В большом интервью комик из Stand-Up Club #1 и один из авторов «Вечернего Урганта» рассказал про цензуру на Первом канале, закрытие «Порараз Бирацца», просмотр порно в метро и концерт «легендарного Боки».

Гарик Оганисян – популярный стендапер и резидент Stand-Up Club #1. Многие знают его как одного из четвёрки шоу «Порараз Бирацца», но помимо творчества на YouTube комик также известен работой на ТВ – он входит в состав одной из авторских команд «Вечернего Урганта».

В большом интервью мы обсудили с Гариком не только работу на ВУ и карьеру стендапера, но и батл-рэп, ставки и судьбу юмора в России.

«Вечерний Ургант», цензура, смерть телика

Как редакция «Вечернего Урганта» работает на карантине?

Так же, как и раньше, но я сейчас я езжу на работу только на такси. В машине показываю QR-пропуск, в Останкино меня прыскают санитайзером, на входе меряют температуру. А дальше всё как обычно, только съёмки теперь без зрителей. Всё то же самое, только коридоры теперь пустые и какие-то психоделические.

Гости всегда находятся. Кто-то не приходил – уже не помню, кто именно – потому что прилетал из другой страны и две недели провёл на карантине. Кто-то отказывался, потому что не очень хорошо себя чувствовал и хотел перестраховаться. Но пока проблем с гостями нет – для них же сейчас это редкая возможность выхода в свет.

Как выглядит твой стандартный рабочий день?

Ничего из ряда вон выходящего: ищешь новости, выбираешь интересные, пытаешься накидать на них шутки, параллельно ищешь под них наклейку и придумываешь тизер. Игры, как правило, придумываем за день-два до эфира. И всё – потом приходит главный автор, потом Ваня и вместе доводим монолог до конца. Постоянно разгоняем вместе – сначала авторской командой вчетвёром, потом впятером с главным автором. Таких команды две, мы чередуемся через день.

Что самое сложное лично для тебя?

Наверное, тизеры, если речь о том, куда сложнее придумать шутки. Некоторые гости приходят по шестому разу и уже всё обстёбано – их имя, фамилия, любые поводы, песни и так далее. Если день не праздничный, то сложно привязаться к чему-то. Приходится придумывать сценки, на сочинение которых уходит довольно много времени.

По-моему, тизеры как раз самое слабое место «Вечернего Урганта».

Не знаю, не могу говорить про слабые места. Когда как – бывает, что удачное, а бывает, что не очень. Это же не обязательно смешно должно быть, самое главное – заявил героя, который будет в передаче. На это даётся не так много времени.

Но недавно с Горбачёвой мы сделали психодельный тизер с масками из инстаграма. Меня это позабавило – на Первом канале закончилась какая-то передача и сразу переход в инсту на полный экран, где анимация с глазами на огурцах. Представил, как 45-летние зрители с ума сошли, когда это увидели.

Расскажи одну историю про Ивана Урганта, которая лучше всего описывает, какой он за кадром.

Мне было приятно, когда он меня с женой своей познакомил. Мы зашли с командой авторов в гримёрную, он сидел в углу гримировался, а рядом были его жена и старшая дочка. Ваня мне сказал: «Гарик, а ты же не знаком с моей женой?»  – «Нет» – «Ну подойди». Он нас представил – мне так приятно было, запомнилось очень. Как-то это очень человечно – проявляется воспитание через такое отношение. В целом то, какой Ургант в жизни – довольно близко к тому, какой он на экране.

Почему ты не выступал на стендап-рубрике «Вечернего Урганта»?

Не хочу, пока я там работаю – это будет странно: и работать там, и выступать. Есть много талантливых и клёвых ребят, и мне бы хотелось, чтобы они были на Первом. А мне это, по сути, не так нужно.

Я часто предлагаю редакции ребят, иногда кто-то со стороны приходит – как Соболев, Незлобин или Романов, которые приходили как гости. А я именно андердогов своих тяну, хах. Пацаны присылают свои видосы, я отсылаю три на выбор, и мне уже говорят, какой больше понравился – его и приглашают.

Была не очень приятная ситуация с Лёшей Квашонкиным в самом начале. Ребята из Stand-Up Club #1 приходили пробоваться впятером, о чём Саша Долгополов рассказывал у Дудя. Лёша на тот зал зашёл лучше всех. Потом он пришёл и записал монолог, но на довольно дурацкий, как я считаю, зал. Там были фанаты Темниковой, и когда закончился сегмент с ней, они сразу за ней потянулись, пока им не сказали: «Сидите, сейчас ещё будет запись стендапа». Лёша рассказал всё, что лучше всего зашло в прошлый раз, но реакции никакой не было, потому что все сидели с унылыми лицами. Мы решили не вставлять выступление, хотя я очень расстроился, прям до сих пор рубец на сердце, что так с Лёшей получилось. Но, думаю, это к лучшему – ещё будет время, плюс Лёха и так уже сам по себе  крутой чувак.

