Что не так с главным батловым турниром последнего времени?

Все последние месяцы вокруг 17 независимого батла hip-hop.ru царит только позитив и ажиотаж. Организаторам и главным звёздам проекта правда удалось невозможное – сделать онлайны снова интересными для широкой аудитории. А в свете последних событий всё очевиднее, что история батловой культуры в России сделала полный круг – погрязшие в кризисе и теряющие популярность офлайны сменил популярный задолго до них онлайн-батл.

Но за слоем ностальгии и не проходящего удивления от участия звёзд скрываются несколько проблем, которые мешают «семнашке» стать ещё круче. Вполне возможно, что некоторые из них могут погубить проект, имидж которого только формируется.


Зацикленность на Оксимироне

Главная интрига пятого и всех последующих раундов – что произойдёт с 17 независимым после ухода Оксимирона. Как бы организаторы ни старались уделить внимание всем участникам, глупо отрицать, что интерес к батлу на всех стадиях подогревался только благодаря Мирону.

Многих причастных, от орга Александра Петрова до Стима, напрягает всеобщая зацикленность на Оксимироне. Но они же сами получают ажиотаж благодаря нему – именно после выхода первого трека Окси о «семнашке» начали писать популярные медиа, а многие судьи быстро переобулись в участников. Соцсети проекта регулярно обостряли ситуацию, оперативно реагируя на каждый чих Мирона и уделяя внимание ему и его соперникам в первую очередь.

Велика вероятность, что хайп «семнашки» сейчас резко снизится – реальным мерилом станет текущий этап. Самое время искать новые магниты для просмотров, потому что на теряющем актуальность Криде, старичке Noize MC и паре легенд андера далеко не уедешь.

Зависимость от звёзд

Главным источником ажиотажа, конечно, был Оксимирон. Но вслед за собой он быстро подтянул «запасные варианты». Их остаётся всё меньше, но именно на этих звёздах – от Егора Крида до Грязного Рамиреса – сегодня базируется широкий интерес к батлу. Давайте представим, что хотя бы половина МС из этого списка вылетит или не сдаст трек – часто ли вы будете чекать новости с 17ib? Вопрос, конечно, риторический.

Тезис о том, что Оксимирон возродил онлайны, очень спорный. Он кажется реалистичным только на фоне упадка офлайнов. На деле до прихода его и всех остальных звёзд о 17-м независимом не говорил никто, кроме совсем уж профильных ресурсов. Санчес реально очень старался исправить положение и не раз выходил на самые разные медиа, но без кликабельных имён никто не хотел писать о мёртвом формате.

Сейчас радикально ничего не изменилось: вспомните хотя бы пару примеров, чтобы треки малоизвестных МС широко обсуждались, а какие-либо ноунейм-пары стали крутым событием? В офлайн-батлах такие прецеденты встречались регулярно – иначе бы «Слово СПб», RBL, Кубок МЦ и другие оппозиционные «Версусу» проекты не протянули бы и года.

Все новости вокруг 17ib пока ограничиваются заголовками с неймдроппингом. Егор Крид с каждым раундом сдаёт треки всё ленивее и позднее, аудитория Нойза не так широка, как у Оксимирона, а Loc-Dog и Рэм – это яркие, но ограниченные довольно узкой (пусть и преданной) фан-базой артисты. Уже сейчас на «семнашке» со звёздами не густо, а реально трендовых и актуальных толком не осталось. Пока даже такого хайпа хватает, но с вылетом именитых МС 17-й независимый превратится в очередной батловый междусобойчик, о котором вспомнят только к финалу.

Минимум новых имён

У проблемы зависимости от звёзд есть как минимум одно очевидное решение – открывать новые яркие времена. Сейчас для этого самое время, но пока их не видно – Петухинезис и Лучник всё-таки слишком про иронию и андер. Вспомните с ходу хотя бы ещё два-три бодрых ноунейма «семнашки»? Вряд ли – если исключить соперников популярных МС, то пока в медиа ни о ком толком не говорят.

Подавляющее большинство участников 17-го независимого – это опытные онлайнеры. Многие из них участвуют в батлах порядка десяти лет и до сих пор не преодолели рамки локальной известности. Наивно полагать, что условный Palach вдруг резко станет звездой после окончания турнира.

Недавно мы делали пост о новичках, которые дошли до пятого раунда, и с трудом наскребли пять человек. При всём уважении, шансов выпустить мощные релизы и достичь уровня популярности хотя бы того же Рэма или Лочи у них не так много.

Пожалуй, единственный пример участника, который что-то получил после участия в 17ib – это Drummatix, которая теперь выпускает треки и гоняет с концертами. Но это тоже очень нишевая история, почти такая же, как шутки и мемы вокруг Лучника с Петухинезисом. Турнир близится к кульминации, но ярких новичков на горизонте всё ещё не видно.

