За что тут ТЭФИ?

Проект «На ножах» появился на «Пятнице» в середине 2016 года. С тех пор ребята наснимали четыре сезона, а ведущий, ресторатор Константин Ивлев, обошел около восьмидесяти общепитов. Шоу набрало весомую популярность и обзавелось премией ТЭФИ, как лучшая развлекательная программа. И если вы не знаете, как выглядит несправедливость, то поздравляю, теперь знаете. 

Однотипные сюжеты нагоняют тоску, сценарий не меняется из выпуска в выпуск, а польза проекта ставится под сомнение даже его непосредственными участниками. Короче говоря, «На ножах» — самое переоцененное шоу, которому нужны хоть какие-то перемены. И вот почему.


Одно и то же 

Чтобы полностью оценить формат передачи и ее сюжетные перипетии, достаточно посмотреть хотя бы один выпуск. Сценарий прост, как инфузория, и умещается в элементарную схему:

  1. Ивлева приводят в умирающую и никому не нужную кафешку. Ребята, работающие в этом аду, жалуются на отсутствие посетителей и денег.
  2. Ивлев пробует убогие блюда из старомодного меню, после материт поваров и разбирается с ними на кухне (где либо грязно, либо ползают тараканы). Персонал не понимает своих ошибок, спорит с ресторатором, но получает пару ласковых и успокаивается. 
  3. Константин проверяет, справится ли кухня с бешеным наплывом посетителей, и в общепит слетается толпа людей. Повара в панике, гости в шоке, еда — говно.
  4. Ивлев меняет концепцию ресторана, вывеску, дизайн и меню. Учит поваров готовить свои блюда и объявляет о том, что скоро в общепит заявится еще одна кучка посетителей. Справьтесь хотя бы с ней.
  5. Сначала все традиционно косячат, а после собирают остатки своей чести и выходят из тяжелой ситуации. Ивлев желает ресторану удачи и уезжает навстречу новым приключениям. Все счастливы. 

И так буквально в каждом выпуске. Если просмотр двух-трех эпизодов еще может принести хоть какое-то удовольствие, то лицезреть этот конвейер на постоянной основе невозможно. Начинаешь предугадывать, что будет в следующем кадре, и впадаешь в уныние. 

Повторение деталей

Сложно понять, почему сценаристы проекта до сих пор не придумали другой вариант развития событий. Пусть общепит справится с наплывом посетителей или хотя бы раз порадует Ивлева едой и чистотой. Нужно что-нибудь отличающее один выпуск от другого. 

Сами участники уверяют: большая часть шоу — постановка. Нет на кухне ни тараканов, ни серьезных конфликтов. Персонал лишь выполняет команды режиссера, и даже Ивлев ругается по требованию извне. А сценарий все тот же. Это ли не дичь?

Сомнительная польза 

Сначала мне казалось, что на экране — рекламный проект для провинциальных ресторанов. Но это не так: на самом деле, шоу Ивлева бесполезно. Большинство общепитов, которые проходят через «ивлевское» обновление, в итоге, либо возвращается к привычной концепции (а там столовские меню, долги и безрадостная жизнь), либо закрывается через пару месяцев работы. Даже сам Константин признавался, что после его шоу выживает лишь 30 процентов кафе. Но выживание — не есть процветание. 

«Пять дней съемок в закрытом кафе принесли нам больше убытков, чем прибыли. Выхлоп был минимальный. Если говорить о конкретных суммах, то потеряли мы около 200 тысяч рублей, а в качестве компенсации получили примерно 50», — рассказывал Аркадий Шаров, один из участников проекта. 

Жалобы

Однако чудеса случаются, и дважды эта телевизионная свиноматка все-таки дала сбой. Сначала эксцентричная владелица ресторана «Хлебсоль» обалдела от того, что Ивлев превратил ее великое детище в пельменную. Тетка сорвала все вывески и прогнала команду Константина.

Та самая женщина. Скоро у нее бомбанет

Дальше крышу снесло еще одному ресторанному гению — хозяину бара «Заправка». Мужицкое заведение превратилось в двусмысленный «Сосисон», а отдельной критики удостоился убогий ремонт от Ивлева и Ко. 

В ответ Константин заявил, что делает лишь косметические исправления. Казалось бы, логично: это же все-таки шоу, и развлечение телезрителей гораздо важнее реальной помощи, серьезных обновлений и прочей шелухи. А потом вдруг вспоминаешь, что смотреть восемьдесят одинаковых выпусков — ни разу не развлечение.

ДБЛЗМ — канал автора в Дзене


Комментарии