Бывает, что хорошие шутки не доходят до эфира по какой-нибудь нелепой причине?

Бывает разве что цензура. Бывает, шутка кажется смешной, но в ней вышестоящие люди, которым отсылают материал на утверждение, находят что-то недопустимое. По-моему, и так все понимают, о чём на Первом канале нельзя говорить – например, что-то очень жёсткое против власти. Но лёгкий стёб у нас проходил, и не раз. Бывает, что приходит сообщение о том, что эту новость запретили – блин, как жалко, а бывает, что пропускают что-то такое, от чего мы удивляемся. Процент шуток, которые вырезают, не очень большой – мы научились примерно понимать, что нельзя, и стараемся максимально близко быть к этому , но не переходить за грань.

Но это не значит, что мы вообще не будем ни о чём таком шутить. Мне нравится позиция именно этой передачи на Первом канале. Прикольно вещать на аудиторию, которая не особо сидит в интернете и о каких-то новостях узнаёт на Первом канале только из «Вечернего Урганта».

Ты говорил, что телик скоро умрёт, но работаешь на ВУ. Как это сочетается?

Да нормально пока, ахах. Пока не умирает. Передача же потом в интернет выкладывается, есть люди, которые смотрят «Вечернего Урганта» только на ютубе. Это одна из немногих хороших программ, которые остались. Поэтому телик и умирает – от того, что почти нет контента нормального. Может стриминговые платформы завоюют телик и всё будет норм в итоге. Я из всего смотрю только Netflix, а телик уже давно нет.

Ты работаешь на федералке, но часто жёстко шутишь, в том числе и на политические темы. Бывали претензии от начальства Первого канала?

Да не, мне кажется, им плевать на меня, ахах. Сотрудники знают, что я выступаю, но это моё поле деятельности – я же не говорю от лица Первого канала, какая у нас политика, я выражаю свою мнение. В рамках передачи я стараюсь писать то, что для неё нужно.

У тебя в батле была строчка: «Работаю на Первом, значит не жди правды».

Это просто шутка про стереотип о Первом канале. Конкретно в этих строчках я в целом про Первый канал говорю, а не про передачу, в которой я работаю. Если б у батла был миллион просмотров, может, мне бы кто-то что-то и сказал. А так я просто сказал то, что хотел. Мне никогда ничего не прилетало – я во всех интервью честно говорю, что думаю. И все мои похвалы в сторону ВУ тоже абсолютно искренние – я бы там не работал, если бы иначе относился к передаче. Мне нет смысла врать.

Зарплаты на ВУ хватает, чтобы не думать о деньгах и не рвать жопу поездками в туры и фрилансом?

Хватает для обычной жизни впритык. Сейчас я переехал и живу один, поэтому всё, что нужно для жизни, как раз этим и отбивается, а всё стендаповское – это как бы бонусы, которые можно откладывать или на которые иногда получается шиковать. Но сейчас этого нет, поэтому я вдвойне рад, что у меня есть такая работа.

Порнуха в метро, «Порараз Бирацца», «Что было дальше?»

Ты работаешь на ВУ, ходишь на опен-майки и часто выступаешь. Когда ты отдыхаешь?

Я и после работы почти всегда езжу выступаю. У меня семидневка, поэтому сейчас – первые выходные с начала года. Все прошлые выходные за последние полтора года я либо выступал в другом городе, либо где-то платное выступление было. Не было дня, чтобы я что-то не делал.

Но мне это нравится. Мной движет то, что всё, чем я занимаюсь, мне реально интересно. Довольно сложно работать там, где тебе неинтересно – я бы уходил с таких мест. Это не призыв, но я для себя всё сразу решил, когда окончил экономический факультет, где мне было очень скучно. Понял, что ни дня не проработаю по специальности – мне от этого плохо физически. Зачем я живу тогда, если я трачу время непонятно на что? Слава богу, у меня был юмор и мне повезло прокарабкаться по нему в Москву и дальше.

Почему ты так часто импровизируешь на выступлениях?

Мне нравится чувствовать зал и быть с ним на одной волне. Поэтому я люблю выступления в небольших помещениях, где ты видишь людей, где есть какая-то коммуникация, где видишь отдачу. Импровизация – это как бонус для зрителя. Мне нравится, когда зритель вовлечён в выступление – это другой стиль.

Я почти никогда не ругаюсь на зрителей и не провоцирую. Мне проще, когда я вхожу в доверие и они меня с интересом слушают. У меня часто бывало, что, когда выходишь рассказывать какую-то историю о себе и не контактируешь со зрителями, им становится плевать на неё – они не готовы сопереживать. У меня нет такого уровня известности, чтобы я как Руслан Белый выходил и люди такие: «О, интересно, что у Белого случилось?» И он может хоть тридцать минут рассказывать свою историю.

Заметил, что у тебя в стендапах много шуток про метро. Почему?