Архаичный рэп

Возвращаемся на пару абзацев назад: подавляющее большинство участников 17-го независимого – это опытные онлайнеры. Именно в этом заключается главная проблема проекта. Офлайны шесть лет назад прикончили онлайны во многом потому, что дали аудитории нечто более яркое и разнообразное, чем олдскулльный бубнёж под бит. Но наступил 2020-й, и все почему-то решили, что за этим неуклюжим архаичным рэпом скрывается что-то сакральное. Но нет – просто Оксимирон впал в ностальгию и потянул всех за собой.

99% треков «семнашки» невозможно слушать. Включая плейлисты каждого раунда, я будто возвращаюсь в детство, где кроме поп-рэпа и подъездного андера ничего толком не существовало. Скудные мысли, пережёванные тысячу раз темы, банальные рифмы, вторичный флоу – именно из этого состоят почти все эти неловкие попытки МС с «семнашки» делать рэпчик.

17ib – это машина времени для скучающих по давним временам старичков, которые не любят новую школу и ограничиваются в экспериментах только быстрой тараторкой. Да даже треки Окси и Нойза – это всё такой же скучный бубнёж под безликие биты, будто привет из 2008-го года. Парадокс, но их батловое творчество «нулевых» звучит гораздо ярче современного – «Один из вас» и «Йети и дети» до сих пор неплохо звучат в тусовочных плейлистах. А слушать на репите «ланца-дрица-оп-цаца» и прочие «барибэ» как-то совсем не хочется.

Конечно, речь не обо всех участниках. Некоторые экспериментируют со стилем и расширяют границы жанра. Большинству это удаётся не очень хорошо, поэтому олдскулльные панчи СД вполне закономерно перевесили завывания Дипа. Но тот же Федя Букер круто и органично своему образу перешёл на алкогольный русский панк в стиле «КиШ». А скрывающийся за ником Цуру поэт Птицами вполне успешно размывает границы между ванильными стишками и мрачным абстрактом.

Жаль, что открытых для нового и умеющих грамотно вплетать в трек разные стили МС слишком мало. Поэтому даже попсу от Егора Крида на 17ib слушать приятнее, чем очередной бубнёж ни о чём. Нет, ну серьёзно: вам правда кажется нормальным, что какой-то ноунейм пытался вынести Оксимирона припевом «Живи, живи во мне, моя жажда жизни»?

Колхозные соцсети

Каждое утро я просыпаюсь и по профессиональной необходимости открываю телеграм-канал 17ib. И каждый раз первое, что меня встречает там – это зафотошопленные мерзкие силиконовые куклы. Даже опустим тезис, что все нормальные медиа, кроме нескольких спортивных, давно отказались от сексуальной объективации. Ок, да, это русский рэп, его в основном слушают подростки, а они обожают смотреть на сиськи и жопы в интернете. Но можно, в таком случае, хотя бы нормальные картинки подбирать?

РиП и другие популярные рэп-паблики тоже ведут себя не особо умно, форся фоточки Кати Кищук и Эмили Ратаковски. Но это хотя бы можно понять и как-то объяснить – девушки красивые, актуальные и кое-как, но подходят по тематике. Админы же соцсетей 17ib будто бы сохранили старинные CD-диски, которые передавали друг другу в школе во времена, когда интернета в России у большинства людей не было. Серьёзно, таких картинок я года с 2008-го нигде не видел – абсолютная вульгарщина и безвкусица. И вдобавок самый тупорылый приём для привлечения внимания.

Популярные артисты помогли паблику и каналу «семнашки» набрать солидное количество подписчиков, но на работе соцсетей возросший ажиотаж никак не сказался. Дизайн всех картинок просто вырвиглазный, посты слишком огромные и многословные, а одержимость смайликами в каждом абзаце отдаёт инстаграмом какого-нибудь очередного «жопастого философа». Соцсети – это лицо любого современного проекта. Увы, но у 17 независимого вместо лица лишь огромная уродливая силиконовая задница.


Главное по теме «Рэп»
Тимофей Яценко
17 Сен '20
14 003 
У Оксимирона вышел новый трек. Это фит с группой «25/17»
Песня про тяжелую судьбу России.
Кирилл Воробьев
12 Сен '20
3 881 
«Свиное рыло» ЛСП – идеальный концептуальный альбом. Остроумнее «Горгорода» Оксимирона
Кир Воробьев плевался при первом прослушивании и восторгался при втором.
Андрей Ставицкий
11 Сен '20
1 984 
«Мы больше не одно целое». Тимати и Анастасия Решетова разводятся
Насыщенный год в жизни рэпера.
Андрей Ставицкий
15 Авг '20
4 188 
«Опасность – это когда ты видишь ее и контролируешь». Теперь ясно, почему Макс Корж не дает интервью
«#####, он тупой что-ли?»
Тимофей Яценко
14 Авг '20
3 452 
Сын Децла выпустил первый трек. Музыку для него написал давний оппонент Гнойного
Парень начал музыкальную карьеру в 15 лет.
Андрей Ставицкий
11 Авг '20
3 968 
«Прости, но ты больше не разнесёшь стадик». Макс Корж попросил белорусов не протестовать – теперь его ненавидят
Слушать Коржа на баррикадах больше не будут.
Комментарии