно, это был отпуск. 
  • Тухлым новичкам советуют, с кем встречаться. Не слушаешься – вали. 
В центре – продюсер Алексей Михайловский

«С моей точки зрения телепроект «Дом-2» – это такая история, на которую ты должен реагировать ежедневно. Ее нельзя запихнуть в правила, которым люди будут следовать в каждой ситуации… Но у Саши Карманова [продюсер проекта] другой подход. Он бизнесмен, и ему нужно иметь четкие гарантии, что это будет не чья-то импровизация, а четкие правила, в которые все уложится». Алексей Михайловский – экс-продюсер «Дома-2»

Сливы в «Ревизорро» 

Лена Летучая уже не хейтит убогие забегаловки. Зато признается: в худшие времена «Ревизорро» ей приходилось раздувать скандалы. Но кульминация постановки случалась гораздо позже – на стадии постпродакшна. Чтобы удержать зрительское внимание, монтажеры добавляли в сюжеты несуществующие детали. В том числе худших гостей кухни – насекомых.  

«Потом материал отправлялся монтажерам – зачастую людям, которые даже не понимали, что нужно собирать. И один раз я села и начала смотреть программу. Был скандал, я в ужасе: монтажеры видимо по заказу канала или продюсеров выбирали все самое говно, вставляли это, а потом я радостная в конце говорила: «Лена Летучая рекомендует ресторан «Солнышко» в городе Иваново». 

Проект становился все популярнее, а крупные столичные заведения заранее готовились к появлению Летучей – драили полы и травили тараканов. Инфу о скором визите ревизора сливали либо работники съемочной группы, либо продюсеры шоу, либо (о, боги!) сам телеканал. Похоже, заказуха все-таки была. Но проходила мимо кристально чистой ведущей.  

«Мне начали звонить знакомые рестораторы и говорить: «Че, Летучая там хeрню снимает? Че, купили ее?» Я говорю: «Почему вы так говорите?» А они говорят: «Потому что этот ресторан две недели готовился». Я начала проверять информацию, и действительно выяснилось, что им кто-то сказал, что этот ресторан будет первым. И они готовились. Я хотела прийти и снять эту табличку, и мне не дали. Пятница».  

Актеры в «Окнах»

«Окна» предсказали глобальное увеличение трэшатины в современных ток-шоу. Проект одиозного Валеры Комиссарова хоть и был абсолютной постановой, все равно вводил гопоту в заблуждение и заставлял спорить: «Правда ли Нагиеву ломали нос?» По сути, «Окна» ушли в народ: хоть и закрылись, но распространили основные идеи по другим российским ток-шоу. 

Все, как в русском рестлинге: актеров искали на улице (с этим Комиссаров связывает успех проекта), реквизит безжалостно уничтожался во время съемок, а у зрителя создавалось ощущение полнейшей безысходности. 

«Это были не актеры. Я заходил в любую булочную или в салон красоты. И видел потрясающую женщину с перманентом: как из фильмов про Брайтон-Бич, классический персонаж. И я подходил к ней и говорил: «Скажите, вы хотели стать актрисой?» Она говорила с дичайшим акцентом, с заиканием: «К-к-конечно, очен бы хотэлос сыхрать шо-нибудь». Я говорю: «Приходите к нам». И вот она играла так, что три года никто не мог понять, что это не актриса». Валерий Комиссаров

Телеграм-канал автора. О телике, кино и не только

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Комментарии