Потому что я просто живу в метро, ахах. Я раньше три часа в день ездил в метро. Естественно, какие-то наблюдения там подмечаешь, что-то выписываешь. Кажется, что тема избитая, но у меня был блок про турникеты, который всегда очень хорошо заходил. Жизняк, люди узнают. Не понимаю, когда говорят: хватит шутить про то-то и то-то. Я шучу про то, что мне интересно. Если я сам для себя что-то подметил, то хочу поделиться с людьми. У меня там много странных случаев происходило – почему бы и не рассказать?

Была милая история, когда я ехал из Ясенево на Тургеневскую и всё время, что я ехал, внизу узбек смотрел на довольно большом телефоне порнуху. Там на весь экран была жёсткая е**я. Я стоял над ним и тоже начал смотреть и в какой-то момент понял, что прям залип на эту порнуху. Мне стало стыдно, а потом я посмотрел на чувака, который сидел сбоку и, оказалось, что он тоже на неё залипал. Так весело стало – едем все уставшие в полном вагоне метро непонятно откуда непонятно куда и просто втроём молча втыкаем в порнуху. Едем в час пик грустные, без всяких сопутствующих таким фильмам реакций, и просто смотрим это порно. Мы так проехали станций десять, и оно не кончалось.

У тебя часто воруют шутки из твиттера и паблика. Бесит?

Не сказать, что бесит. Ну ладно, а что я сделаю? У меня сейчас достаточно подписчиков в твиттере, чтобы при желании увидеть, откуда это. А то, что грузят без подписи – раньше немного напрягало. В паблике «Прояснилось» выкладывали прям подряд несколько моих шуток, потом я что-то побуянил на эту тему, и они начали выкладывать с подписью. Это не так страшно – это просто шутки, не хочу из-за них негатив испытывать.

Почему у тебя до сих пор нет спешла?

Нет времени. Я записывал два или три сольника, но я сам виноват, что они не вышли. Я включаю суперперфекциониста и думаю, что я недостаточно хорош, как мог бы.

Для Stand Up Store я записывал сольник – тот видос, который в итоге на 17 минут, изначально был на 50. Но мы выложили часть в нашу передачу «Стендап комики» и получилось, что он была костяком всего сольника. Было бы странно его выпускать, когда костяк уже выложили. Мы что-то не разобрались и в итоге получилось, что сначала была такая часть, потом чуть удлинённая, а оставшееся я планировал позже куда-то слить, но так и не сделал этого. Не всегда хватает времени и интереса, чтобы сделать сольник, но, думаю, время придёт.

«Мэлой и Шпизер» – это шоу, которое никогда не выйдет? [Речь о проекте Гарика Оганисяна и Саши Малого, постоянные обещания о премьере которого превратились в локальный мем]

Выйдет, скоро. Это не прикол, это правда шоу. Мы с Малым придумали это первого апреля, когда выступали в Нальчике. Он меня назвал Шпизер, а я ответил: «О, ты тогда Мэлой». И мы решили сделать шоу «Мэлой и Шпизер», но с тех пор то снимаем, то нет, то монтируем, то нет. У нас, конечно, полнейшая каша с этим шоу, но мне очень нравится, что вокруг него происходит. Мне кажется, это шоу уже идёт.

Это будто шутка о твоей прокрастинации.

Ну, оно выйдет, ахахах. Не, правда, когда-нибудь выйдет. Скорее всего, скоро.

Насколько я знаю, коммьюнити стендаперов дружное – вы все хорошо общаетесь. Есть ли комики, которых ты терпеть не можешь?

Из всех мне не нравится только один комик, но я не называю его никогда, потому что не хочу давать ему лишнюю рекламу. Он относительно известный, но это не ТНТ и не Stand-Up Club. Мне не хочется распространять негатив, не хочу переходить на личности. Он мне как человек не нравится.

По стендапу я не оцениваю коллег, потому что это и моё дело, глупо оценивать тех, кто занимается тем же, чем и я. Для меня это странно, кто я такой? У нас всех разные жизни и разный способ рассказать со сцены про свою жизнь и свою боль. Как я могу сказать, что кто-нибудь несмешной, когда он вкладывает всю свою душу и реально хочет это высказать? Я оцениваю по человеческим качествам: если он не нравится мне как личность, то у меня антипатия к тому, что он делает. Я просто не смотрю и дистанцируюсь.

В «Бухарог лайв» ты подъ**вал «Что было дальше?».

Не подъ**вал, я просто очень люблю пацанов из «Что было дальше?» в сравнении с той передачей, которая у них выходит. Это вкусовщина, но я считаю, что они все намного талантливее, чем эта передача. Я не понимаю, почему они оставляют так много шуток, которые можно спокойно вырезать. Если б было подинамичнее, это было бы реально клёвое шоу. Если б шла шутка за шуткой, как в «Пораразе» мы делаем, где в основном оставляем всё, что заходит. А у них много моментов, которые не заходят, но всё равно остаются – не знаю, может, для длины видео.

