Бывший хейтер рассказывает о том, почему поздний Нойз гораздо круче старого.

В конце 2019 года вышел выпуск «Вписки» с Гнойным, где Слава сказал, что Нойз МС – главный артист года, лучше всех поймавший дух времени. И, к моему удивлению, я с ним согласен. Ваня Алексеев действительно кажется самым актуальным российским исполнителем. Это при том, что Нойз никогда не нравился ни мне, ни Славе.

В отличие от коллег Кубрака и Городницкого, я никогда не фанател от треков Нойза. Не устраивал дестрой, не кайфовал от фристайлов и не считал, что на Марсе классно. А сейчас Нойз вдруг стал казаться современным, злым и остроумным. Как же так вышло?

Ранний Нойз – музыка для неопределившихся подростков

Я прекрасно помню время, когда Нойз МС начал разносить плейлисты моих знакомых. Первыми хитами, кочевавшими по ИК-портам и блютузам, были «Песня для радио» и «За закрытой дверью». К тому моменту все прошаренные чувака уже знали Ивана как звезду «Урбании» и победителя 7-го официального батла hip-hop.ru.

Но настоящая популярность наступает, когда фанат артиста заводится в каждом дворе. Если я правильно помню, Нойз прошёл эту точку в 2008 году. Тогда он стал мощной альтернативой как для трушных рэперов, слушавших Класса, так и для изысканных говнарей, предпочитавших «Алисе» Linkin Park.

Напоминаю для тех, кто рос уже в свободной утопии десятых – в те времена субкультуры имели реальное влияние. Несчастные подростки нулевых должны были выбрать, за что они будут получать по лицу – за широкие штаны, или же за сальные патлы. Был и третий вариант – лысина, берцы и толстовки Lonsdale. Осуждаем.

Нойз оказался мостиком между жанрами, по которому с удовольствием курсировали те, кто не смог определиться. Можно сказать, что он первым в русской музыке расположил слова «рок» и «рэп» на расстоянии вытянутого дефиса. А ведь раньше они считались антонимами.

Я в те времена, как и многие, разрывался между жанрами – с одной стороны, сосед дал мне CD c половиной дискографии Cypress Hill, но с другой друзья затягивали в увлекательный мир абсолютно мерзотного металла. Идеальная почва для Нойза, но мне тогда он не зашёл абсолютно, и казался тем, на что походил – компромиссом для неопределившихся подростков.

Самобытный, но никакой

Моей основной претензией к Нойзу было то, что он звучал слишком просто и прямолинейно. Простые и понятные решения в музыке сочетались с простыми и понятными куплетами. Не было ни одного повода задаться вопросом: «Интересно, а что он хотел сказать этой строчкой?» Всё выкупалось моментально – и про первый, и про второй канал.


Возможно, это издержки слишком большого количества фристайловых упражнений. Когда привыкаешь читать о том, что видишь, становится сложно остановиться.

Я вполне допускаю, что меня могли бы впечатлить старенькие батловые треки Нойза, если бы я в них вслушивался. Но репутация «Носа МЦ» из дисса Бабангиды бежала впереди Вани. А треки, вроде «Выдыхай» только это подтверждали.

Единственным несомненным достоинством Нойза, которое я мог выделить в тот время, было максимально аутентичное звучание. Заиграла песня – и сразу понятно: это Ваня Нойз МС. До появления Anacondaz шансов ошибиться просто не было.

Зато от содержания я не получал совершенно никакого кайфа. Ну да, чувак бодро поёт о всякой социальщине, критикует шоу-бизнес и иногда иронизирует над собой. «Артист – неприспособленное к жизни дерьмо», ага. И что?

А потом мы (разумеется, с подачи Оксимирона) узнали, что Нойз МС – графоман. И это определило его восприятие на годы вперёд. И, конечно, с этим тоже нужно разобраться.

Действительно ли Нойз – графоман?

Я не просто так начал этот текст с респекта Нойзу от Славы КПСС. Вот цитата с батла против Оксимирона:

«Альбом такая срань, что его хвалит Нойз. Врубаешь? Ты говорил, что он графоман до мозга костей, но он хвалит «Горгород», а не, например, твой первый микстейп. Это не случайно, ведь огород – просто вымученная х***я. Я вижу не 11 треков, а 11 сроков за изнасилование себя».

Здесь больше поводов порассуждать о творчестве Яновича, но тем не менее. Он действительно хейтил Нойза так долго, что в итоге пришлось оправдываться.

Причём Слава, как видно, был полностью согласен с этим определением. Не только как последователь Бабана, но и просто как гражданин. Что, кстати, не помешало им в том же 2017 году исполнить в гримёрке «Песню для радио».

Чтобы убедиться в том, насколько сильна репутация графомана, достаточно послушать последние треки соперников Вани на 17-м Независимом. Графоманом его обзывали и Лок-Дог, и МС с Марса.

Почему так? Во-первых, Нойз всегда был мегапродуктивен. Во-вторых, мы уже много сказали о слишком простых текстах. А учитывая то, сколько он за годы творчества успел записать ширпотреба, который никто и не вспомнит, обвинения в графомании звучат вполне разумно.