Мне кажется, успех «Что было дальше?» в том, что люди смотрят, как звёзд – у которых хорошая жизнь, которые лощёные и гламурные – неизвестные чуваки шлют на***. Всем нравится это смотреть, потому что зритель думает: «Да, правильно, на***, я бы тоже Шуре сказал, что он беззубый педик». Вот такая реакция, понимаешь? И такой фурор показывает, что в стране много людей, которые жаждут обозвать звёзд и хотят, чтобы у них всё плохо было. Вряд ли шоу смотрят из-за каких-то добивок и историй – мне кажется, всем плевать на истории, всем нравится, что Мигеля называют чёрным.

Но это мне так кажется. Просто думал о причинах успеха шоу и начал размышлять об этом расслоении общества и так далее. Но, опять же, это мои друзья, я их очень люблю и, по мне, они слишком талантливы для этого шоу. Просто поп-форма нашла отклик. Мне больше нравятся другие форматы у них, типа того же «Блиц-крик», где ты узнаёшь какую-то информацию. Я могу смотреть «Что было дальше?», если мне интересен гость, но в целом это не мой проект.

Ты сказал, что из «Порараз Бирацца» много вырезается. Но кажется, что вы будто бы всё оставляете.

Когда как. Бывают сорокаминутные выпуски, хотя шоу в среднем два/два с половиной часа снимается. Выпуск с Саньком на телике остался почти целиком – мы вырезали минут 20-30, это очень мало. В основном только сумбур убирали.

Из тура мы города четыре вообще не выложили – Челябинск, Самару, Пермь и Тюмень. И вряд ли они выйдут, только если как-то сборно. Потому что нам в целом не понравилось, как мы выступали там. В Челябинске и Перми было тяжело – не знаю, с чем это связано. Это было уже после половины тура и мы, наверное, сами про***лись со своим запалом, что мы каждый день сможем по три часа импровизировать. При этом постоянно засыпая в машине, переезжая каждый в минивэне и просыпаясь в гостинице – по большому счёту, мы просто вставали, мылись и шли на сцену. Как и в любом на сто процентов импровизационном шоу, тяжело всегда поддерживать какой-то уровень – бывает, что мы все чахнем и справляться сложно.

Но нас очень хорошо везде встречали и благодарили после концертов. Нет, выпуски были нормальные – средние для нас. Мы не гонимся за выходом кучи контента, как видно по нашему каналу. У нас дофига чего лежит, но мы стараемся выпускать то, что нам нравится. Если это среднячок, то как-то и монтировать не хочется, и тем более выкладывать.

В чём секрет успеха «Порараз Бирацца»?

Не знаю. В Саше, наверное, ахах. В какой-то органике между всеми нами. В трушности. В том, что это правда – это наша жизнь онлайн, мы ровно так и в жизни общаемся. Мне вообще в какой-то момент показалось, что было бы лучше, если бы мы ситуации из нашей реальной жизни разгоняли, а не новости. Новости всё равно в какие-то рамки вгоняют.

Нам всегда реально было интересно, что друг у друга произошло. Особенно, если долго не виделись. Потому что был момент, когда мы снимали два выпуска подряд, и Лёха такой: «Рассказывайте, чо у вас произошло». А мы не знаем, что произошло, потому что неделю назад тоже два подряд выпуска снимали и уже не знаем, как начать. 

Но успех, мне кажется, всё-таки в трушности. Мы честно импровизим и мы там, наверное, такие, как в жизни. Есть, конечно, элемент передачи, где ты стараешься меньше шутить или не перебивать. Но в целом это довольно похоже на то, как люди собираются и шутят. Поэтому, мне кажется, зашло.

Этой самый успешный формат на канале, но вы постоянно обещаете его закрыть. Почему?

А мы, вроде, его уже закрыли, ахах. По-моему, правда закрыли. Я как раз на днях Идраку писал: «Давай сделаем Минск с донатами – попробуем: если соберёт что-то, выложим какой-то другой». А он: «Так мы же закрыли уже Порараз». Я такой: «А, ну ладно».

Не знаю, мы так уже закрывали, а потом через некоторое время собрались и подумали: может, ещё попробуем? А потом опять закрыли и на нас вышли спонсоры, плюс появилась идея по городам поездить. Не могу сказать, что больше не будет никогда, потому что вдруг нам предложат суперкрутой концерт в Париже, например.

У нас у всех уже всё разное и времени собираться вместе всё меньше. Был с Сашей случай. Всё резко меняется – Саша то здесь, то там, потом карантин случился. Сейчас такое время, когда ты не понимаешь, что будет завтра.

Ты дружишь с Михаилом Шацем. Объясни, как ему до сих пор удаётся говорить на одном языке с нашим поколением.

Потому что он умный чувак, он сечёт, он хочет быть в теме. Любой человек, который обладает остроумием и желанием быть в теме, будет в теме. Ему интересен ютуб, он смотрит все эти проекты, участвует в них.

Мне всегда нравилась в нём смесь интеллигентности и приколесности. Я до сих пор называю его на «Вы», но не чувствую какого-то барьера. Могу сказать: «А Вы знаете, что такое «золотой дождь»?», когда что-нибудь разгоняем. Или: «О, а, может, мы вам в тиндере анкету за***ним?» Но всегда на «Вы».

Каламбуры, батлы, Бока и Жока

Ты очень любишь каламбуры и вордплеи. Это от увлечения батл-рэпом?

Это от отца, ахах. Да не, я не знаю вообще. Я никогда не специализировался на каламбурах, просто так вышло, что в «Пораразе» пару раз что-то вставлял, когда была «эпоха расцвета Саши» и мало что получалось кому-то вставить в этот поток юмора. В хорошем смысле – это всё обычно добивалось, а мне иногда нравилось что-то такое говорить и почему-то это сформировалось в какой-то образ.

Хотя я шучу не только каламбурами, обычно шутил стандартными разгонами с друзьям. Просто так вышло из «Порараза», потому что заходили каламбуры. Это как с сериалом «Клон», когда я один раз назвал несколько персонажей в монологе и это закрепилось – теперь мне всегда что-то пишут про «Клон».

За батл-рэпом давно следишь?

Я всегда следил по верхам. Начал смотреть с выхода батла Оксимирона и Крипла. С тех пор примерно такие и смотрел: толком не видел «SLOVO: Краснодар», но смотрел почти весь Versus. Но в последние года два начал более глубоко в это погружаться, хотя всё равно не скажу, что прям разбираюсь.

Назовёшь любимые батлы и свой топ батл-МС?

Мне у многих не всё нравится или не всё смотрел. Например, у Пачуки против Elrename очень крутой батл, но с нами он сделал так себе.

Если составлять топ-3 батл-МС, то это будет: Мерзкий Ди, ахаха. Ладно, когда я начинал за всем следить, мне нравился Окси – это было прям «вау!». А потом у него был батл с Гнойным и я такой уже на Гнойного – «вау!». Мне кажется, я в этом плане батловская шлюха такая – можно же сказать: Окси, Гнойный и ещё кто-нибудь? Не знаю, тогда я буду попсовым – как чуваки, которые говорят, что у них Идрак и Чапарян в юморе любимые. Не знаю, у Похоронила мне нравятся некоторые батлы. У Эрнесто Заткнитесь по юмору некоторые нравятся.

Не люблю суперсерьёзных чуваков типа Огела – п***ц, будто реально перестрелка начнётся. Он же после того ивента Жабе писал в личку что-то типа «Эй, чо ты гнал на меня? Чо, может, давай в кругу всё проверим?» Жаба написал: «Давай». А он: «Да не, ты чо, угараешь? Кто я и кто ты».

Мне не нравятся чуваки, которые делают всерьёз, нравятся те, кто на приколе – тому же Гнойному будто бы пофиг на всё. Тот же Пох крутой, но мне в нём не нравится как раз эта серьёзность – он будто задрот батл-рэпа.

Ездил как-то на выходных на «Версус», просто посмотреть, и мне там очень понравился батл Млечного и Алфавита – у меня аж мурашки были. И потом мне понравилось, как Райтраун против ХХОСа подавал.

Противоречивая подборка. Кстати, из твоих интервью заметил, что тебе одновременно нравятся Оксимирон, Гнойный, Бабангида и группа Muse. Как это возможно?

Ахах, да. Ну, нормально. Ещё я Боку могу послушать – это армянский шансонье. Я смотрю всё, что могу смотреть и слушаю всё, что могу слушать. Мне кажется, это наоборот круто, когда есть разный выбор под настроение. Было бы тупо, если бы я зациклился только на Muse и похожих группах.

Подожди-подожди, Бока – это который из мема про Боку и внука Жоку?

Да. Это у меня какие-то воспоминания из детства, наверное. Я даже на концерт Боки ходил, когда был маленький. Но тогда Жоки ещё не было. Это же не просто герои мема, а реальные чуваки, респект им.

Оу, это, конечно, очень внезапный факт. Но вернёмся к батлам. Как ты оказался на Кубке МЦ?

Похоронил предложил Женьку Сидорову как МС Легенде походить там и сделать что-то в духе Али Джи, поинтервьюировать людей. А Женёк говорит: «Да я бы выступил». И они придумали формат два на два. А я давно подбивал Женька куда-нибудь сходить пофристайлить, он вспомнил, что я тоже в теме рэпа и предложил побатлить в таком формате.

Встретились с Похоронилом, он нам всё объяснил, хоть и вообще не верил, что мы согласимся. Но мы всё это в прикол воспринимали и соглашались вообще на всё, что он предлагал. Он спрашивал: «Вы же понимаете, что это крутые батлеры?» Мы такие: «Ну да, да пофиг вообще». Он мне даже называл какого-то известного и серьёзного батловика, не помню кого, может Керамбита того же, и говорит: «Ты хоть его знаешь?» – «Нет» – «Блин, да ты вообще в батлах не сечёшь!» – «Ну и что, мы ж выступим».

Насколько я понял, вас не очень хорошо встретили на Кубке в первом батле.