Для меня окончательной распиской Нойза в собственной графомании стала хипхопера «Орфей & Эвридика». Подробно почитать о том, почему это грандиозный провал, можно вот здесь. Я лишь скажу, что это был вымученный и унылый проект, где сюжетные и рэперские штампы зачем-то смешали с мифологией.

Тогда я подумал, что Иван Алексеев закончился как артист. Но вот парадокс – то, что Нойз – графоман, совсем не означает, что он не талантливый. Просто у человека начисто отсутствует умение отсекать лишнее. А к моменту выхода хипхоперы уже был, например, «Иордан», который на сто голов выше раннего творчества Нойза.

Всё это время он развивался в тени прошлых грехов. И кто бы мог подумать, что расцвет творчества Нойза наступит так поздно.

Почему поздний Нойз стал гораздо лучше?

Не знаю, как так вышло, но после «Орфея & Эвридики» Нойз как будто сбросил лишний груз. Очистился, как природа из дерьмового мема эпохи коронавируса. Практически всё, что он сделал за последние два года, оказалось на голову выше, чем раннее творчество.

Но я бы не сказал, что Нойз именно изменился. Если бы он поменял курс, то мог бы потерять то, за что его любят олдовые фанаты. Просто он научился не размениваться на мелочи. К тому же в политизированной современности его понятная социальная лирика пришлась очень даже кстати. Не просто так Слава в том самом интервью делал такой акцент на треке «Всё как у людей».

Это всё ещё просто, но Алексеев сумел сделать нечто, противоположное графомании – он ёмко и круто выразил то, на что люди тратят бесчисленное количество знаков. Глупо отрицать, что он начал писать более зрело и вдумчиво. А врыв на 17-й Независимый показал, что у Нойза ещё остались неотработанные запасы злости и едкой иронии.

Именно новые батловые треки дали мне возможность открыть Нойза заново. Тот же раунд про книгу он раскрыл, кажется, лучше всех. Это при том, что большинство оппонентов Нойз прошёл, как бы сказали замшелые футбольные комментаторы, на классе.

Самое крутое в треках позднего Нойза – тот факт, что в них нет никакой магии. Не было анимешного откровения с мощным воскрешением персонажа в блестящих доспехах. Он делает ровно то же, что и раньше. Только вдумчиво и свежо.

«Иордан» – комплексное произведение, которое стоит целого альбома. «Всё как у людей» – сжатый пересказ российской действительности, а «26.04» осмысляет одновременно прошлое и настоящее.

Всё это Нойз мог сделать и раньше, но распылив на гораздо большее количество треков. Даже появление альтер-эго Дамилолы Карпова, которое наверняка начиналось, как шутка, пошло только на пользу. Теперь Нойзу не нужно думать о том, кем он был и кем стал. Можно просто сказать: «Вот я, а вот батловый я». И всё. Прекрасное решение.

У меня есть чувство, что Нойз и сам устал от старого себя, повзрослел и стал более тяжеловесным артистом. Приспособленным к жизни. И он никогда не звучал так ярко и свежо, как в 2019 – 2020 годах. Наверное, ради этого стоило выкинуть лишнее с помощью хипхоперы.

И это совершенно не означает, что его раннее творчество нужно перечеркнуть и закопать. Нойз повлиял на кучу артистов – от Anacondaz до интеллектуального батл-рэпера VS94SKI. Конечно, это стоило всех стараний.

А я так полностью и не ответил себе на вопрос, почему Нойз понравился мне только сейчас. Ведь он и раньше стрелял чем-то качественным, пусть оно и тонуло в однообразном контенте.

Его раннее творчество прошло мимо меня, а то, что всё-таки доходило, я выплёвывал. Теперь же я впервые слежу за Алексеевым с удовольствием. Надеюсь, что дело именно в том, что нынешний Нойз – полноценный исполнитель, а не жанровый компромисс или протестующий графоман. Может, он всё это время пытался поймать дух времени, а получилось это сделать только после тридцати.

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

Главное
Виталий Халюков
16 Янв '23
10 редких историй про Горшка. Лидер «Короля и Шута» играл в «Ведьмака» и мог сняться у Балабанова
Знали?
Данил Тармасинов
12 Янв '23
Яна Чурикова назвала главную трагедию «Фабрики звезд». Жертва уже ответила ведущей
Правда, непонятно, на что обиделась певица.
Данил Тармасинов
12 Янв '23
Певец Шарлот умер второй раз за год. Скандальной звезде уже никто не верит
Никаких соболезнований – только сочувствие.
Николай Кубрак
30 Дек '22
20 лучших альбомов 2022 года. От криков Локимина до откровений Кендрика
Рассказываем о главных музыкальных релизах года: от дагестанской лирики до венесуэльских гангстеров.
Данил Тармасинов
29 Дек '22
Сколько Мэрайя Кери заработала на песне All I Want for Christmas is You? Хит кормит певицу раз в год
Звезда вряд ли расстраивается из-за слабой востребованности в остальные 11 месяцев.
Данил Тармасинов
26 Дек '22
Почему провалилась «Новая Фабрика звезд»? Продюсер 6-го сезона обвинил плохих рэперов
Виктор Дробыш смешно напрыгнул на певцов-однодневок.
Комментарии