Не то что бы. Нас вообще никак не встретили – люди просто пришли посмотреть, как ХХОС и Райтраун насилуют стендаперов. В плане организации всё было нормально, а в плане реакции не очень. Казалось, что говорим что-то прикольное, а на это почти не реагируют. Потом ХХОС или Райтраун говорят простую шутку и на неё реакция в десять раз лучше.

Почему второй батл от первого так сильно отличается по уровню?

Там много причин. Была проблема, что в первом батле первый раунд был просто из шуток. Мы не знали, как это будет выглядеть, потому что такого ещё не было. Мы были после батла Браги и Vs94ski – довольно бодренький батл, на него хорошо шумели – и тут мы выходим и у нас просто пять минут шуток. Мы начинаем шутить и непонятно, как по динамике и темпоритму это делать без каких-то стихотворных панчей. Темп рвётся, ничего нет, никакого речитатива, ты просто говоришь шутку и это выглядит блекло среди всех этих рэперов. Это, видимо, и задало тон всему батлу. Но я считаю, что по рэпу мы в первый раз нормально с Женьком подготовились – я сбился один раз, а Женёк клёво зачитал и пытался всковырнуть соперников по классике, а я больше по фану был.

А ко второму батлу я понял, что у меня уже не будет такой скидки, типа я первый раз и так далее. Я уже прочувствовал атмосферу – что такое этот круг, что там за люди, понимал, что там будет Коля, которого, как и ХХОСа в первом батле, все любят намного больше остальных. Мы с Жабой прям собрались, сидели и вдвоём придумывали. Мне нравится, как мы всё сбили – первый раунд был прикольный, а во втором мы высказались. Я вообще всё, что хотел, сказал во втором раунде – и как раз про то, как Хэллоуин подхихикивал в первом батле над нами и про то, что нас зовут как фриков, хотя они сами уже ничем не отличаются, если посмотреть внимательно.

Вы очень метко прошлись по батл-рэпу, который сейчас в кризисе. Можешь теперь в прозе изложить свои главные претензии?

Я не настолько шарю в батл-рэпе, ахах. Могу сказать, что лично мне не понравилось. Например, как нас толпа тогда встретила, и как местами Хэл подхихикивал. Мне не нравится что очень много рекламы, хотя понятно, что за счёт этого вывозят. Но иногда её слишком много, и странные вещи рекламируют.

Мне не нравится трэш. Трэш должен быть какой-то здоровый, а тут нет баланса: либо серьёзно, либо клоунада. Не мне говорить за трушность в батл-рэпе, но она будто потерялась: сейчас либо это выступления в платьях, либо это Огел. Мне не нравится, когда тему мамок поднимают, где-то выискивают родственников. Это за гранью.

Но и не нравится то, что батл-рэперы будто сами перестали серьёзно относиться к тому, чем они занимаются, к площадке, где они выступают. Это то же самое, как если бы я выходил на сцену и говорил: «Стендап х**ня, я е**л стендап в рот. Но я всё равно буду шутить, потому что я этим стендапом деньги зарабатываю».

Вообще батл-рэп и стендап родственные культуры. Как думаешь, стендап в России может ждать такая же печальная судьба, что и батлы сейчас?

Надеюсь, что нет. Надеюсь, что будет много стендапа, ещё больше, чем сейчас. Будет больше сольников и, соответственно, будет больше дерьма, которое публиковаться будет. Но как раз в куче дерьма будут проявляться проблески в виде крутых стендаперов, крутых концертов.

Мне кажется наша индустрия только на подходе к своему расцвету. Потому что многие перешли на ютуб: Белый концерт туда слил, Комиссаренко перебрался на ютуб, со Stand Up на ТНТ начали выкладывать фрагменты, мы что-то выкладываем. Уже конкуренции и выбора больше. Соболев и Поперечный что-то выкладывают. Романов выложил недавно сольник вообще без мата, чем он и отличается. Везде написано «Без мата и пошлости, можно смотреть с семьей». Я чуть-чуть посмотрел начало – довольно миленький, это тоже круто, работает на свою аудиторию.

Ещё не все записали свои сольники, но уже параллельно начали делать различные проекты. То есть они скоро будут известны как личности, будет на них вдвойне интересно смотреть: о, это тот чувак оттуда, который делал вон то, а он ещё и шутит. В Америке многие, уже будучи какими- то актёрами, оказываются в стендапе – на них интересно смотреть.

Стендап с мамой, лудомания, юмор и политика

Ты родился в Грозном. Что такое Чечня 90-х?

Ничего хорошего. Военные годы. Мы и уехали, потому что не могли находиться там. Все истории, которые я слышал, слишком плохие, чтоб даже в интервью их рассказывать. Как убивали знакомых и прочее – не хочу рассказывать про такие штуки, извини.

Ок, понимаю. Потом вы переехали в Саратов. Давай поговорим про него. Три минуса и три плюса этого города.

Плюсы: очень крутые люди, Волга – летом там прикольно, всякие турбазы, пляжи, и третий – ВУЗы. У нас есть крутой театральный, поэтому много известных актёров родом из Саратова: Табаков, Янковский, Евгений Миронов и многие другие. У нас очень хорошая база. Есть же известная фраза Табакова: «Чтобы быть успешным в Москве, у тебя либо должно быть много денег, либо ты должен быть из Саратова». Её все саратовцы себе в статусе ставят, когда переезжают.

Минусы: дороги, экономика – как и везде в провинции, печальное соотношение зарплат и цен – уже эти проблемы очень широкие и образуют все остальные. Ещё плохое руководство, наверное.

С расизмом сталкивался в юности?

В целом, волна скинхедов меня обошла. Друг рассказывал, как за ними в Питере скины гонялись толпами, но у меня такого не было. Было, что косились скины, но не били.

Один раз окружили меня, спрашивали про мою нацию. Тогда в Москве какой-то узбек убил чувака, и по всем городам начались волнения, и всех узбеков пи***ли. Я стоял, вокруг меня толпа пацанов, подошли и спросили: «Ты кто?» Я говорю: «Армянин» – «А, тогда ладно».

В школе в лёгкой форме дразнили: «Эй, черный, пойдем». Как правило, это были мои друзья. Бывали ситуации, когда едешь с тётей в переполненном автобусе в школу через весь город и там случайно задеваешь какую-то женщину. Она смотрит и говорит: «Ой, вы черные…» Накопились жизненные проблемы: она едет на нелюбимую работу без бабла,  муж на неё дома наорал, у неё всё на нервах и тогда она говорит что-то типа: «Ой, езжайте в свой Тбилиси». Пару раз такое случалось.

В саратовском выпуске «Порараз» говорили, что у тебя очень гостеприимные родители. Это преувеличение или правда?

Правда. Они очень гостеприимные и добрые. Самые добрые люди, которых я знаю. Они даже чрезмерно гостеприимны, очень тепло встречают пацанов. У нас недавно «Вписка» была, они делают выпуск про Stand-Up Club, но приостановили съёмки из-за карантина. Там должен быть сюжет со мной, и мы как раз в Саратов поехали – они были очень удивлены, как их приняли.

Но это не зависит от нации или еще чего-то: у меня ж мама русская, папа армянин. Это их какое-то добродушие. Они всегда рады моим друзьям, друзьям брата, подругам сестры. Они всегда накрывают огромные столы для нас. Еды больше, чем во всём городе, наверное. «Что вы хотите? Чай вам сделать?» – каждую минуту так, даже меня уже начинает это тревожить.

Ещё родителей хорошо характеризует то, что они круто участвуют в приколах – как раз для «Вписки» кое-что смешное с батей придумали. А с мамой я один раз выступал вдвоём на сцене в Саратове. Я её из зала вытащил, у нас был прописанный номер. Номер без мата специально, но он был расистский. Мама же светлая, и она меня глушила за то, что я хач. Она говорила: «Знаете как тяжело, когда ты белая, светлая, русская, а твой сын нет». И всё это со стендаперскими интонациями, как бы высмеивая стендап. Там были шутки типа: «Вот мам видишь, я тебя наконец привел. Ты говоришь, что там все наркоманы, проститутки, алкаши – вот смотри» – «Вот, вижу всех». Прикольно получилось: там молодой тусняк, а ты мамку приводишь, и она всех глушит.

У тебя в одном из выступлений был разгон про ставки. Ты правда играешь на ставках?

Да, я лет шесть был лудоманом, не вылезал из букмекерских контор. Когда переехал в Москву, начал онлайн ставить и даже ездил на другую станцию в букмекерскую контору, много играл и про***вал.

Расскажи про самый большой проигрыш и выигрыш?

Не помню по сумме. Я не поднимал миллионы. Но бывало, что за день с 500 рублей доходил до тысяч восьмидесяти.

А бывало наоборот. У меня была десятка, а за половину комнаты я платил 9000 рублей. Нам нужно было на следующий день оплачивать, и у меня тогда бы всего тысяча оставалась. Думаю: зафигачу-ка я эту десятку. Нахожу какой-то чемпионат России по волейболу, зона «Сибирь» игра за 8-9 место чемпионата от 15 лет. Прикинь, какие-то дети, которые не умеют играть, в Сибири, и нет трансляции игры, просто счёт.

Первый сет команда выиграла 25:17, а второй ведет 18:12 и на них ставка 1,5 на победу в общей игре. Я думаю: сейчас поставлю десятку, выиграю пятнашку, завтра заплачу 9 тысяч, и у меня 6 останется на жизнь. Шесть круче, чем тысяча. Все деньги, которые у меня были, ставлю, и они как начинают отсасывать! В итоге они проигрывают эту партию, потом 25:12 проигрывают третью и четвёртую тоже сливают. У меня всё сразу же обнулилось – я не помню, как деньги доставал, может у родаков попросил унизительно. Я помню эту ставку, потому что это такая боль была – я слил все деньги, которые у меня были и даже не видел, как они сливаются.

Ещё был случай, когда я ходил играть в контору на Тёплый стан. И там были какие-то женщины, которые вообще непонятно откуда взялись, у них на счету почему-то было по миллиону рублей. Может жены олигархов, которые сливали деньги, может ещё что. А параллельно с ними играют взрослые нерусские, которые сто рублей взаймы друг у друга просят. Мужики советовали им что-то, а они себя как мамки вели: «А подскажи мне, на что поставить, я тебе дам косарь, если выиграешь».

Я в углу сидел за компом, и ко мне подошла женщина: «А на что мне поставить в этой игре? Я хочу двести тысяч поставить». Там был баскетбол, Олимпиада, США с кем-то играли. Я ей что-то посоветовал, а она говорит: «Ставь сам. Ты. Пальцем нажми». Какие-то замашки богинь, короче. Я подошёл, поставил и сразу же эта ставка об***алась. А она ходит: «Ну как там?» То есть они даже не секут в правилах игры. Говорю: «Нормально-нормально, ещё все может быть». Закончилась игра, я говорю: «Блин, там двух очков не хватило» – «Эх, жаль». Она двести тысяч про***ла моим нажатием руки и говорит: «Эх, жаль».

Самое странное, на что ты ставил, не считая видов спорта?

Много на что. На Евровидение, например. Это было прям круто. Они как-то подсчитали, что там был смежный коэффициент 1,9 на то, что Дина Гарипова войдет в пятерку. И я поставил, что она войдет в пятерку. В итоге она всё голосование была то пятой, то шестой, то снова пятой. И последняя страна, которая голосует, вытаскивает её на пятое место. Я прям сидел и переживал за неё, ахах. В итоге с 1000 до 1900 поднял.

Как ты справился с лудоманией?

Работать начал. Когда за выступление тебе деньги приходят, они всё равно кажутся какими-то шальными. А то ты такой: «Блин я месяц работал, чтобы потом слить это за секунду». Сейчас я очень редко что-то ставлю, точечно – для азартика и не прям много.

***

В финале хочу поговорить о границах юмора в России. Как думаешь, история, аналогичная случаю с Долгополовым, ещё может произойти в ближайшее время?

Мне кажется, ещё будут такие случаи. Всё больше людей шарят в инете, ютубах.

Как ты себя поведешь, если попадешь в такую ситуацию?

Попытаюсь разобраться здесь сначала, сразу уезжать не буду. Я понял поступок Саши, но сам сделал бы по-другому. Наверное, как-то с юристами решал бы. Я не знаю полностью все внутренние переживания Санька, не знаю, что я бы мог испытать при этом. Но теоретически, я бы, наверное, так рано не выезжал.

Сейчас в России шутить страшно?

В России шутить интересно. Мы только постигаем этот опыт про всех этих людей с чувствами. У нас нет особых прецедентов – непонятно, за что до тебя докопаются и кто. Но хочется, чтобы было больше тем, на которые можно шутить в стендапе. Хочется, чтобы вообще можно было свободно высказывать свою точку зрения, как на западе.

У тебя есть внутренняя цензура?

Да. Не скажу что конкретная тема какая-то – это на уровне построения шутки, то есть о том, как её сказать. Можно же про всё сказать либо тонко, либо необидно. А бывает, что я что-то придумываю и понимаю: нет, это жестковато.

Я про конкретных личностей не шучу: моя бывшая такая-то что-то там сделала. У меня есть внутреннее уважение к людям, поэтому не буду их постфактум ху***сить или стебать.

Ты с помощью юмора хотел привлечь внимание к проблемам Саратова, но ответа от губернатора, несмотря на все усилия, не получил. По-моему, эта история показывает, что юмор, как инструмент влияния, всё еще не работает в России.

Это, наверно, потому что я ещё не такой распиаренный. Была же история, что мэр Белгорода или губер Белгородской области хотел отменить домашние задания, потому что посмотрел стендап Щербакова. Мне кажется, будь я по подписчикам и медийности на уровне Щербакова, наверное, был бы больше резонанс. Может, что-то бы и получилось.

Ты веришь, что смех спасёт мир?

У меня есть позиция, что нужно всё воспринимать с чувством юмора, потому что иначе смысла жить мало. Всё бессмысленно, если ты не можешь перевести это в хорошее настроение или в улыбку. И так все хмурые, все плохо, бабла нет, п***ец в стране в целом. Мне кажется, всё нужно воспринимать через призму юмора, иначе можно с ума сойти.

Для меня юмор – это спаситель по жизни. Не знаю, что я бы делал, если бы у меня на сцене не происходила такая терапия в разные момент моей жизни. Я выходил, делился этим и мне проще становилось. Мне кажется, примерно то же каждый человек чувствует, даже когда просто в компании шутит. Юмор – это же лучший терапевт. Я убеждён, что это помогает. Чем меньше каждый человек будет негативить, тем лучше будет для всех.

Комментарии